От грубых ботинок до гетр с шипами: «МК» проследил эволюцию футбольной экипировки

Форменное одевательство

Даже если футболист не в форме, он все равно в форме. И эволюция этой формы — довольно интересное явление. Экипировка спортсменов в зависимости от времени менялась то медленно, то стремительно и оказалась очень восприимчива к научным достижениям. И страшно представить, какие разработки предложат производители к чемпионату мира 2018 года, который пройдет в России. От грубых ботинок и тяжелых рубашек до синтетических футболок и легчайших бутс — вся история футбольной моды в материале «МК». Да, и про женщин мы тоже не забыли.

Форменное одевательство
ФОТО: АРХИВ МУЗЕЯ ФК “СПАРТАК”

Так называемый лук

Современный футболист, облачи его в то, в чем играли в любимую игру миллионов в конце ХIХ века, вряд ли показал бы ту прыть, которую нынешние болельщики привыкли видеть на поле. В рабочих кварталах Англии мяч гоняли в тяжелых ботинках и комбинезонах. И даже когда футбол из дворов частично переехал в организованные и официальные клубы, экипировка спортсменов не сильно отличалась от уличной. Брюки, заправленные в носки, или очень длинные шорты, свитера или рубашки на пуговицах, иногда шапочки или береты, тяжелые кожаные бутсы. Но о бутсах потом...

К примеру, рассматриваем фотографии игроков лондонского «Арсенала» в разные годы.

1895-й. Рубашка с длинными рукавами на двух пуговицах, отложной воротник, длинные узкие шорты. И шапочка!

В 1905-м рубашка сменяется футболкой с длинными рукавами, без воротника, но по-прежнему на пуговицах. К 1920 году вместо пуговиц появляется шнуровка, а в 30-е возвращаются и пуговицы, и воротничок, который исчезает только в конце 50-х годов.

Или, например, «Барселона». На фото 1899 года игрок в такой же рубашке на пуговицах, но вместо длинных шорт брюки на ремне. Далее все точно так же, как и у англичан.

Вообще шнуровка на воротничке (как и на кожаном мяче того времени) продержалась очень долго, но в итоге ушла в историю как небезопасный элемент. Футбол — игра контактная, и затянувшаяся на шее веревка — не самый фантастический вариант. Футболки, которые сменили рубашки, сначала были довольно широкими, с годами их все больше усовершенствовали, и теперь у многих команд футболки облипают тело, делая игроков эдакими сексуальными мачо.

Со временем и шорты становились все короче. В длинных было не очень комфортно играть, опять же тяжело. Ускоренное укорачивание шорт началось после Второй мировой войны с Италии и Венгрии. В итоге дошли до того, что штаны стали ультракороткими. Архивные фото рассказывают нам, как сборная СССР, ставшая членом ФИФА лишь после Второй мировой войны, а официальные выступления начавшая к Олимпиаде 1952 года, рассекает английские газоны чемпионата мира 1966 года в коротеньких легкоатлетических белых шортах.

И если в 60–70-е годы на футбольных полях царил минимализм: короткие шорты, футболки без наворотов (по большей части без воротничков, пуговиц, шнуровок, лишних надписей), то в конце 80-х и в 90-е в моду вошла пестрая вратарская форма. Голкиперы напоминали разноцветных попугаев, но всех перещеголял модник Хорхе Кампос, вратарь мексиканской сборной. Он сам принимал участие в создании своей формы, и невыносимо пестрая расцветка вратарского свитера, похоже, наводила ужас на форвардов команды противника.

Вообще, если создавать рейтинг самых ужасных экипировок в истории футбола, большинство пунктов в этом списке займут футболки из 90-х. Адовые расцветки и раскраски пестрели на международных турнирах и внутренних чемпионатах. Например, в 1992 году «тигры» «Халл Сити» решили действительно перевоплотиться в хищников и облачились в футболки тигриной расцветки, изменив строгой черно-желтой форме. Форму же сборной Австралии образца 1990 года можно смело назвать «в коробке с карандашами».

Современные же газоны практически превратились в подиумы. Дэвид Бекхэм сделал так, что футболисты стали часто появляться на обложках не только спортивных, но и гламурных журналов. Он возил с собой на турниры личного парикмахера, поэтому не зря стал называться первым метросексуалом в футболе. Сейчас эта роль полностью принадлежит Криштиану Роналду. Впрочем, нынешние производители спортивной одежды способны сделать героем глянца любого выходящего на поле. И если шорты со временем удлинились, правда, сделавшись уже, то футболки в последнее время имеют тенденцию к обтягиванию мускулистых тел. Кроме всего прочего, форма может быть каких угодно кислотных цветов. Бал здесь правят «Барселона» и «Реал», в каких только тонах не выходившие на поле: салатовом, бирюзовом, оранжево-желтом, розовом...

Законодателями мод хотели стать футболисты из Камеруна, но строгие дяди из ФИФА им это запретили и даже пригрозили снятием очков за нововведения в экипировке. «Неукротимые львы» вышли на матчи Кубка Африки в футболках без рукавов, как баскетболисты. Ну просто им было очень жарко! Когда этой форме было отказано в праве на существование, камерунцы оделись в комбинезоны. Трусы и майки были объединены в облегающий костюм. Но и этот номер не прошел, так что сейчас сборная Камеруна выглядит так же, как все.

Впрочем, африканцы могут творить со своей формой что-то невообразимое, причем это будет незаметно глазу. Как рассказывает хранитель футбольной истории, директор музея «Спартака» Алексей Матвеев, со своей экипировкой футболисты с Черного континента любят совершать оккультные ритуалы: «Это поведал один европейский журналист, побывавший на тайной церемонии в южноафриканском клубе «Хантингтон Юнайтед». Они стирали футболки в бочке с частицами зверей и растений, вызывая духов предков, обрабатывали копытом зебры, потому что эти манипуляции могли передать игрокам силу и выносливость животного, а свитер вратаря обмазывали лапой обезьяны, чтобы сделать кипера таким же прыгучим». Так что с африканцами надо быть поосторожнее!

Технологии выходят на первый план

В последнее время все изменения в футбольной форме больше относятся не к внешнему виду, а к технологиям ее изготовления.

Сначала форму шили из хлопка. И как только шел дождь, штаны и рубашка мгновенно впитывали влагу — и футболисту приходилось таскать на себе весь матч внушительный вес. Изобретение синтетики усовершенствовало футбольную экипировку. Ее стало легче носить, и к телу она так противно не прилипала.

Сейчас над тем, чтобы сделать одежду для спортсменов еще круче, трудятся целые лаборатории. Производители спортивной экипировки придумали материал, который улучшает потоотделение, способствует контролю температуры тела, выводит влагу с поверхности кожи и поглощает ее. Или влага испаряется с поверхности ткани.

Кроме того, она не деформируется, не мнется, не пахнет. Швы спрятаны, ничего не трет, не давит. Все для вас, только играйте!

К последнему чемпионату мира в Бразилии, где было довольно жарко, изготовители порадовали игроков еще одной новинкой: жилетами, которые позволяли не перегреваться. Особая технология сохраняла температурный баланс тела у игроков, ожидающих выхода на замену. Жилет хранился в специальных холодильниках до того, как футболист его надевал.

Таким образом, на первый план вышла забота не о внешнем виде футболистов, а об их комфорте и здоровье. Что будет дальше, даже страшно представить. Возможно, через четыре года, как раз к чемпионату мира в России, экипировка игроков будет подпитывать их внутривенно во время матча и сохранять баланс жидкости в организме — и перерывы на водопой в жаркую погоду будут уже не нужны.

Много букв

Говоря о футбольной моде, нельзя забыть про надписи на футболках: номера, фамилии и логотипы спонсоров. Все это, конечно, появилось далеко не сразу. «Первые номера появились на футболках во время финала Кубка Англии в 1933 году, — рассказывает Алексей Матвеев. — Но узаконили нумерацию только спустя шесть лет. А на чемпионатах мира они окончательно прижились в 1950 году». Фамилии и вовсе появились лишь в 1992 году.

Больше всех в том, что касается номеров, выпендривался шотландский «Селтик». Они с 1960-го аж до 1994-го штамповали номера на трусах, а не на футболках. На самом деле причина была уважительная: из-за дизайна формы на футболках номера были плохо видны.

Многим отдельным оригиналам удавалось попижонить с номерами. Например, игрок шотландского «Абердина» Хишам Зеруали, получивший от болельщиков прозвище Зеро (Ноль), именно под этим номером в порядке исключения отыграл целый год, хотя правила ФИФА этого не позволяют (в современном футболе игроки могут брать любой номер от 1 до 99). Или вратарь «Сан-Паулу» Рожерио Сени какое-то время выходил на поле под «пожарным» номером 01. Еще одна интересная история была с Иваном Саморано. Ивану, привыкшему выступать под номером 9 в «Реале», не достался любимый номер при переходе в «Интер», вернее, ему пришлось уступить его Роналдо. Тогда смекалистый Иван взял себе 18-й номер и собственноручно прилепил между цифрами 1 и 8 плюсик.

Ну и сейчас сложно представить себе футболки игроков без названия титульного спонсора, что в первой половине прошлого века казалось чем-то из области фантастики. Первым клубом, осмелившимся разместить на форме логотип спонсора, был немецкий «Айнтрахт» из Брауншвейга. На груди игроков стали красоваться оленьи рога — символ известного крепкого напитка. Позже опыт переняли и другие клубы, и с 70-х годов логотипы стали расползаться по игровой форме футболистов. К концу 80-х новое веяние добралось и до СССР: первопроходцем стал московский «Спартак».

Последним бастионом, который пал лишь в 2006 году, была «Барселона». И то сначала они разместили на футболках название благотворительной организации, и лишь в 2012-м у сине-гранатовых появилась полноценная реклама.

Вообще с размещением рекламы на форме случались и забавные случаи. Например, испанская команда «Депортиво Логроньес» была близка к тому, чтобы разместить на футболках рекламу эротического портала, чему воспротивились сами футболисты. А форму «Атлетико Мадрид» в 2006-м и вовсе называли киноафишей: по контракту с известной кинокомпанией чуть ли не на каждый матч игроки выходили с названием появившегося в прокате фильма на груди. Сейчас, кстати, подобный же ход сделала итальянская «Сампдория».

На поле леди!

На самом деле история эволюции женской футбольной формы еще интереснее, хотя про нее редко кто вспоминает. А ведь женщины начали играть в футбол тоже очень давно, хоть и превратился он в настоящий вид спорта лишь в 70-е годы ХХ века. Исправляем эту несправедливость.

Первое упоминание о женском футболе, которое удалось обнаружить, относится к 1869 году. В августовском номере журнала «Харперс Базар» изображены девушки, гоняющие мяч в шляпках, кринолинах и в ботиночках на каблучке. Картинка забавная, но так было не всегда. История сохранила сувенирные фигурки футболисток конца ХIХ века: барышни одеты в мягкие игровые сапожки, шаровары и свитера. Шаровары вообще все больше распространяются, и на изображениях в 1890-е годы все чаще появляются девушки в брюках и гетрах.

В начале ХХ века в женский футбол уже играют во всей Европе. На рисунках, датированных 1920 годом, видно, что в Италии футболистки играли в шортах чуть выше колен, мужских ботинках и удлиненных рубашках. С тех пор женская форма менялась медленно. В 1955 году в Германии женщины одевались в футболки, похожие на современные, в короткие шорты, расширяющиеся книзу, что напоминало юбки. Хотя некоторые продолжали выходить в юбочках выше колен.

В дальнейшем форма в женском футболе практически повторяла мужскую. Сейчас девушкам шьют слегка приталенные футболки.

Что касается бутс, то в ХIХ веке обувь, в которой играли женщины, отличалась от той, которую они носили повседневно, количеством отверстий для шнурков (их было больше), высотой каблука. Потом они играли в мужских, просто меньшего размера. В 80-е годы начали выпускать чисто женскую футбольную обувь, но отличалась она разве что цветом и размером. Но современные производители начали понимать, что анатомия женщины все-таки отличается от анатомии мужчины. У женщин более узкая пятка, более высокий прогиб стопы, и потом женщины просто весят гораздо меньше. И первые изготовленные специально для женской ножки бутсы появились в 1995 году. В них задняя часть сделана более узкой, при этом обувь сидит более плотно, что снижает риск травм.

Из кандалов — в носки

Раз уж начали про бутсы, продолжим про мужские. Грубые ботинки из твердой кожи с коваными шипами и металлическим носком, к тому же намокавшие во время дождя, — вот в таких кандалах приходилось играть в конце XIX века. Пудовые гири на ногах не добавляли игре легкости, к тому же ими было элементарно нанести травму сопернику. В итоге Английская футбольная ассоциация стала бороться с травмоопасной обувью, так появились первые кожаные шипы и ботинки меньшего веса. В дальнейшем футбольная обувь почти не менялась, пока на арену не вышел Адольф Дасслер. Семья баварских сапожников сделала себе имя на спортивной обуви. На чемпионате мира 1954 года в бутсы от Ади была обута немецкая сборная, которая в финале совершенно неожиданно обыграла Венгрию. Просто экипировщик сборной Дасслер в перерыве снял с футболистов намокшую от дождя обувь и надел на них бутсы с более длинными шипами.

С тех пор индустрия спортивной обуви развивалась семимильными шагами, чему способствовала конкуренция между Адольфом и его братом Рудольфом, также создавшим всемирно известную компанию. Но самые знаменитые бутсы, самые успешные за всю историю выпустил все-таки Ади. Бутсы Copa Mundial, выпущенные к чемпионату мира 1982 года, до сих пор на слуху у всех, кто мало-мальски интересуется футболом.

Теперь же производители спортивной обуви к каждому мундиалю готовят очередные сюрпризы. Мир видел уже и сменные шипы, и как кожа сменялась более прочными и удобными искусственными материалами, и шипы овальной формы, что обеспечивало лучший контакт с покрытием, и популярное веяние последних лет — яркие бутсы цвета «вырви глаз». Теперь у футболистов есть возможность играть в «умных» бутсах, с вмонтированным в пятку чипом, записывающим скорость, количество шагов и силу удара по мячу. Производители уменьшили вес футбольной обуви до невообразимых величин — до 150 граммов. Мало того! В 2012 году вышли специальные бутсы с 5 зонами для обработки мяча. Скоро, похоже, на поле будут выпускать только бутсы. А футболисты будут управлять ими дистанционно, сидя в пабе.

В Бразилии была представлена новая разработка: текстильная основа ботинка. Получилось, словно к гетрам приделали шипы. Эта обувь, как утверждают разработчики, полностью незаметна в процессе игры, но при этом сохраняется хорошая фиксация стопы и пятки. Они и надеваются, как носок, и воздух пропускают лучше, чем другие бутсы. Кроме того, текстильная природа бутс позволяет применять любую фантазию в области дизайна и создавать такую цветовую комбинацию, которую раньше никто не мог воспроизвести. Так что неоновые цвета на ногах у футболистов скоро покажутся нам устаревшим трендом.

Технологии не стоят на месте. С появлением 3D-печати, возможно, скоро любой атлет сможет создать сам те бутсы, которые будут ему идеально подходить. Правда, производители не боятся остаться без работы. «Мы все равно сделаем это лучше», — говорят они.

* * *

Через четыре года чемпионат мира пройдет в России, и наверняка нас ждут очередные новинки из тех, что уже сейчас разрабатываются в секретных лабораториях производителей футбольной экипировки. Но до самой презентации эти монстры спортивного потребления будут держать в секрете все, что наработали. Тем не менее интересно было бы узнать, что хотят сами футболисты от новых разработок. Об этом мы спросили тренера молодежной команды ЦСКА Александра Гришина, чьи подопечные, возможно, будут в 2018 году главной ударной силой сборной. Впрочем, Александр Сергеевич считает, что футболистам уже и так настолько комфортно, что даже придумать что-то новое будет сложно: «И футболки практически невесомые, и бутсы такие, словно их на ногах вообще нет. Поэтому главное, чтобы футболисты были хорошие, а с формой и так все в порядке. Хороший футболист и в валенках отлично сыграет, а плохому танцору, сами знаете, что мешает. Туфли узкие».

Хотя можно предположить, что пока мы даже не догадываемся, какой может стать новая форма. А потом футболист наденет ее и подумает: «И как я раньше без этого бегал?» Так что экипировщики наверняка смогут нас удивить.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26646 от 10 октября 2014

Заголовок в газете: Форменное одевательство

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру