По данным Росстата, цены на лекарства в прошлом году выросли почти на треть. При этом дорожают даже препараты из списка ЖНВЛП, которые повышать до сих пор запрещалось. Однако из-за угрозы ряда производителей уйти с рынка (некоторые зарегистрированные цены оказались гораздо ниже рентабельности), властям пришлось разрешить индексацию.
Но новый порядок ценообразования оказался чрезвычайно сложным. К тому же профильные ведомства так и не пришли к соглашению, как перерегистрировать цены на практике. По словам производителей, власти требуют подачи нового пакета документов на регистрацию, если меняется или расширяется площадка производства препарата, а в ФАС заявляют, что при таких изменениях согласование с антимонопольным ведомством не требуется. В итоге некоторым компаниям в течение трех месяцев (столько времени прошло с момента вступления его в силу) так и не удалось пройти сию процедуру. А это значит, что жизненно-важные лекарства могут исчезнуть с прилавков аптек..
«Бюрократические проволочки становятся приметой и так непростого для производителей отечественных лекарств времени. Но вопрос регистрации цены также тесно связан и с тем, как соблюдаются эти самые предельные цены, которые устанавливают на список жизненно важных лекарств, чтобы не допустить скачков цен и ущемления прав потребителей. Наш анализ показал, что с этой задачей министерство также справляется неудовлетворительно», - рассказывает директор Фонда «Здоровье», член Центрального штаба ОНФ Эдуард Гаврилов.
По данным Фонда, некоторые регионы проводят торги в обход закона и заключают контракты с дистрибьюторами на закупку лекарств по ценам, превышающим предельные зарегистрированные. Например, Минздрав Республики Марий Эл закупил 76 упаковок препарата ритуксимаб, применяемого при лечении онкологических заболеваний, по цене, превышающей зарегистрированную предельную отпускную (67 123,3 рубля с учетом НДС), - по 83 751,69 рубля. Байкаловская центральная районная больница Свердловской области закупила тот же препарат по 70 083,33 рубля. Для сравнения: Сургутская окружная клиническая больница Ханты-Мансийского АО нашла возможность закупить тот же препарат всего лишь по 60 451,60 рубля за упаковку. «Получается, что в Марий Эл переплата только по одному контракту по сравнению с ХМАО составила более 1 миллиона 770 тысяч рублей, а в Свердловской области – более 732 тысяч рублей. Эти деньги могли пойти на закупку других необходимых лекарств», - отмечает Гаврилов.
Такие же нарушения, по мнению экспертов, допускаются регионами даже при закупке относительно дешевых лекарств. Например, Первомайская ЦРБ имени А.Ф.Воробьева (Алтайский край) заключила контракт на поставку применяемого при гипертонии эналаприла (10 мг № 20) по цене 24,2 рублей за упаковку при зарегистрированной предельной отпускной цене 11,4 рубля с учетом НДС. В то же время Специализированная психиатрическая больница № 7 Краснодарского края закупила эналаприл по 9,02 рубля за упаковку. Такая неоправданная разница в ценах помешала Первомайской ЦРБ закупить еще 151 упаковку препарата без выделения дополнительных средств.
Есть и еще одна причина опасаться, что препараты из списка ЖНВЛП скоро могут стать дефицитом. Разработан законопроект, разрешающий лишать лицензии те аптеки, которые завышают на них цены — хоть на 50 копеек. Такое, кстати, происходит нередко, и вовсе не из-за алчности аптек. Например, предельные цены установлены на упаковки препаратов в 10 таблеток, а если приходят упаковки в 50 таблеток, аптекарям ничего не остается, как производить математические подсчеты самим — вычислять среднюю цену таблетки и умножать на их количество. А потом еще прибавлять все существующие наценки. Ошибка даже в несколько копеек скоро может обернуться угрозой лишения лицензии. Выходит, аптекам будет просто невыгодно брать на реализацию жизненно-необходимые лекарства — тем более что требований их обязательного присутствия в ассортименте просто не существует.
Тем временем, власти успокаивают население тем, что цены на лекарства из перечня ЖНВЛП выросли совсем незначительно: на 7,4% в рознице и на 5,4% в госпитальном секторе.
СПРАВКА «МК». По оперативным данным Росстата, за 2015 г. в России снизилось производство антибактериальных препаратов – на 6,6% в упаковках и на 8,7% - во флаконах. Сократилось производство лекарств для лечения сердечно-сосудистых заболеваний - на 2,6% в упаковках и на 8,5% - во флаконах. На 16,7%, уменьшилось производство лекарств для лечения онкологических заболеваний. Одновременно цены на медикаменты выросли на 22,8%, во многом за счет препаратов российского производства.