Ян Смирницкий
Публикаций: 1740
Корреспондент (Отдел литературы и искусства)
...В одних театрах актеры играют роли, в других — актеры играют в театр. Ибо нет худшей участи для артиста, чем неимение над собой пусть не сильного — а хотя бы стильного режиссера. Вот такие мысли приходят в голову по выходе на улицу с премьеры «Волшебной ночи» театра «Модернъ » (что на «Бауманской»).
С приходом Запашных на «Вернадку» и Халиловой на Росгосцирк манежное искусство неожиданно для всех ожило, расправило крылья. Они пресекли качение по инерции в тартарары. И сегодня их совместными усилиями запускается всемирный фестиваль циркового искусства «Идол», обещающий стать ежегодным (кстати, наш главный редактор Павел Гусев – в специальном масс-медиа жюри). Накануне «МК» пробежался по цирковому закули… заманежью «Вернадки», все тайны которого – в этом репортаже.
...Театр мюзикла Михаила Швыдкого (что расположен в ДК им. Горбунова) продолжает удивлять. После оптимистичной «Жизни, которая прекрасна» следует новый хит — московская премьера мюзикла Максима Дунаевского «Алые паруса» в постановке Дмитрия Белова и в сценографии Глеба Фильштинского. Пусть это не собственная продукция театра (у ТМ свои грандиозные планы, связанные, в первую очередь, с «Золушкой» на стихи Дмитрия Быкова и с оперой «Преступление и наказание» в режиссуре Андрона Кончаловского), но это ли важно?
Сегодня, 4 октября в Москве на Малой Лубянке, 12 рождается новый органный фестиваль. Орган — это тонко, модно и гигиенически полезно: профессиональное органное звучание будто оттачивает в человеке все настройки, орган как никакой другой инструмент способствует привитию вкуса в искусстве... тем более, когда классные музыканты играют на инструменте Beushet Debierre (XIX в.), стоящего на хорах в Храме Св. Людовика Французского. Платная парковка в наличии.
...В чем прелесть театра Терезы Дуровой на Серпуховке — он воспитывает и мобилизует не детей, а их родителей. Мол, господа, ну видите в афише премьеру «Принца и нищего» — так уж потрудитесь хотя бы накануне пересказать ребенку содержание: «В один осенний день в древнем городе Лондоне в бедной семье Кенти родился мальчик, который был ей совсем не нужен...»
В среду в пять вечера президент РФ Путин собрал Совет по культуре и искусству; в Кремль традиционно съехались Пиотровский и Шахназаров, Спиваков и Мацуев, Свиблова и Цискаридзе...
Цирк ликует (и не цирк тоже): 30 сентября Владимир Путин подписал, наконец, изменения в 39-ю статью Закона о культуре (Госдума приняла эти поправки еще 20-го), в соответствии с которыми регионы имеют право — при желании — помогать федеральным учреждениям, находящимся на их территории. А раньше это было подсудным делом.
...Музыкантов-неконъюнктурщиков, упрямо идущих за своей звездой, — откровенно мало. Авангардистов из них — еще меньше. Обычно у нас как? Одни уж и не знают, как поближе притереться к власти, какие еще национальные центры искусств под себя подмять.
Когда иной деятель культуры — музыкант, танцор, артист — пишет (руками литрабов) автобиографические книжки, — в большинстве случаев это неперевариваемая жуть, смесь самолюбования с банальным идиотизмом. По счастью, Вячеслав Малежик — искренний, честный, острый на язык — ни малейшего отношения к этой братии не имеет.
...Кто-то считает, что детям непонятны и даже вредны разговоры о смерти. Ха-ха, не будьте наивными. Моя 4-летняя дочка спустя пять минут с начала спектакля «Дом» заявила, что «дядя желает стать ангелом».
...Несмотря на высказывание министра культуры РФ Мединского, что нет прямых документальных свидетельств гомосексуальности Чайковского, ряд биографов Петра Ильича говорят о его «природных наклонностях» как о чем-то само собой разумеющемся.
Недавнее противостояние Минкульта с Музыкальным театром национального искусства п/р Владимира Назарова закончилось деловым перемирием: камнем преткновения были квадратные метры экс-концертного зала в Олимпийской деревне; и г-н Назаров, дабы сохранить театр как целостность, отказывается от оперативного управления домом на Мичуринском в пользу Московской филармонии. При этом театр никуда не съезжает. Афиша заверстана чуть не до конца сезона.
На днях Театр мюзикла (у Филевского парка), этот самый семейный театр Москвы, куда не стыдно пригласить... девушку, маму, коллег по работе, имярек, открывает новый сезон блистательным музыкальным ревю «Жизнь прекрасна»; а пока на сцене монтируют декорации и артисты носятся как ошпаренные, мы перекидываемся парой слов с идеологом «нового русского мюзикла» Михаилом Швыдким — планов громадье, а проблем...
Почему в Москве иной органный концерт воспринимается как тоска смертная, а иной органный конкурс — как дурацкий междусобойчик, где человеку стороннему ловить нечего? Знаете, это как рыбный ресторан, который должен быть там, где море, чтоб все было свежим и только что плававшим. Россия в этом смысле — не море, органов мало, люди не развиваются, тенденций не ловят. Застой.
