Дураки на дорогах: гостей мундиаля на российских улицах ждет сущий ад

В Москве обычные действия для пешехода на «зебре» – озираться по сторонам

05.06.2018 в 12:40, просмотров: 3738

В столице водить машину непросто. Неопытные водители традиционно являются изгоями на дорогах, а с наступлением лета естественный отбор набирает обороты. Как в связи с этим встретит столица гостей, приехавших на чемпионат мира по футболу и планирующих взять машину напрокат? Как будет организовано движение для официальных делегаций? С какими типами водителей столкнутся зарубежные автолюбители на московских улицах?

Дураки на дорогах: гостей мундиаля на российских улицах ждет сущий ад
фото: Геннадий Черкасов

Автомобилисты на улицах Москвы демонстрируют все критические точки общества, дорога является своего рода моделью социума, отражающей городскую жизнь и отношения между людьми. Среди автолюбителей встречаются самые разнообразные социальные типы, которые и формируют дорожную обстановку в городе. О своих наблюдениях «МК» рассказали представители автошкол.

Мигрант и его маршрутка

Актуальная беда на дорогах города, по мнению представителей автошкол, это огромное количество мигрантов, толком не умеющих ездить.

«Я был свидетелем аварии, когда автобус за 50 метров до остановки обгонял учебную машину, идущую в правом ряду, и водитель не смог вовремя затормозить, снес ограждение, напугав полный салон пассажиров. Был и другой случай, когда маршрутка попала в аварию из-за перегруза, тормоза не справились, так как вместо 11 человек в салоне находилось 23 пассажира!», - вспоминает инструктор по вождению Олег Белов.

То, что происходит в египетских автобусах — когда водитель, не снижая скорости, покидает свое место, идет в салон и открывает люк, становится вполне реальным и для Москвы. Картина маслом: маршрутка, едва говорящий по-русски водитель, который, придерживая руль, по телефону общается в видео-чате. «Мы зачем-то посадили гастарбайтеров на такси и маршрутки. Где-то они раздобыли себе водительский стаж, чтобы им разрешили возить людей, - рассказывает Петр Бакушкин, директор филиала одной из автошкол Москвы. - Они не то, что не знают правил, они не хотят соблюдать их, это касается даже элементарных вещей. Пересекают сплошные, останавливаются, разворачиваются, где хотят. Им без конца приходят штрафы, они сами это оплачивают. Кроме того, мигранты отобрали работу у водителей-москвичей, ведь все упирается в деньги. Хозяевам таксопарков выгоднее брать в штат приезжих и платить на порядок меньше. Они работают, нарушая санитарные нормы. Раньше водителям нельзя было сидеть больше 8 часов за рулем. Сейчас они сутками катаются и засыпают за рулем».

Дорого-богато: хозяева эксклюзивных авто

Поведение водителя на дороге часто связывают с маркой его машины. Владельцы дорогих машин чувствуют себя увереннее и раскрепощеннее. Марка автомобиля как будто говорит окружающим: «Я круче, пропустите меня вперед, отойдите в сторонку». «Владельцы дорогих машин с одной стороны ведут себя нагло, но с другой — боятся их поцарапать, - продолжает Олег Белов, - богатый-то он богатый, а железяка стоит немеренных денег. Но все равно гордость за свой автомобиль у них зашкаливает. Недавно увидел красивый черный лимузин, спрашиваю у водителя, что ж за машина такая. «Это Майбах», - ответил он, распушившись как павлин. И с такой гордостью поехал… Но хочу подчеркнуть, что не в марке машины, не в достатке дело. Поведения водителя – это человеческий фактор, это его воспитание. Сейчас тенденция такая, что люди все с меньшим уважением друг к другу относятся, то же происходит и на дороге. И никакими законами, ужесточением правил это не изменить. Нет культуры – нет правил, нет уважения к закону».

Представители автошкол единодушно заявляют, что помощи и взаимовыручки на дороге теперь стало намного меньше. Хорошо, если одна из десяти машин остановится, и водитель предложит свою помощь. И опять-таки это связано только с человеческим фактором.

«Помню, как зимой несколько лет назад у меня на шоссе сломалась машина – продолжает Олег Белов, - я стоял с протянутой рукой 2 часа, и никто не останавливался. Когда я уже окончательно замерз и чуть ли не лег под колеса, остановился один водитель, который к счастью согласился помочь. За 100 долларов».

