— Ну что, Денис, идете на новый рекорд по числу концертов, сыгранных в сезон?
— Да, есть такое дело, думаю, рекорд действительно будет.
— В чем секрет — находить новизну в том или ином произведении, играя его в сотый раз?
— Так ведь сам концерт — это и есть главный допинг, мельдоний, — модное нынче слово. К счастью, мой мельдоний — это сцена, публика и произведения. А от концертов невозможно устать: если он у тебя получился, это придает огромное количество сил. Утомляет другое — перелеты-переезды, вода, климат, смена часовых поясов, недосып. Но это всё и лечится на сцене, на 100%. И мой старший друг Валерий Гергиев подтверждает это правило.
— А если ты уставший именно после концерта?
— Вот это уже плохо. Надо искать в себе какие-то причины, значит, что-то не получилось. От настоящего концерта всегда идет неимоверный заряд и оздоровление.
— Раз вы упомянули Гергиева: вы с Валерием Абисаловичем входите в ту исполнительскую элиту, которая дает самые веховые для страны «концерты» — Гергиев в Пальмире, вы — на Олимпиаде, на презентации нового самолета...
— Ну я бы не ограничивался только упоминанием меня и Гергиева, есть целый ряд музыкантов, игравших на не самых подходящих концертных площадках: Ростропович исполнил сюиту Баха, сидя на какой-то табуреточке у разрушенной Берлинской стены, затем Три тенора, Даниэль Баренбойм и другие... все эти люди подтверждали, что классическая музыка должна звучать везде. И я не делил бы музыкантов на «элиту» или «не элиту», это слово не очень хорошее, оно мне не нравится. Так же, как не нравится и «пропаганда классики», — есть просвещение и примирение. Музыка лечит в любой части света, где бы они ни звучала — в концертном зале или в горячих точках. Это терапия, которая успокаивает, сближает и примиряет людей.
— Но уже ни одно важное государственное мероприятие не обходится без вас... привыкли?
— Опять же, не хотелось бы замыкаться только на своей персоне. Вот только прошел мой первый конкурс юных талантов в Москве — Гранд Пиано; так любой из этих ребят может представлять Россию в любой точке света. Эта команда, целая россыпь талантов, уже способна нести на себе концертную миссию, я в ребят очень верю. И за русскую фортепианную школу (в отличие от других инструментальных школ) совершенно спокоен. И горд ею. Гранд Пиано прогремело на весь мир, предложив кардинально новое, не по годам зрелое, поколение. Их расхватали как пирожки, они после конкурса расписаны на несколько лет вперед.
— А сейчас вы дадите концерт в Клину на открытом воздухе: сколь важно развивать эти местечковые музыкальные мекки?
— Клин — это Чайковский, Ивановка — это Рахманинов, и сам бог велел организовывать там фестивали; как Зальцбург (родина Моцарта) стал мощным музыкальным брендом, так и мы должны развивать в правильном направлении Клин; пока там нет зала соответствующего, нет какой-то инфраструктуры. Но строятся же новые аэропорты, новые дороги перед Чемпионатом мира 2018 года. Так и клинский фестиваль, со временем, вытянет город — будет и приток туристов, и всё остальное. Зал там как воздух нужен, ведь аура этого места уникальна, из него можно конфетку сделать.
— Вы вспомнили футбол: смотрели матч «Россия — Англия»?
— Ну а как же? Сорвал голос... У меня были два билета на матч, но не успел прилететь — не мог развести репетиции в Париже. Но я стоял на площади, смотрел матч на большом экране, и процентов девяносто французов (и всех других национальностей) болели за Россию. Я-то сам болельщик с огромным стажем, энциклопедически могу произвести весь отчет о сборных СССР и России, так вот хочу сказать, что подобной развязки не было давно — как этот гол на 92-й минуте. Это дорогого стоит. Теперь у нас есть очень приличные шансы выйти из группы. 15-го июня достаточно выиграть у Словакии, и мы гарантируем выход в следующий круг. Сейчас надо собраться и обязательно победить. Но ложка дегтя — это поведение болельщиков, сейчас все об этом говорят. Главное в такой ситуации — не поддаваться на провокации. Я понимаю, что выплеск эмоций у русского человека весьма бурный, но сейчас нужно держаться, ведь нам грозит дисквалификация...
— Но прецедента еще не было...
— Прецедента не было, но пригрозили серьезно. Каждый болельщик, приходящий на стадион, должен абсолютно четко понимать, что он может подвести вообще всю страну, которую могут дисквалифицировать, и это совсем не красит, тем более, в это неспокойное время.