...Живет себе Гаага размеренной зеленой жизнью, а тут как гром среди ясного неба прямо в интерьерах стоящего на берегу моря музея современного искусства Beelden Aan Zee дает несколько ударных концертов московское Трио им. Рахманинова.
...Это случилось: в прославленном ярославском театре им. Волкова завершаются реставрационные работы, снимаются леса, стартует сезон и одновременно открывается XIV Волковский фестиваль, куда съезжаются (на многочисленных траках) лучшие спектакли России.
...Множество знаковых событий, посвященных 85-летию выдающегося дирижера Евгения Светланова, состоится в ближайшее время в России и мире. Например, тот же Госоркестр его имени под руководством Владимира Юровского открыл сезон посвящением Светланову — «Колоколами» Сергея Рахманинова.
Множество знаковых событий, посвященных 85-летию выдающегося дирижера Евгения Светланова, состоится в ближайшее время в России и мире.
...Ну что — еще одна конфликтная зона на театральной карте Москвы? Мало нам «Гоголя», «Станиславского», Таганки, теперь забастует еще и Театр на Малой Бронной, не согласный с позицией худрука (т.е. г-на Голомазова)? В четверг шел обычный, ничего не предвещающий сбор труппы.
В четверг, как ни в чем не бывало, легендарная, но оскудевшая на харизматиков Таганка, открыла свой юбилейный, 50-й сезон. Собственно, прессу, собравшуюся за несколько часов до премьеры по Евтушенко (в постановке Смехова) интересовал только один вопрос: быть ли Таганке в принципе или нет, учитывая полное снятие любимовских спектаклей с репертуара.
...Еще на подъезде к Музею современного искусства (что на Гоголевском, 10) видишь нечто необычное — из внутреннего дворика высовывается «голова» преогромного букета из тысяч разнообразных цветов — от роз до подсолнухов: Зураб Константинович за два года таки воплотил свою мечту по созданию в Москве необычного Музея женщин, презентация которого как раз пройдет в этот уик-энд.
В родительском рейтинге «куда вести детишек образовываться» театр Сац стоит едва ли не на высшей ступеньке, деля первое место то с театром Терезы Дуровой, то с музыкальным театром Владимира Назарова. А ведь родителей не проведешь: на газетную критику иль громкий пиар им наплевать, в ходу сарафанное радио, и одна фраза в «Твиттере» «а мой зевал весь спектакль» враз нивелирует любые госпремии и «Золотые маски».
За последние лет пять о драмтеатре им. Станиславского мы писали исключительно в скандально-критическом ключе: менялись как перчатки худруки (Галибин, Белякович etc.), доблестная труппа пописывала доносы, и театр, стоящий в супервыгодном месте Москвы, продолжал блистательное прозябание без собственного стиля и лица.
...Странная история закрутилась вокруг музыкального театра национального искусства п/р Владимира Назарова, расположенного в бывшем концертном зале Олимпийской деревни.
27-летний пианист Коробейников искренен, свеж, ненапряжен, без двойного дна и заумных речей. Драпать из России не собирается (хотя очень востребован в Европе). Нынешнюю «бездуховную» жизнь не ругает, находя в ней бездну интересности.
...На своей родине в Иркутске Денис решил сделать три дела — основать фестиваль, построить большой концертный зал, дать жизнь молодым дарованиям, чтобы классическая музыка не ассоциировалась у россиян с тремя раскрученными фамилиями. И, кстати, в этом году на свой фирменный форум «Звезды на Байкале» Мацуев привозит еще одного подвижника-энтузиаста от классики — Александра Сладковского с его Госоркестром республики Татарстан.
В цирковой среде продолжается бурное обсуждение новости о том, что запредседателя правительства Ольга Голодец торопит Цирковую компанию п/р Фарзаны Халиловой с передачей цирков Краснодара и Владивостока регионам.
Необычно откроет сезон — одним из первых — легендарная «Геликон-опера» п/р Дмитрия Бертмана: она уж который год живет «на чемоданах» на временной площадке бывшего театра Et cetera на Кутузовском проспекте. Долгострой с исторической сценой близ Большой Никитской стал притчей во языцех. Но, кажется, власти Москвы решили поставить в этой унылой истории окончательную точку.
Еще с весны общественность будоражили слухи о грядущем акционировании Российской цирковой компании и возможной передаче части цирков (а их в хозяйстве главка около 40) регионам.
…В ноябре уж год будет, как Эдгард и его брат Аскольд возглавили Цирк на проспекте Вернадского — по сути, огромную цирковую фабрику, не имеющую аналогов в мире. Никаких камней в прежнее руководство швырять не будем, но посещаемость при Запашных возросла на 15%. Однако есть вещи неизбежные и не очень приятные: брежневской «Вернадке» более 40 лет, и за это время ее ни разу не капиталили. Сейчас отступать некуда: сам видел прогнившие бетонные перекрытия, свисающие с них «сталактиты». Потому Эдгард планомерно и без истерик начинает шаг за шагом модернизировать свое хозяйство; что уже сделано и что предстоит — в ходе краткой экскурсии для «МК».