Крушение Airbus А320: могли отказать приборы для измерения скорости самолета

По такой причине уже было несколько катастроф с самолетами этого типа

Первые результаты расшифровки речевого самописца Airbus А320, разбившегося во вторник на юге Франции, должны быть известны через неделю. Пока нет хоть какой-то объективной информации с одного из «черных ящиков», эксперты не спешат высказывать версии относительно этой авиакатастрофы — говорят, слишком мало данных. Однако один из ведущих специалистов в области безопасности полетов на условиях анонимности все-же рассказал «МК» важные технические подробности, которые, возможно, могли бы стать ключом к расследованию этой трагедии.

По такой причине уже было несколько катастроф с самолетами этого типа

- Единственное, что могу сказать по Airbus А320, - заявил эксперт «МК», - и это известно многим специалистам — у этих самолетов случались проблемные ситуации во время перехода от автопилота к ручному управлению. В момент отключения автопилота у этих самолетов иногда «прорезаются» неполадки, связанные с программным обеспечением.

Так в феврале 1990 года случилась катастрофа А320 в Бангалоре — при заходе на посадку самолет вдруг резко просел, задел колесами шасси бетонный забор аэропорта и упал рядом с ВПП. Тогда во всем обвинили пилотов: дескать они не контролировали скорость снижения. Но это случилось в тот самый момент, когда на конечном этапе посадки экипаж перешел от автопилота к ручному управлению.

Затем в мае 2006 года А320 авиакомпании «Армавиа», выполнявший рейс по маршруту Ереван-Сочи, при заходе на посадку упал в Черное море. Официальная причина: ошибка пилота в сложных метеоусловиях. Между тем, летчикам тогда велели уходить на второй круг, те отключили автопилот, и самолет вдруг вышел на критические углы атаки, после чего рухнул. Армяне, кстати, после сочинской катастрофы еще долго поднимали вопрос технической неполадки, но МАК, как всегда стоял на своем: «человеческий фактор» - ошибка пилотов. Не секрет, что была и еще пара-тройка аналогичных случаев с данным типом самолета.

Другой, относительно недавний случай: громкая катастрофа 2009-го года, но уже с А330 компании Air France над Атлантикой, когда погиб экипаж и 228 пассажиров, а потом французы долго искали на глубине «черные ящики».

Что во всех этих трагедиях общего? Ряд специалистов уверен, что все случаи связаны с отказом одних и тех же приборов — приемников полного давления, аналога так называемой трубки Пито (названа по имени французского инженера-гидравлика, жившего в 18 веке, Анри Пито — Авт.). Это прибор для измерения скорости самолета. Если он отказывает (забился, или заледенел) это может привести к потере управления, так как данные о реальной скорости перестают попадать в компьютер, который управляет самолетом.

Компьютер, получая данные о неверной скорости, просто не понимает, что происходит. Он начинает неправильно руководить самолетом: может отправить его на снижение, изменить угол атаки, и машина начнет падать. Пилоты в этом случае должны вроде бы взять самолет на ручное управление, но они могут не успеть сообразить, что происходит с машиной, не заметить этого, не понять.

В случае катастрофы над Атлантикой 2009 года, кстати, было установлено, что там приемники полного давления обледенели. Если учесть, что Airbus А320 и Airbus А330 скорее всего укомплектованы аналогичными приборами одного и того же французского производителя, то понятно почему после катастрофы над Атлантикой многие пилоты Air France отказывались летать на этих самолетах пока «трубки Пито» на них не заменят.

Их тогда действительно начали менять на американские. Однако заменила ли их на своих самолетах Lufthansa и ее дочка — авиакомпания Germanwings, который принадлежал разбившийся на юге Франции А-320, неясно. Могла и не поменять, это же компания — лоукостер, а значит экономит на всем. Возможно именно поэтому сейчас многие пилоты Lufthansa снова отказываются летать на А-320?

Во всяком случае, в этой катастрофе А-320 есть некоторые необъяснимые вещи, связанные со всем вышесказанным. Так, например, известно, что после выполнения взлета (в 10:00 местного времени) самолет приступил к набору высоты и набрал сначала эшелон полета 300, а затем 380 (в 10:27). Буквально через три-четыре минуты (в 10:31) он перешел в снижение, а при достижении высоты 6800 футов пропал с экранов радиолокаторов (в 10:40). Странно, что пилоты вдруг так неожиданно начали снижаться. Может возникли проблемы с датчиками показателей скорости?

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26772 от 26 марта 2015

Заголовок в газете: Крушение А320: могли отказать «трубки Пито»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру