Ксения Коробейникова
Публикаций: 0
В Мультимедиа Арт Музее – сразу два открытия, разные по содержанию, но связанные видимыми смысловыми нитями. Фотографии Флоренции, завершающие серию «Grand Tour: Русская версия», и проект «Ленинград» Сергея Шиманского – эти премьеры про архитектуру городов-музеев под открытым небом закрывают сезон в музее на Остоженке, следующие будут только в сентябре.
Кто из молодых художников предсказывает завтра? Что их волнует и о чем они говорят? Отвечает V Московская международная биеннале молодого искусства, основной проект которой развернулся на Трехгорной мануфактуре. Там 93 художника (младше 35 лет) со всего мира учудили нечто беспрецедентное, осмыслив при этом настоящее, заглянув в будущее и в себя. Ведь название выставки — «Глубоко внутри» — задало тему биеннале. Как ее интерпретировали юные авторы, оценил «МК».
Уже 10 лет Школа Родченко растит успешных современных художников: они срывают победы на ведущих российских премиях, прорываются в ряды лучших на международных конкурсах. Основательница институции — Ольга Свиблова — отмечает день рождения детища неожиданной выставкой в своем же Мультимедиа Арт Музее. На Остоженке представили фактически филиал Школы Родченко: лекторий, зону мастер-классов, фотолабораторию и, наконец, пространство с работами студентов и выпускников.
Музей Анатолия Зверева и Электротеатр Станиславский – два организма на культурной карте Москвы, которые опережают современные реалии, предъявляя животрепещущие работы скорее из будущего, чем из настоящего. К 30-летию Чернобыльской катастрофы они запустили совместный проект – «Предвидение» – тоже не про сегодня. В нем объединились живопись представителя неофициального искусства второй половины ХХ века Петра Беленка и режиссера Андрея Тарковского.
Среди прозаических и поэтических переводов с русского на иностранный язык можно потеряться. А на поиск качественных переводных произведений вообще уходит уйма времени. Премия за лучший перевод «Читай Россию/Read Russia» облегчит жизнь читателей, объявив 10 сентября имена лауреатов-переводчиков.
Это лето – время молодых и дерзких. По крайне мере по столичному арт-календарю. Дело в том, что стартует V Московская международная биеннале молодого искусства, в которой участвуют художники со всего мира не старше 35 лет. Она охватит десятки музеев и галерей, а главной площадкой станет Трехгорная мануфактура, где 1 июля откроется Основной проект. Его название – «Глубоко внутри» – определило тему всей биеннале.
Пока москвичи уезжают на выходные за город, художники проводят в столице субботники, причем не по уборке территории, а по ее благоустройству. После нынешнего уик-энда в парке «Садовники» останутся «Рабочий и колхозница» из строительных носилок, ванна с веслами, памятник граблям, летняя кухня из столовых приборов, клумба с душевыми лейками и даже кровати.
Увлеченные наукой старшеклассники из разных стран мира приедут на 10 дней в Россию. Их география – от Португалии до Китая. Все рвутся в Звенигород на 9-ую Международную исследовательскую школу, где смогут поработать с интернациональными научными командами и получить новые знания.
25 июня в 15:00 художники преобразят парк «Садовники», словно свой любимый дачный участок, не пренебрегая никакими, даже не имеющими отношения к искусству материалами. Так что готовьтесь: на карте Москвы появятся монумент граблям, реплика «Рабочего и колхозницы» из носилок, клумба из душевых леек и даже летняя кухня из пластиковых столовых приборов. Арт-акцию назвали «#6СОТОК», и проводят его в рамках программы «Спальный район».
Некоторым кажется, будто в культурной жизни России наступила тоскливая пауза. Нет премьер, ничего не происходит. Но на безрыбье и рак — рыба. Солистка Мариинской оперы, депутат Госдумы Мария Максакова спела в автомобильном караоке хит «В Питере — пить» группы «Ленинград» и взорвала записью этого выступления интернет.
И в 80 Армен Джигарханян работает, как всю жизнь привык, в тонусе, чтоб не сойти с дистанции. Снимается, ставит спектакли в своем театре, регулярно дает репетиции. Сейчас вот открывает после ремонта Малую сцену на Кооперативной улице. И вот новенькое, с иголочки театральное пространство 24 июня приняло артистов, журналистов, друзей и показалось им во всей красе.
Знали, что у Владимира Путина, королевы Великобритании Елизаветы II, принца Уильяма и Кейт Миддлтон есть шкатулки, причем федоскинские? До ноября их можно увидеть в Коломенском, во дворце Алексея Михайловича, который превратили в площадку мировых центров лаковой миниатюрной живописи. География их — от Англии до Японии. Впервые собрали 800 произведений искусства для одной выставки, где особым вниманием пользуются шкатулки из Федоскина.
Общественность снова взбаламутилась после появления на сайте Международного центра Рерихов (МЦР) скандальной новости. Там сообщается, что музей Востока (ГМВ) и Минкульт собираются снести ступу Трех Драгоценностей, построенную на территории МЦР в 2008 г. Министерство культуры и Музей Востока провели пресс-брифинг, озвучив свои позиции.
Готовьтесь, в сентябре Москва встанет в очередь — на первую в России выставку Рафаэля. ГМИИ им. Пушкина надеется (пока не все договоренности закреплены на бумаге) представить 10 картин, 9 рисунков и 2 скульптуры мастера из итальянских музеев, в основном из флорентийских галерей Уффици и Палатина. Сопровождать работы на выставке будет всего одна вещь из российской коллекции — «Дама за туалетом, или Форнарина» ученика Рафаэля Джулио Романо; сейчас полотно удачно дополняет «Олимпию» Мане.
В Венеции развернулась XV архитектурная биеннале – главный мировой смотр зодчества. Тему этого года – «Репортаж с линии фронта» – задал куратор проекта чилиец Алехандро Аравена, чуткий к социальным нуждам. Биеннале ничего не оставалось как ловко откликнуться на актуальные проблемы: беженцы, перенаселенность, загрязнение среды, нехватка воды, климатические катастрофы, для некоторых – жизнь под пулями…
Не успела Москва отойти от ударных выставок Фотобиеннале, которые в течение полугода предъявлял Мультимедиа Арт Музей, как его команда снова представила масштабный проект. Они запустили портал «История России в фотографиях» — открытый и общедоступный фотоархив, охватывающий почти полтора века истории нашей страны. На нем уже висит более 70 тысяч профессиональных и любительских кадров, сделанных с 1860 по 1999 год.
На 10 июня приходится день рождения Мастера. Илье Глазунову исполняется 86. Всю его творческую жизнь не смолкают разногласия и восторженные оценки: новатор и классик, великий портретист, виртуозный рисовальщик... В общем, Глазунов — это явление, которое в двух словах не охарактеризовать.
Лаковой миниатюрной живописи Федоскино исполнилось 220 лет. Юбилей промысла отметят с размахом: в коломенском дворце Алексея Михайловича 16 июня откроют выставку, где представят 800 редких расписных шкатулок. Часть из них создали в подарок Брежневу, Хрущеву, Путину, королеве Великобритании Елизавете, Шведской королевской семье, принцу Уильяму и Кейт Миддлтон, королеве Дании Маргретте II… Владельцы сокровищниц одолжили их специально для выставки.
На один вечер ГМИИ им. Пушкина накрыла тусовка: по красной ковровой дорожке в него стекаются Зельфира Трегулова, Олег Табаков с Мариной Зудиной, Ольга Свиблова, Александр Васильев, Ксения Собчак, Эвелина Хромченко, Алена Долецкая... Все спешат на выставку работ Льва Бакста, открывшуюся в честь 150‑летия со дня его рождения.
Спикер Госдумы Сергей Нарышкин под бой курантов открыл Пушкинский День и подвел итоги второго книжного фестиваля на Красной площади. Программа выдалась жаркой, несмотря на холод. Организаторы раздавали дождевики, поили горячим чаем – и вообще порадовали всех подготовкой, устранив недостатки, проявившиеся в прошлом году.
Холодный дождь не мешает писателям срывать аншлаги на Красной площади. Толпа закольцовывает литераторов во время выступлений, среди них по алфавиту: Веллер, Глуховский, Дементьев… Сотни людей приходят в павильоны, чтобы пообщаться с любимыми авторами в неформальной обстановке, еще и у стен Кремля -- другого такого шанса может и не быть.
На второй день книжным фестивалем «Красная площадь» завладела кинолихородка. Самое место у Мавзолея поговорить о кинематографе, где ненароком вспоминаются слова – «Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшим для нас являются кино и цирк». У стен Кремля вчера устроили и то, и другое. Начинается программа с выступления писателя, историка Владимира Мединского.
При Петре I у стен Кремля читали на лавках, сегодня здесь погружаются в литературу на шезлонгах при Дмитрии Медведеве. Премьер прогуливается по основным павильонам книжной ярмарки, изданий получает в подарок столько, что охранники не успевают их относить. Некоторые сочинения удостаиваются особого внимания ДАМ: он пробегается взглядом по поэтическим строкам «Моабитских тетрадей» Мусы Джалиля и с любопытством пролистывает издание с перепиской Бориса Ельцина.
Центр современного искусства «Гараж» всего год обитает на новом месте. За короткий срок он успел предъявить 19 экспозиций (минимум три из них претендуют на топ самых резонансных выставочных проектов Москвы), n-ное количество образовательных и издательских программ. С заданного продуктивного курса центр не уклоняется даже в день рождения: 10 июня основательница музея Даша Жукова представят первую персональную выставку живописи, скульптуры и инсталляций швейцарского художника Урса Фишера.
После официального открытия книжного фестиваля на Красной площади зарядил дождь, но это не помешало Дмитрию Медведеву пройтись по основным литературным площадкам. На одной из них представили трехтомник с выступлениями Владимира Путина «Прямая речь», правда, премьер на презентацию этого издания не заглянул. Вероятно, он и так помнит заветы начальника наизусть. Вниманием ДАМа завладели другие издания, например - переписка первого президента Бориса Ельцина.
Культура под крышей Мединского переживает странные времена. Сначала ФСБ нагрянула с обысками в Минкульт и арестовала заместителя министра Григория Пирумова. Теперь (31 мая) история повторилась с Государственным центром современного искусства (ГЦСИ): после обысков были задержаны экс-директор музея Михаил Миндлин и его зам по финансам Дмитрий Мачабели (спустя несколько часов их отпустили). Минкульт молчит, ФСБ комментариев не дает, у Миндлина телефоны недоступны, арт-сообщество недоумевает.
Государственном центре современного искусства (ГЦСИ) на Зоологической улице несколько часов проходили обыски. По словам сотрудников пресс-службы музея, ФСБ искала доказательства связи экс-директора ГЦСИ Михаила Миндлина с арестованным замглавы минкульта Григорием Пирумовым.
После стремительного слияния Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) с Государственным музейно-выставочным центром (РОСИЗО) произошли кадровые изменения, неожиданные даже для советника президента по культуре Владимира Толстого. Специалиста по современному искусству Михаила Миндлина, возглавлявшего ГЦСИ 22 года, министр культуры назначил руководителем Музея древнерусской культуры им. Рублева.
Россия и Франция активно поддерживают культурные связи: среди туристов московских и питерских достопримечательностей встречается все больше французов. Не только потому что Россия стала весьма доступным направлением для европейских путешественников, но во многом благодаря объявленному Году Франко-русского культурного туризма (2016-2017).