Желтая карточка для родителей: как не замучить ребенка кружками

Сколько дополнительных внеучебных занятий должно быть у школьников

С 1 сентября активно заработают не только школы, но и притихшие было за лето учреждения дополнительного образования — кружки и секции. В пользе их работы не сомневается никто. Однако все, как известно, хорошо в меру. В том, в сколько кружков стоит записать младшего школьника, чтобы не создать ему чрезмерных нагрузок прямо с начала учебного года, вместе с «МК» разбиралась крупный эксперт, завкафедрой дошкольной педагогики и психологии Московского государственного психолого-педагогического университета Ирина Бурлакова.

Сколько дополнительных внеучебных занятий должно быть у школьников

Понятно, что все дети разные, а потому единых жестких правил по количеству посещаемых ими кружков нет и быть не может. Ни для кого не секрет: то, что для одного легко и просто, для другого может представлять собой непреодолимые трудности, да и нагрузки в разных детских садах и школах разнятся. Так что решение об оптимальных объемах своей «внеучебки» надо принимать, исходя из конкретных обстоятельств.

Что касается дошкольников, то им Ирина Бурлакова рекомендует посещение кружков, только если в образовательной программе детского сада, с точки зрения родителей, чего-то недостает, или они хотят для своих ребятишек какой-то определенной специализации — например, занятий танцами. Главное условие тут, чтобы и при посещении кружка у дошкольника сохранялась возможность какое-то время поиграть одному, а также пообщаться со сверстниками. Во всех же остальных случаях того, что дает ребенку наш детский сад, более чем достаточно, и дополнительные занятия в кружках и секциях не нужны».

У младших школьников, по словам ведущего эксперта, также обязательно должно быть время для общения с друзьями и, конечно же, с родителями, чего сейчас всем нам так не хватает: «Занятия в кружках ни в коем случае не должны этого общения подменять! При этом в любом случае советую записывать младших школьников не больше, чем в один-два кружка, чтобы ни в коем случае их не перегружать».

Если выбранных кружков окажется два, то стоит подумать об их сочетании. Неплохо, если какой-нибудь «сидячий» вид дополнительного образования, вроде кружка по вышиванию для девочек, дополнит спортивная секция. Спорт, считает детский психолог, «никогда не помешает. Только он не должен быть на профессиональном уровне, если, конечно, родители не приняли твердого решения связать с ним всю будущую судьбу своего ребенка».

Впрочем, даже в детском саду, не говоря о младшей школе, далеко не все определяет желание родителей. Многое зависит от предпочтений самого ребенка. И в этой связи возникает вопрос, что делать, если он сильно разбрасывается — записывается в массу кружков, но потом быстро остывает и бросает их, либо наоборот: не хочет записываться никуда, предпочитая после уроков идти домой.

В первом случае это, конечно, нехорошо - записаться в один кружок, потом бросить, записался в другой. Но тут главная задача родителей понять, почему это происходит, считает Ирина Бурлакова: «Возможно, это вина (или беда) кружка, и ребенку там попросту скучно. Возможно, выбранное сгоряча занятие просто «не его», и, походив в данный кружок, он сам это понял. Ну а, может быть, ваш малыш просто не любит преодолевать трудности. И тогда с этим надо работать. Однако в любом случае надо следить за его успеваемостью в школе, ведь школьно-учебная деятельность важнее, а все дети разные».

Не менее важно разобраться, почему у вашего ребенка нет желания записаться в кружок. Может, он просто книгочей и самое интересное для него — читать? В этом случае не надо сокращать его время на чтение, а можно попробовать приобщить к какой-то близкой сфере деятельности: например, к занятиям в театральном кружке. В целом же стимулировать ребенка к посещению кружков, если сам он не проявляет к этому охоты, стоит лишь, если это «неучастие» мешает его общению с другими детьми. Если же у него есть друзья и ему психологически комфортно в школьном коллективе, значит, все в порядке и «форсировать» запись в кружок не стоит.

Но вот все проблемы позади, ребенок выбрал себе кружок и с удовольствием посещает его после школы. Как понять, по силам ли ему эта дополнительная нагрузка? Ирина Бурлакова называет несколько важных индикаторов перегрузки:

- У младшего школьника это, прежде всего, ухудшение успеваемости: раньше его хватало и на кружки, и легко делались домашние задания, а потом вдруг повысилась утомляемость. Другой тревожный симптом - появление повышенной возбудимости. Надо внимательно следить за поведением ребенка и отмечать, не появилось ли что-то новое, непривычное, настораживающее: например, ребенок стал дольше спать, забросил все свои прежние интересы, слишком стал утомляться при подготовке уроков или приходит уставшим уже из школы. Если вы видите, что он утомляется, тогда, конечно, кружков не надо. Ну, а если они ему по силам, то это здорово! Тем более, что сейчас работа кружков организована так, что туда не надо ездить: существенная их часть находится непосредственно в школе, а это экономит силы и время детей и родителей.

Сюжет:

Снова в школу

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру