Валерий Золотухин: “Мне ничего не страшно. Я старая театральная крыса”

В четверг Театр на Таганке открывает свой новый сезон

И в четверг же соберется труппа. Казалось бы, дело обычное, рабочее, хоть и с элементами возбужденного праздника. Но только не на Таганке. Сегодня она начинает новую жизнь — уже без Юрия Любимова. В качестве руководителя — актер Валерий Золотухин. Накануне собрания артистов Валерий Сергеевич дал эксклюзивное интервью “МК”. И это его первое откровенное интервью про прошлое, настоящее и будущее некогда легендарного театра.

В четверг Театр на Таганке открывает свой новый сезон

— Валерий Сергеевич, в каком качестве вы выступаете? Как точно называется ваша должность?

— Директор Театра на Таганке. Срок — до 15 октября.

— Недолго. Кто это определил — до 15 октября?

— Я сам так решил. Ведь все произошло у нас достаточно срочно. 6 июля Юрию Петровичу подписали заявление об уходе, а у нас с 15 июля — отпуск. И уже 15 сентября — сбор труппы. Так что нужно было срочно решать текущие дела. Когда вместо Любимова и.о. худрука назначили строителя Коротченкова, труппа была в недоумении и обратилась ко мне с просьбой возглавить театр на это время.

— У вас лично были колебания — соглашаться, нет?

— Конечно, были. Это неестественное положение для меня — вдруг с бухты-барахты такая просьба. Но не было выбора: сто с лишним человек к тебе обращаются. Я же прекрасно понимал и понимаю, что нужно подставить плечо, чтобы в панике из корыта не выплеснуть ребенка, чтобы спокойствие было в труппе.

И потом, его (имеется в виду Ю.П.Любимов. — М.Р.) и раньше часто не было в театре. Еще в 90-м году он возлагал на меня руководство, говорил: «Ты будешь смотрящим». И гастроли в Германии были без него, а он был занят своими зарубежными контрактами.

Тут ведь еще что важно понимать — труппа на 90% изменилась, вы ее не узнаете — кто-то состарился, кто-то в мир иной ушел. Он набрал молодежь, но курс не учил, я дипломы подписывал. Но при разделении театра (в начале 90-х Таганка раскололась на любимовскую и губенковскую части. — М.Р.) молодые артисты сыграли свою роль: их срочно вводили на роли. Так что у театра есть опыт самоуправления.

— Получается, что, приняв дела, вы остались без отпуска?

— Конечно. Я вообще отказался от многого: отказался от предложения польского режиссера Кшиштофа Занусси — играть у него в спектакле «Король умирает».

— Символичное название, замечу, для вашей ситуации.

— Не говори. Я читаю — и в ужасе от текста. Сначала отказался, но Занусси меня так просил, я согласился с перспективой, что спектакль войдет в репертуар Таганки.

— Ну вы как-то адаптировались к новой должности?

— Ну как? Вот 15-го числа надо что-то сказать труппе. Я хочу, во-первых, поблагодарить всех за доверие, независимо от того, буду я худруком или нет. Но это доверие дорогого стоит — все единогласно проголосовали! Я о своем актерском таланте много знаю, но роль правозащитника для угнетенных — это новое. Хотя, когда делили театр, я руководил профкомом...

— И ведь вы же, Валерий Сергеевич, были как раз на стороне Юрия Любимова.

— Да, на его стороне. Но вот сейчас я читаю свои записки того времени — все повторяется до буквальности, до мелочей.

— В чем конкретно повторяется?

— Да весь этот трагифарс — один в один. В поступках его повторяется. Разница только в одном: тогда труппа раскололась, а сейчас — все едины. Мы же тогда не знали, что замышлял Юрий Петрович. Мы, дураки, ничего не понимали про недвижимость, что это за контрактная система? Я только сейчас понимаю, что Коля Губенко владел информацией.

— Какой информацией, можете сказать?

— По его информации, Любимов практически договорился с Поповым (экс-мэр Москвы. — М.Р.) о приватизации Таганки. А всего ли комплекса зданий или каких-то площадей, точно не знаю.

— Ну, знаете ли, я не думаю, что тогда Юрий Петрович уже все так рассчитал.

— Я не думаю, что он так все рассчитывал. У группы Губенко был заготовлен устав о разделе театра, и Губенко, поскольку он вращался в верхних эшелонах, знал механизм этого дележа. Он-то как раз не в собственность брал театр, а не давал Любимову приватизировать его. А Любимову собственность нужна и сейчас. Ведь все просьбы и письма к премьеру, к президенту — только про это. Лужков обещал ему построить культурный центр, а там — гостиницы, парковки... И Любимов просил определить долю своего фонда в этом строительстве. Ведь так он и заявил: «Это финансовая тайна и тайна моей семьи». А еще попросил «очистить помещение от труппы».

— Валерий Сергеевич, а за это время, когда все-таки страсти улеглись, были какие-нибудь контакты с Юрием Петровичем?

— Их и не могло быть. Нам надо сохранить театр. А ему нужен пепел и остаться легендой. Ведь за 30 лет после смерти Эфроса практически ни один режиссер не переступил порог театра, не считая двух постановок японца и англичанина, которые быстро сошли. А труппа должна развиваться. У меня своя насыщенная жизнь — я снимаюсь, играю в разных театрах, сам ставлю, у меня на Алтае молодежная труппа и появился театр в этом году. Зачем мне это говно разгребать? Я не стремился. Но труппа должна развиваться, а не только степ бить во всех спектаклях и на хорах петь. Они же разучиваются играть. Он великий режиссер. Но в прошлом. Больно мне все это говорить.

— Давайте отойдем от личности Любимова. Вот сегодня вы выйдете к труппе. У вас есть конкретная программа новой жизни старой Таганки?

— Какая у меня может быть программа в 70 лет? Но у меня перед глазами пример Табакова, который приглашает режиссеров, артистов, таким образом формирует репертуар и труппу. Честно говорю: нет программы, потому что я не готовился в начальники. Я уже веду переговоры с разными режиссерами.

— С кем конкретно? О чем договорились?

— Ну вот 21 сентября в Москву приедет заключать с нами контракт очень известный итальянский режиссер Паоло Ланди. Пьесу обсуждаем, это может быть «Венецианские близнецы» или «Любовь к трем апельсинам». Я в Перми видел постановки режиссера Сергея Федотова, и я думаю, что мы с ним договоримся.

Я-то за радикальные перемены. И если через два года найдется человек, который реально сможет возглавить театр, я только с удовольствием. Но я и другое понимаю: когда придет человек с программой, он выметет все и всех...

— И будет новая война?

— И будет новая война... Хотя, может, и удастся избежать. Ведь Юрий Петрович, когда пришел на Таганку в 64-м году, он снял почти весь репертуар. И здесь так может быть с приходом нового человека.

— Вы собираетесь делать гастроли?

— Да, нас зовут в Сибирь (за Уральским хребтом Таганку не знают), Германию, Белоруссию. Повезем наши лучшие спектакли — «Доброго человека», «Марат-Сад», «Живаго» и другие.

— В общем, спектакли Любимова. Кстати, немаловажный вопрос: он может запретить как автор и правообладатель играть его постановки?

— Не имеет права по закону. Сейчас, когда прошли проверки, мы многое узнали. Вот спектакль «Маска и душа» (последний спектакль Ю.П.Любимова. — М.Р.) — на него продавалось не более 60 билетов. Что мне делать — снимать?

— Почему нет? Табаков снимает, если сборов нет.

— От нас все скрывали. Зал наполняли пенсионерами, льготниками, а в кассе было пусто. Как говорил Немирович-Данченко, а мне близки именно его слова: «Публика никогда не бывает виновата. Виноваты мы».

— Валерий Сергеевич, скажите, вы допускаете мысль о возможном примирении с Любимовым? Раскаяние...

— Раскаяние ему по природе противопоказано. Но, если он вернется, я боюсь еще большего скандала в театре. Все помнят, что когда он подал заявление об уходе, не согласовав разделение должностей художественного руководителя и директора, то труппа заявила, что она не хочет видеть его ни худруком, ни директором. Ситуация опасная. Мы же не можем действовать его методами. Как делал он, когда вызывал ОМОН.

— Зачем? Что вы имеете в виду?

— Вызывал ОМОН, чтобы Колю Губенко не пускать на спектакль «Высоцкий». И я тогда с покойным Леней Филатовым уговаривали сначала Любимова не вызывать ОМОН, а потом бежали к Губенко и умоляли его не приходить. Мы знали: Юрий Петрович — вызовет, а Коля — придет.

— С тех пор как на Таганке начался конфликт между артистами и режиссером, вы общались с Губенко?

— Я не общался, но, когда Коля отмечал 75 лет, дал ему очень личную телеграмму: «Всегда считал вас лидером...»

— Вы знаете, вот я вас слушаю, чувствую глубокую обиду, как рану, и понимаю, что в истории Таганки точка не поставлена. Ошибаюсь?

— Я понимаю, о чем ты говоришь. Но есть вещи, которые имеют место быть помимо Любимова и труппы. Есть женщина, которая на 98% все изгадила.

— Вы имеете в виду Каталину Любимову? Мне кажется, вы преувеличиваете ее возможности.

— Нет, не преувеличиваю. Вопрос стоял прямо: кто в доме хозяин? «Юра здесь ноль, я здесь хозяйка» — так говорила. И доказывала это не только словами, но и делом: увольняла, принимала на работу, матом в лицо. Жена — одно, а когда он сделал ее своим заместителем — это совсем другое.

Когда я со своими молодыми ребятами разговариваю, то прежде всего говорю так: «В отличие от вас я его люблю». Я понимаю, что мы вместе были 47 лет, я обязан ему такими спектаклями, как «Живой» и «Живаго». Поэтому не могу рассуждать так, как они. Когда мне исполнилось 70 лет, одна тележурналистка брала интервью и спросила: «Почему вы работаете в таком плохом театре?». — «Выйдите вон», — сказал я. Они, молодые, не знают историю Таганки, а это наша жизнь.

— И все-таки новый сезон вы открываете в качестве руководителя. Не боитесь?

— Мне ничего не страшно. Я старая театральная крыса, и я интригу обожаю. Ведь Юрий Петрович в недрах Вахтанговского театра воспитывался, а Вахтанговский по части интриги в Москве — первый.

Материалы по теме: "Таганка: пост сдан, но не принят"

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру