Ксения Коробейникова
Публикаций: 0
В Центре русского фольклора бушуют страсти. Его директора Александра Ефимова уволили, а на руководящую должность назначили Олега Иванова. Казалось бы, сотрудникам пора браться за работу и реализовывать то, что при нынешнем руководстве было невозможно, но им сейчас не до того...
К тому, что столичные улицы перекрывают – инженерные работы, фестиваль, поводов хватает – москвичи уже привыкли. Но на этот раз с десяток центральных улиц будут закрывать для съёмки телесериала, причем на протяжении всего сентября, когда все вернулись из отпусков и настраиваются на рабочую, учебную, театрально-музыкальную пору.
С эскимо и армянским коньяком открылся 91-й сезон театра Ермоловой. Правда, выдастся он не таким веселым и масштабным, как юбилейный, зато не менее зрелищным. Начнется же он с самых настоящих ужасов, к которым подготовил публику худрук Олег Меньшиков.
Фаине Георгиевне Раневской в субботу исполняется 120 лет. Ну все, конечно, разразятся — ах, великая, сплошное придыхание, актриса века, «Муля, не нервируй меня» и прочее. А мы решили выкинуть шутку ровно в духе Раневской — хулиганистой дамы, которой, как говорится, палец в рот не клади. В общем, мы решили устроить «звонок с того света»: набирает Фаина Раневская в театры, музеи, рестораны... Кто-то повелся на шутку, кто-то, видимо, это имя от нас впервые услышал.
— Я понятия не имею, откуда он их взял, но он реально прошлой ночью терся у ларька, пытаясь обменять картины на выпивку, доказывая продавщицам из Азии, что это подлинные Кустодиев и Серебрякова. Они, конечно, его послали... по-дурацки хихикали вслед. Так жительница дома на Миусской площади, позвонив в «МК», охарактеризовала странное поведение местного бомжа
Идея стара как мир, виртуозная гиляровщина: можно ли при нынешних всяческих рамках, охранниках и прочем проникнуть в театры, не покупая билета? Мы решили это проверить на примере МТЮЗа, Театра им. Моссовета, «Практики», Малой Бронной — всего того, что открыто в августе. Сразу оговоримся: эксперимент был чистый, без допинга — мы не звонили в литчасть, не доставали эмкашных удостоверений, не включали гонора типа «мы критики» и прочее...
Общественность три месяца шокирована тем, что Минкульт выгнало вдову Булата Окуджавы Ольгу из дома, где они прожили 10 лет и где потом она 18 лет хранила музей. Причем общественность не молчала и не шушукалась в кулуарах, а высказывала мнение в СМИ, по «ящику» и разрывала Интернет громкими блогами. Вот что думает об этой истории поэт Евгений Евтушенко.
10 августа у журналистов Москвы будет вполне себе уважительный «информационный повод» поднять бокалы с шампанским. В этот день отмечает юбилей замечательная, душевная женщина, первый секретарь Союза журналистов Москвы Людмила Васильевна Щербина. Для многих из пишущей, вещающей и снимающей братии она стала крестной матерью и в профессии, и в жизни. Она всегда всем во всем помогает. А по-другому жить просто не умеет.
Тревел-фотограф Сергей Ковальчук объездил Юго-Восточную Азию вдоль и поперек, сделал при этом много ярких и неожиданных снимков, познакомив москвичей с такими экзотическими странами, как Бирма, Камбоджа, Лаос, Бруней... Всего их в юго-восточном альянсе десять, и столько же лет Ковальчук путешествовал по ним с камерой в руках.
Яблоками и джазом Арбат отметил 126‑й день рождения самобытного архитектора Константина Мельникова, до сих пор не укладывающегося в стилистические рамки и выбивающегося из своего времени. Понимаешь это, когда смотришь на его дом, вокруг которого и происходит массовое гулянье. Вокруг, потому что внутрь из-за ветхости сооружения большими группами не впускают. Но со смекалкой у современных архитекторов все в порядке, и они нашли, как исправить ситуацию.
Еще сто лет назад театральная афиша была: а) мощнейшим средством коммуникации и б) абсолютно самостоятельным жанром искусства. С этим трудно спорить, глядя на такие Эвересты, как Анна Павлова (балет «Сильфида» в рамках «Русских сезонов» Дягилева) кисти Валентина Серова, как афиши с Сарой Бернар шампанирующего Альфонса Мухи, а еще Врубель, Тулуз-Лотрек… язык заплетается, не успевая выговорить все имена, ставшие иконами дизайна. А что сегодня? Где нынешние Тулуз-Лотреки и Врубели?
Достойного и ироничного писателя Фазиля Искандера решили увековечить в бронзе. Памятник классику российской литературы хотят установить на его родине – в Сухуми, там же в его честь назовут улицу. Пока определяется место для монумента и сроки его создания, «МК» узнал у скульптора Владимира Колесникова, как на его профессиональный взгляд должен выглядеть памятник.
Фото-акция в болоте челябинского школьника, залезшего туда в отутюженном деловом костюмчике и заснятого при этом на камеру, потрясла интернет. Один из центральных телеканалов уже наградил подростка званием «короля офисного планктона». Снимал Алексея брат Игорь Назаров; ребята решили покорить «болотной фотосессией» жюри интренет-конкурса, в котором разыгрывается поездка в Кыргызстан. «МК» узнал у эксперта, каковы у парней шансы на победы и взбудоражит ли их проделка арт-сообщество.
На волне бурного интереса к музейной деятельности, связанной с повсеместным пиаром Айвазовского (уже превращенного в некий культурный фастфуд), «МК» решил протестировать на предмет удобства пять сайтов ведущих музеев двух столиц: Эрмитажа, Русского, ГМИИ им. Пушкина, Третьяковки и ГЦСИ. Для примера взяли и два зарубежных ресурса: Лувр (Париж) и МоМА (Нью-Йорк). Так какое же «удобство» мы получили в результате нашего эксперимента?
Пока все как сумасшедшие рвутся в Третьяковку на выставку Айвазовского, чьи полотна большее впечатление производят в феодосийской галереи мастера и вообще их увидеть можно много где, за стеночкой у Ивана Константиновича развесили редчайшие офорты, графику другого Ивана – Шишкина. Вот эти-то работы больше нигде не встретить! Их на месяц с небольшим маститые коллекционеры одолжили маленькой, но очень авторитетной галерее «Кабинетъ», обитающей в ЦДХ.
Одного русского художника можно наградить сравнениями на «п» в превосходной степени — плодовитый, популярный, похищаемый, подделываемый. Конечно, это Ованес Айвазян, в миру известный как Иван Айвазовский. Мастер, пишущий природу не с натуры, а из головы. Для его выставки — самого распиаренного и грандиозного проекта лета — Третьяковская галерея отобрала из 6000 более 200 (столько же лет отмечают со дня рождения Ивана Константиновича) разножанровых работ из 23 коллекций.
Исповедуя креативную журналистику, мы решили прибегнуть к жанру «репортер меняет профессию» — и не где-нибудь, а в Большом московском цирке. Обычно наш брат не идет дальше ассистента фокусника или «подсадной утки» (когда клоун выдирает «случайного зрителя» из зала по сюжету репризы). Нам вздумалось копнуть глубже — чего мелочиться?
В канун открытия грандиозной и широко распиаренной выставки Айвазовского в Третьяковке на Крымском Валу репортеры «МК» решили прицениться к уважаемому Ивану Константиновичу, но не тому, который сейчас ждет жадных зрительских глаз в залах галереи, а «Айвазовскому для простого народа», хрестоматийные полотна которого заказывают у уличных художников. Родись Айвазовский сейчас, еще непонятно, где бы он оказался: в галерее или на улице.
На заразную игру в карманных монстров подсели миллионы геймеров, сначала иностранных, а теперь и российских. Все бы ничего, но покемоны добрались уже и до святых для многих мест: помимо монастырей, церквей, в ход пошли даже музеи. Причем европейские арт-институции с удовольствием принимают монстров в гости: в Вене на дверях галереи Бельведер висят зазывающие молодежь плакаты с изображением Пикачу. «МК» узнал, готовы ли к подобным акциям для привлечения посетителей российские галереи и музеи.
Не только центр, но и спальные районы живут культурой. Один из них – Перово, где есть свой театр, правда в последнее время он больше гремит скандалами, чем премьерами. Зато местный и единственный в Москве музей современной скульптуры – Вадима Сидура – регулярно представляет ударные проекты. Последний из них – «Война и мир» – слава богу обошелся без погрома, который коснулся произведений Сидура полгода назад на выставке в «Манеже».
...Самого знаменитого в мире райтера (граффити-художника) Бэнкси не раз пытались привезти в Москву, не лично, конечно (поскольку личность его не установлена), а в виде всевозможных официальных выставок (из частных коллекций). Причем в дело впрягались самые маститые наши галереи, но, увы, так и не сложилось — то из-за позиции РФ по Украине, то еще из-за чего-то. Только Третьяковка на Крымском Валу пару лет назад показала нехитрую проекцию его «девочки с шариком» у себя на фасаде.
Если перед вами библиотека, по фасаду которой протянуты яркие трубы с батареями отопления, — вы в Норильске. И это не проделки подвыпивших строителей, а остроумный паблик-арт «Вечная теплота» художницы Марины Звягинцевой. Вблизи имитированные батареи превращаются в книжные полки с огромными томами классиков, а по трубам бегут строки со словами из произведений. Люди узнают норильских поэтов, повторяют прозу писателей, делают селфи на фоне инсталляции.
Вместо сцены — плот посреди пруда. На нем актеры играют эпизод «Чайки», а доигрывают спектакль в ветхом флигеле и на крокетном поле. Зрители перемещаются вслед за героями. Все это в живописном Мелихове, именно там, где Чехов написал пьесу. И вот спустя 120 лет удалось исполнить наказ Кости Треплева про необходимость новых форм. Сделал это художественный руководитель Мелиховского театра «Чеховская студия» Владимир Байчер, опираясь на цикл заметок «Яйца Чайки» обозревателя «МК» Александра Минкина.
ГМИИ им. Пушкина мог промолчать и тихо замазать поздравительную надпись с днем рождения, ловко появившуюся на заборе музея. Но предпочел изощриться в наказании «вандалов» и пригласил их бесплатно посетить выставку Льва Бакста, на которую не так уж просто и дешево пробиться.
Накануне финала чемпионата мира по футболу самый футбольный по духу театр — Ермоловой — закрыл 90-й сезон. Хотели обойтись без шоу. Но худрук и главный защитник команды актеров по футболу Олег Меньшиков своим рассказом о победах коллектива завел зрителей настолько, что те на радостях начали кричать, свистеть и топать. В общем, зал на Тверской превратился в стадион, где награждались нападающие труппы (корифеи и талантливый молодняк), а болельщики от гордости за них рвали глотку.
Накануне финала чемпионата мира по футболу самый футбольный по духу театр – Ермоловой – закрыл 90-й сезон. Хотели обойтись без шоу. Но худрук и главный защитник команды актеров по футболу Олег Меньшиков своим рассказом о победах коллектива завел зрителей настолько, что те на радостях начали кричать, свистеть и топать. В общем, зал на Тверской превратился в стадион, где награждались нападающие труппы (корифеи и талантливый молодняк), а болельщики от гордости за них рвали глотку.
Для рубрики «Почему так?» практически не существует тайн. С нашей помощью вы можете узнать, что сегодня на обед в Кремле, когда закончится ремонт на вашей улице и правда ли, что билет на матч чемпионата мира по футболу в Москве можно будет получить бесплатно. Присылайте и вы свои вопросы либо в редакцию «МК» с пометкой «Почему так?», либо на электронный адрес pochemu@mk.ru Авторы самых интересных вопросов по итогам каждого месяца будут премированы подарками от «МК».
В рамках V Московской международной биеннале молодого искусства каждая вторая столичная арт-площадка предъявляет проекты. Заумные идеи там часто оборачиваются в непривлекательную обложку или пустое содержание прячется за внешний эпатаж. Галерея «Файн Арт» с выставкой «Цитаты» — редкое исключение: визуальное пиршество здесь гармонично сочетается с интеллектуальными мыслями.
В 2018 году исполнится 100 лет со дня рождения Александра Солженицына. Еще при Лужкове хотели открыть мемориальную квартиру писателя, но до последнего дня кто-то вставлял палки в колеса. Сегодня на заседании организационного комитета по подготовке и проведению торжества объявили, что наконец-таки мемориальную квартиру на Тверской откроют, а вместе с ней музей в Рязани и памятник Солженицыну в Москве. Его установят в сквере между домами 11 и 13 по улице имени писателя.