Новичкам не везет

Настоящий изгой на дороге — это водитель-новичок. Его внешний признак –восклицательный знак, который он как клеймо должен носить в течение двух лет с момента получения прав. При виде этого знака окружающие водители начинают забивать, вытеснять этого водителя. Почему? По той же причине, по которой в детском саду бьют слабого. И на дороге действует тот же самый закон джунглей. У сильного всегда бессильный виноват. Все забывают о том, что сами были новичками.

«На днях у меня произошел неприятный случай. Еду с ученицей, у нее только второй или третий урок вождения. И вдруг машина заглохла. Включили аварийку, все как положено. И тут сзади нам начинают непрерывно сигналить, а потом эта машина нас обгоняет, водитель высовывается в окно и кричит на девушку, нецензурно обзывает ее, машет средним пальцем. Вот что это? Она расплакалась, мне пришлось где-то полчаса ее успокаивать. Как новичку учиться ездить среди хамов, как? Такое общение на дороге только подрывает уверенность в собственных силах», - считает Олег Белов.

Преподаватели автошкол призывают новичков быть внимательными, не торопиться, аккуратно и вдумчиво вести себя за рулем, потому что автоматизм приходит только года через два регулярной езды. Лучше 10 раз посмотреть и только потом предпринимать какие-то шаги. Опасность наступает, когда 2-3 месяца человек отъездил без аварий и уже начинает чувствовать себя смелее, расслабленнее. Тут и начинаются проблемы.

«По статистике новички чаще участвуют в авариях, чем опытные водители, - продолжает Петр Бакушкин. - Но они не очень-то виноваты, объясню, почему. Человек, который только получил водительское удостоверение, перестраховывается, строго соблюдает правила, все помнит, едет в правом ряду, старается лишнего не делать и никого не подрезать. А люди, которые считают себя суперводителями, начинают сигналить, что, мол, плетешься, едешь медленно. Они ставят новичка в такое положение, что у него пока не хватает опыта выйти из него, и именно поэтому у неопытных водителей происходит много мелких дтп. Проблема в том, что исчезло уважение к начинающим водителям. Новичок боится, что сзади сейчас будут сигналить, что в плотном потоке ему сложно будет маневрировать. В то же время человек со стажем всегда может распознать новичка и проявить терпимость к нему. Только этого почему-то не происходит».

«Я же мать, мне надо в сад»

Женщины, будь они блондинки или брюнетки, уже несколько десятков лет стали полноценными участниками дорожного движения. Мужской шовинизм по отношению к водителям в юбке проявляется не столько на дороге, сколько в интернет-роликах о неудачном паркинге представительниц слабого пола. Почти никогда героями таких роликов не становятся мужчины. Что же касается дорожных ситуаций, то если проезжающие мимо водители видят, что одна из участников ДТП женщина, то априори думают, что виновник — именно она. «Женщина ни в коем случае не изгой на дороге, - считает Олег Белов, - скорее, наоборот, она очень самоуверенно себя ведет, останавливается там, где ей нужно, несмотря на хвост из машин сзади, перекрывает путь, чтобы отвести ребенка в детский сад. При этом она говорит: «мне на минутку». И убегает, оставляя свою машину поперек двора. И пять человек, спешащих на работу, ждут, когда она вернется. Всегда один аргумент: «мне надо». Наверное, это вопрос женской психологии и отношения к окружающим. Это же не от того, что она ездить не умеет. Кто-то объедет ее, кто-то пальцем у виска покрутит, как получится. Ну а стереотип о женском вождении существует до сих пор. Однажды ехал с ученицей, дамой лет шестидесяти, и нас начали подрезать. Мне пришлось резко выворачивать руль, упираться в бордюр. Выхожу, говорю: «Что ты творишь, видишь – учебная машина, за рулем бабка сидит». В общем, слово за слово. Возвращаюсь в машину. Она меня спрашивает: «А где здесь бабка за рулем?» Я говорю: «Извините ради бога, это чисто водительское, и к вам никакого отношения не имеет».

«Многие женщины – отличные водители, - продолжает Петр Бакушкин, - ездят замечательно, внимательные на дороге. Проблема в другом. Когда женщина чувствует прикрытие в лице мужа брата, отца, или когда она сама руководящую должность занимает, она многое начинает себе позволять. Конечно, не все поголовно, это опять вопрос воспитания и культуры. Недавно еду, мне навстречу выезжает джип, движущийся по встречной полосе. Оба останавливаемся, она мне кивает, а я ей. Я выхожу, она недоумевает: «Что случилось?» Я говорю ей: «Девушка, вы едете по встречной полосе». Она в ответ: «Я детей везу». Затем начинает ругаться на меня, говорит, что мужу позвонит сейчас. Я говорю ей, что тем хуже, что вы с детьми на встречку выехали. Но понимаю, что она не слышит, что это бесполезно. Уступаю ей дорогу, а она, поравнявшись со мной, открывает окно и продолжает кричать вдогонку».

Гости Чемпионата мира по футболу на дорогах Москвы

Дорожное сообщество этим летом пополнится водителями-иностранцами и пешеходами из разных уголков мира. По информации ГИБДД, в связи с проведением Чемпионата мира по футболу в столице с 1 июня по 20 июля этого года поменяется режим дорожного движения. Делегации официальных представителей стран-участников, самих спортсменов, членов оргкомитета FIFA, аккредитование сми будут обслуживать транспортные компании, чей автотранспорт будут пускать по выделенной полосе, чтобы не держать их в заторах. Кроме того, их будут сопровождать транспортные средства, оборудованные проблесковыми маячками. В день открытия чемпионата и матчей будут перекрыты улицы в районе стадионов.

МВД, ГИБДД и спецслужбы планируют усилить контроль за каршеринговыми компаниями, ведь в эти дни на улицах столицы появится много автолюбителей разных национальностей, с разным менталитетом и манерой ездить, взявших машину напрокат. Особо предприимчивые и экономные гости чемпионата ищут автомобиль по знакомым в соцсетях уже сейчас, они и представления не имеют ни о доверенности, ни о страховке, без которых не имеют права сесть за руль чужого авто. Так что в дни чемпионата будут проводиться тщательные проверки документов на дорогах. Доступ к спортивным сооружениям также будет контролироваться ГИБДД. Ожидаются рейды «чистый город», будут штрафоваться владельцы грязных автомобилей, также инспектора ГИБДД будут с повышенным вниманием относиться к соблюдению правил пешеходами. Остается надеяться на гостеприимство самих участников дорожного движения.

«Очень хочется не опозориться и не ударить в грязь лицом перед иностранными гостями. Я не только про автолюбителей говорю, у нас везде процветает наплевательское отношение к окружающим. А в метро зайдите – сколько хамства, сколько неуважения к людям. Давайте будем вежливыми, - призывает Олег Белов, - никакими нововведениями властей не добьешься человечности, только от нас с вами все зависит. Что же касается дороги, не хотелось бы шокировать окружающих своим агрессивным поведением. Нигде в Европе, например, водителю не сигналят в спину только из-за того, что тот медленно едет. У меня был случай в Испании: две машины, движущиеся в параллельных рядах, остановились, водители, очевидно, старые знакомые, стали переговариваться. Несколько секунд это длилось, а сзади собрался хвост из машин. Но никто не сигналил, никто кулаками в окна не махал. И через мгновение все спокойно поехали. Вы у нас представить такое можете? Я – нет. Поэтому очень советую самым нервным и агрессивным товарищам на время чемпионата не садиться за руль или уехать подальше от Москвы».

Во время чемпионата мира по футболу на долю зарубежных гостей выпадет испытание в виде нерегулируемых пешеходных переходов. В Москве обычные действия для пешехода на «зебре» – озираться по сторонам, вглядываться через лобовое стекло в глаза водителя. В свою очередь водитель при виде пешехода, который, не посмотрев на него, смело шагает в капюшоне или под зонтом, искренне возмущается. Представители автошкол рассказали случай, как в Гамбурге водитель резко притормозил перед переходящей старушкой. На зебру не наехал, но завизжавшими тормозами бабулю напугал. И сам очень испугался последствий. Оказалось, не зря. Старушка — божий одуванчик — развернулась и начала дубасить по машине сумкой и клюкой поочередно, не переставая ругаться на всю улицу. Водитель смиренно сидел в машине, опустив глаза. Вытерпел всю эту экзекуцию, после чего срочно покинул место встречи с бабулей…

«Сейчас у нас к чемпионату все активно готовятся, улицы чуть ли не с мылом обещают мыть, - подытоживает Петр Бакушкин, - хотелось бы, чтобы и автолюбители тоже как-то поучаствовали в этом событии. И мыть ничего не надо, и ничего ведь не требуется, кроме вежливости. Я за пешеходов даже опасаюсь. Приедут болельщики из разных уголков мира, пойдут гулять по городу. Хочется заранее туристов предупредить о поведении на пешеходных переходах, потому что в сознательность наших водителей как-то не верится».