Ксения Коробейникова
Публикаций: 0
Не успело арт-сообщество отойти от первой шокирующей новости: приказом министра культуры Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) переходит в подчинение Государственного музейно-выставочного центра (РОСИЗО). Как накатила вторая: экс-директор ГЦСИ Миндлин приказом того же министра становится действующим директором музея Рублева. А прежний — Геннадий Попов — отправлен в отставку по возрасту.
На культурной карте столицы пополнение: запустили самую долгожданную арт-площадку этого сезона — музей русского импрессионизма. На территории фабрики «Большевик» возвели эффектное здание в форме цилиндра, где собрали работы Серова, Коровина, Кустодиева, Грабаря, Кончаловского... Все они из частного собрания. Заработает музей официально 28 мая.
К дому 8, стр. 2, в Большом Казенном переулке несут белые розы с салатовой окантовкой — любимые цветы Любови Полищук. Здесь она жила с 2000 по 2006 годы, и здесь ей открывают памятную доску. Вспомнить известную артистку пришли ее близкие люди, товарищи по сцене и поклонники.
Литературоведы всего мира продолжают задаваться вопросом: был ли Уильям, паренек из Стратфорда-на-Эйвоне, актер и совладелец театра «Глобус», тем самым Шекспиром? А может, под этим именем писал другой автор или группа лиц, устроив величайшую мистификацию? Самое время — спустя 400 лет со дня смерти драматурга — разобраться в запутанной истории. В Англию ехать для этого не надо, достаточно побывать в столичной усадьбе Салтыковых-Чертковых на выставке-аллюзии, посвященной тайнам Шекспира.
Главный экспонат — спускаемый аппарат корабля «Восток-1», тот самый, гагаринский, обгорелый после пересечения разных слоев атмосферы. Он ни разу не покидал музей «Энергия», а если бы и оказался, допустим, в выставочном пространстве космонавтики, то так эффектно, как в Доме фотографии, не смотрелся бы. Здесь его дополняют документы, техника и искусство — в общем, все, что объясняет, как мечта о покорении космоса стала реальностью.
Холодный дождь не испортил 10-ю Ночь музеев: за несколько лет москвичи уже привыкли, что главная арт-акция столицы приходится на плохую погоду. В этот раз Ночь прошла масштабнее: прибавились участники: театры, библиотеки, дома культуры; был организован бесплатный транспорт по Садовому кольцу. Проблемы тоже были: людям не хватало свитеров, зонтов, горячих напитков и денег. «МК» побывал на нескольких площадках и делится впечатлениями.
У Первой столичной галереи день рождения: 22 мая Третьяковке – 160! Ровно 160 лет назад ее открыли Павел и Сергей Третьяковы. Возраст не мешает ей идти в ногу со временем, создавать продвинутые, острые и оригинальные проекты. Мы решили поздравить арт-площадку нестандартно: отыскать самые веселые факты за её историю. 16 самых невероятных событий!
С 18.00 21 мая до 0.00 22 мая пройдет любимая культурная акция москвичей — «Ночь музеев». В этом году она десятая по счету и посвящена Году кино. Более 200 арт-площадок откроют свои двери и предъявят свое оригинальное видение этой акции.
Хорошие новости для культурных жителей Сочи и его гостей объявили в Москве – на курорте «Роза Хутор» строят театр под открытым небом. Площадка расположится на высоте 1000 метров от моря, среди гор и флоры Кавказского заповедника – более эффектных декораций не придумать. Запустят театр 1 июня премьерой горного шоу «Кавказские пленники», обещающего стать первой достопримечательностью тематического парка «Лайзо».
Чуть ли не весь Азербайджан съехался на Пречистенку. Повод — презентация новой скульптуры Зураба Церетели из цикла «Мои современники». На этот раз Мастер увековечил бакинского соловья, а теперь и посла Азербайджана в РФ Полада Бюльбюль-оглы. Среди гостей вечера был и «МК».
Посмотреть на Венецию — на место, по словам Иосифа Бродского, «для глаз, где остальные чувства играют еле слышную вторую скрипку», — можно теперь в центре Москвы. В МАММ развесили серию видовых и архитектурных фотографий города на воде из собрания Павла и Анастасии Хорошиловых. Винтажные кадры, сделанные итальянскими мастерами ХIХ века, привезли русские собиратели. Погрузиться в венецианскую атмосферу ушедшей эпохи удастся в Доме фотографии.
Гостей «Манежа» встречает трехметровый мамонт с лохматым мамонтенком из музея «Ледниковый период». Увидеть существ или предметы, исчезнувшие десятки лет назад или хранящиеся в сотнях километров от Москвы, — теперь никакая не фантастика, а самая настоящая реальность, пусть иногда и виртуальная. Погрузиться в нее можно на масштабном фестивале «Интермузей» — ежегодном смотре музейных инноваций, ставящем перед собой амбициозную задачу: представить храм искусств будущего.
У неприметной шестиэтажки по адресу Большая Пироговская, 35а, стр. 1, стоят очереди. Все рвутся в убитую коммуналку с дырами в стенах, бревенчатым полом и копотью на потолке. Здесь с 1927 по 1934 годы жил Михаил Булгаков: написал и сжег первую редакцию «Мастера и Маргариты», создал пьесы «Бег» и «Кабала святош», разговаривал по телефону со Сталиным. Квартиру открыли выставкой «Рукописи не горят» к 125-летию писателя.
Прежде чем увезти шедевры русского искусства на торги в Лондон, среди которых работы Ивана Шишкина, Александра Бенуа и Натальии Гончаровой, аукционный дом Sotheby's представит их в московском офисе. Еще на выставке покажут редко появляющиеся на публике живописные произведения XIX века, эскизы к постановкам «Русских балетов» и уникальные изделия Фаберже. Посмотреть на них можно будет с 19 мая, а уже 7 июня их пустят с молотка в Лондоне.
Андрей Кончаловский подвел итог важного жизненного этапа – восьмилетней работы над чеховской трилогией в театре. Он поставил пьесы в той же последовательности, как написал их драматург: сначала «Дядю Ваню», потом «Три сестры», точкой стал «Вишневый сад». Главные роли в постановках, конечно, достались супруге режиссера Юлии Высоцкой, которая зарекомендовала себя не только как первоклассный кулинар, но и талантливая актриса.
При всех претензиях старшего поколения к молодому, которое якобы мало читает, зато много пялится в ящик и давит «клопов» в телефонах, никто не сомневается в существовании детей-книгоманов. Оказывается, таких в России четыре миллиона. Они участвовали в V конкурсе чтецов «Живая классика»: читали вслух любимую прозу не из школьной программы. «МК» побывал на финале конкурса в крымском «Артеке», куда после всех отборов приехали 255 ребят (по 3 из каждого региона).
В павильоне, в котором недавно стояли палатки с бижутерией и тряпками, развесили полотна Кустодиева, Петрова-Водкина, Салаховых, Булатова. До этого их можно было увидеть только на картинке или в тайниках. Откуда они? Минкульт обнародовал архивы и предоставил работы из них на выставку «Всегда современное искусство XX–XXI веков». Этот проект и открыл галерею «РОСИЗО».
Прошло 30 лет со дня чернобыльской трагедии. Со многих документов и сведений слетел гриф секретности. Рассказать о них «МК» согласился бывший заместитель директора Чернобыльской АЭС Александр Коваленко, который в 1986–1988 годах возглавлял отдел информации и международных связей при правительственной комиссии по ликвидации последствий аварии. Журналисты, освещающие события тех лет, называли его «мистер Правда», так как он оставался верен принципу — не говори прессе того, во что сам не веришь.
На предложение (не указ) Британского совета и Министерства образования провести День Шекспира в честь 400-летия со дня смерти драматурга откликнулись три сотни российских школ. География широкая — от Питера до Хабаровска. «МК» побывал в московской гимназии №1414 (здесь учился Сергей Лавров и Евгений Евтушенко), обзвонил несколько региональных учебных заведений и узнал, как школьники отмечают памятную дату.
Хоть нынешняя, пятая по счету, Библионочь посвящена Году российского кино, она объединила все виды искусства. Так в библиотеке «ЗИЛ» рассказали, из каких литературных произведений черпали вдохновение режиссеры и чья живопись повлияла на поэтов ХХ века. «Гараж» бесплатно впустил на самую резонансную выставку этого сезона – «След улитки» Виктора Пивоварова, а в библиотеке центра выступили поэты Лев Рубинштейн и Тимур Кибиров.
Библионочь в самом разгаре. На главной ее площадке у памятника Маяковского артисты – Марк Розовский, Евгений Князев, Сергей Никоненко – декламируют стихи. В то время как в «ЗИЛе» ансамбль «ARTNOVI» дает концерт на фоне экрана, где включают фрагменты шедевров мирового кинематографа.
Хоть нынешняя, пятая по счету, Библионочь посвящена Году российского кино, она объединяет все виды искусства. Так, в библиотеке «ЗИЛ» завтра расскажут, из каких литературных произведений черпали вдохновение режиссеры и чья живопись повлияла на великих поэтов ХХ века. «Гараж» бесплатно впустит гостей на самую резонансную выставку этого сезона – «След улитки» Виктора Пивоварова, а в библиотеке центра выступят поэты Лев Рубинштейн и Тимур Кибиров.
Во вторник 19 апреля в «Иностранке» экс-президент Латвии Валдис Затлерс представил свою книгу «Вот кто я! По-русски». Изначально он планировал издать ее только на латышском языке и от поездки в Россию категорически отказывался. Однако передумал и рассказал почему. Разговор коснулся отношений Латвии с Россией и Владимира Путина, которым в книге посвящено несколько глав.
Необычный аукцион откроет собой неделю торгов Christie’s, посвященных искусству ХХ века. На нем представят 39 образцов коммерческого неуспеха разных авторов: от Дюшана до Киппенбергера. Среди лотов много любопытных и чудаковатых работ. Например, Мона Лиза с бородкой Марселя Дюшана (художник называл ее «бритой Джокондой»), «Контейнер с мячом, находящимся в полном равновесии» Джеффа Кунса и распятая на кресте лягушка Мартина Киппенбергера.
ГМИИ им. Пушкина открыл выставку трех картин и одной скульптуры. Блогеры разразились критикой количества экспонатов, хотя работы по праву заслуживают отдельной экспозиции. Одна «Олимпия» Эдуарда Мане чего стоит, только второй раз она покинула стены парижского Орсэ. «МК» узнал, что рядом с «Олимпией» должна была висеть «Даная» Рембрандта, но за неделю Эрмитаж передумал и прислал вместо нее «Форнарину» Джулио Романо, ученика Рафаэля.
Прогуляться по таинственному лесу с норами и уходящими в небеса секвойями в Японии. Выбраться из чащи и оказаться в американской глубинке с неоновыми вывесками мотелей и придорожными кафе. Свернуть с трассы и заглянуть на немецкий завод сигарет, чулок, обоев, а под конец отдохнуть в живописном питерском саду. Это возможно только в Мультимедиа Арт Музее, куда его директор Ольга Свиблова привозит неожиданные и сильные кадры из разных стран.
Русские эмигранты в Лондоне, любители национальной литературы не нарадуются. Недавно там в Национальной галерее развесили портреты из Третьяковки: Пушкина, Толстого, Ахматовой... А на прошлой неделе на книжную ярмарку приехали наши писатели: Гузель Яхина, Андрей Геласимов, Александр Снегирев, Андрей Аствацатуров… «МК» посмотрел, как в английской столице отмечают Год литературы и языка России и Великобритании.
Стало модно предлагать в президенты деятелей культуры: киношника Михалкова, писателя Мединского, а почему не художника Олега Кулика? Опыт у него есть: в 90-е он баллотировался на пост руководителя страны от партии животных, но не прошел: избирком не принял подписные листы с приклеенными мухами, тараканами и отпечатками кошачьих лапок. Тогда же кидался собакой на прохожих в Москве, Цюрихе, Стокгольме, Нью-Йорке — акции принесли ему всемирную известность.
Перекрестный Год литературы и языка России и Великобритании больше чувствуется в Лондоне, чем в Москве. В нашей столице пока только идут трансляции спектаклей британских театров и готовят выставки в Третьяковке, в том числе Айвазовского из лондонских коллекций. А в Национальной галерее давно развесили Репина, Перова и Серова. Очереди на них не меньше наших. Но самое большое столпотворение на 45‑м книжном салоне, где Россия — почетный гость.
55 лет назад человек полетел в космос. До сих пор путешествуют по просторам вселенной только избранные. Но сегодня и простые смертные могут прикоснуться к бесконечному пространству, причем далеко летать для этого не надо - достаточно сходить в музей. Ну а тут полный космос...