Путин отметил вклад Собянина в развитие столицы

«Москва стала настоящей законодательницей мод по качеству и комфорту городской среды»

Московский урбанистический форум для столицы каждый год — как экзамен: к нему долго готовятся, чтобы потом облегченно выдохнуть. Тем более в этом году «экзаменаторами» стали футбольные болельщики со всего мира: именно им выпала возможность оценить московский транспорт, реконструкцию улиц и общественных пространств.

Изменения в городе и отдельно работу мэра столицы отметил и Президент России Владимир Путин: «Сергей Собянин показал готовность брать на себя ответственность, работать последовательно, вести открытый диалог с москвичами в интересах города, в интересах жителей города. Сегодня мы видим, что Москва стала настоящей законодательницей мод по качеству и комфорту городской среды и задает стандарты развития в современных мегаполисах».

«Москва стала настоящей законодательницей мод по качеству и комфорту городской среды»

Мосурбанфорум показал: Москва не просто вышла на один уровень развития с другими мировыми столицами — она стала задавать им вектор развития по качеству жизни и комфорту городской среды. Это заметил в своем выступлении на конгрессе глава страны Владимир Путин: «За короткий срок в столице произошли очень большие, если не сказать — грандиозные изменения. Формируются новые общественные, деловые, культурные, жилые пространства. Меняется, становится более удобной и доступной инфраструктура общественного транспорта: от метро и автобусов до современных цифровых платформ для такси.

Я знаю, что московские власти планируют продолжить программу создания качественной городской среды, восстанавливать уют городских московских улиц, сделать при этом все районы Москвы такими же комфортными, как исторический центр. И это не просто новые объекты, работы по благоустройству: изменения городской среды меняют по сути даже мировоззрение, самочувствие, настроение людей».

Он отметил, что большой вклад в это сделал мэр Москвы Сергей Собянин, а оценить российское гостеприимство смогли все гости чемпионата мира по футболу. И надо сказать, им понравились спортивные объекты, автобусы и метро, обновленные и похорошевшие улицы столицы, работа волонтеров, медицинских, коммунальных и других служб. Тем более что Москву во время чемпионата мира посетили около 4 млн человек.

«Формируются новые общественные, деловые, культурные, жилые пространства. Становится более удобной и доступной инфраструктура общественного транспорта: от метро и автобусов до современных цифровых платформ для такси. Я знаю, что московские власти планируют продолжить создание качественной городской среды, восстанавливать уют городских московских улиц, сделать при этом все районы Москвы такими же комфортными, как исторические центры», — отметил президент.

По его словам, перед гостями города была не витрина, не показной виртуальный мир, а настоящий живой город.

Все это позволило, как отметил мэр, изменить за время чемпионата мира образ Москвы и России. «Это реальная победа с учетом того информационного тяжелого фона, который порой складывается вокруг нашей страны. Многие приехали в Москву с напряжением, страхом каких-то провокаций, ужасов, холода, неприятия местными жителями. Но когда они увидели красивую Москву, улыбающихся москвичей, московское гостеприимство, комфортный транспорт, первоклассные стадионы, они начали звонить своим друзьям и родственникам с призывами приезжать в Москву, пока чемпионат не кончился», — подчеркнул Собянин. В свою очередь мэр Москвы поблагодарил президента за высокую оценку и отметил, что это результат каждодневного труда миллионов москвичей.

Три вызова Москвы

На Московском урбанистическом форуме обсуждались проблемы и вызовы, которые стоят перед мегаполисами сегодня. Так, по мнению Собянина, город не может устойчиво развивать, не решив три проблемы: проблему экологии, вопросы повышения связанности агломераций и развитие так называемого «Умного города».

Москва — многомиллионный город, переполненный автомобилями. Город, в котором есть предприятия, в том числе нефтяной отрасли. Понятно, что перед ней, как и перед любой другой столицей, возникнут проблемы экологии, вопросы очистки воды и воздуха. Решать эту задачу нужно комплексно, развивая общественный транспорт, используя новые технологии при строительстве домов, продвигая и развивая программы по сортировке и переработке мусора. Мэр Москвы отметил, что 90% всех выбросов в городе приходятся на личные автомобили. Поэтому логично: чем больше тех, кто пересел с личного авто на общественный транспорт, тем лучше экологическая ситуация в городе. Собянин отметил, что каждая новая внедренная технология напрямую влияет на здоровье москвичей.

Отдельный вопрос — связанность агломераций. В столичной агломерации живут 20 млн человек, а в метрополии — 35 млн. И удобные транспортные связи — это не прихоть, а жизненная необходимость для москвичей и жителей Подмосковья, которым приходится каждый день ездить в город на работу. В Москве это понимают, поэтому в городе в области общественного транспорта произошла своего рода революция. Автобусы сети «Магистраль», дублирующие ветки метро и соединяющие разорванные до этого момента точки города, делают городские объекты более доступными для москвичей. Бывшее «ржавое кольцо Москвы» преобразилось до неузнаваемости, превратившись в современное наземное метро — Московское центральное кольцо, которое также связало районы Москвы и разгрузило Кольцевую ветку подземки.

Еще один проект, которые только развивается — Московские центральные диаметры: еще одно наземное метро протяженностью 446 километров, которое свяжет Москву и Подмосковье. Уже сейчас идет строительство платформ для комфортных поездов в Подольске. При этом продолжается и строительство традиционного метро.

Как заявил заммэра Москвы Марат Хуснуллин, к 2023 году в Московской агломерации протяженность наземного и подземного метро составит 1000 километров. В них войдут 555 км метро и МЦК и 446 км МЦД. Кроме того, речь не просто об удобстве для москвичей, а об увеличении инвестиций: при появлении в районе метро капитализация растет на 12–20%.

Третья проблема, которая возникает перед всеми современными мегаполисами, — создание так называемого умного города. Реализация одноименной программы в столице позволит создать для москвичей удобную, и доступную и персонифицированную среду. Как отметил Сергей Собянин, внедрение искусственного интеллекта и анализа больших данных поможет лучше управлять городом.

В свою очередь президент Банка ВТБ Андрей Костин назвал использование электронных сервисов особенностью мегаполисов XXI века. При этом ВТБ уже внедряет систему безналичной оплаты проезда, оплату школьного питания «Москвенок» и систему велопроката «Велобайк». Впереди — сервис «Умный город», который объединит все сервисы Москвы в одном приложении. Кроме того, банк работает над проектом Единой карты москвича, которая заменит сразу все типы социальных карт. По словам Костина, пилотный проект по переходу на такую карту стартует с июля 2018 года.

«Город должен быть эко-, а не эгосистемой»

Множество иностранных гостей форума смогли высказать свое мнение о столице и предложения по развитию мегаполиса. Один из авторов концепции парка «Зарядье», архитектор Элизабет Диллер — о том, что они хотели видеть на месте парка:

«Наше бюро воспользовалось возможностью превратить пространство Зарядья в новый тип парка — Зарядье стало своего рода «диким урбанизмом», местом, где растения и люди будут чувствовать себя одинаково комфортно», — поделилась Диллер.

Культурную жизнь города отметил известный архитектор, сооснователь бюро ОМА Рем Колхас. По его словам, музеи стали важной частью нового образа и нового градостроительного каркаса столицы. «Человек в городе чувствует себя комфортно не только когда в нем активно развиваются технологии и экономика — ему необходимо также интеллектуальное развитие. Музеи и другие культурные объекты должны стать центрами притяжения, помогать человеку ощущать себя частью городской среды», — отметил Рем Колхас.

Своим опытом в участии в жизни больших городов поделился сооснователь New Localism Advisors, экономист Брюс Кац: он консультировал бывшие промышленные города, ставшие городами с инновационной экономикой. «Технологии будущего — автономные автомобили, робототехника, блокчейн — в ближайшие несколько лет изменят облик городов и станут основой экономического роста. Москва, как любой мировой мегаполис, должна стать локомотивом этих преобразований», — считает Кац. Как он метко отметил, государству и городам надо стать экосистемой, а не эгосистемой.

В дискуссии приняли участие и спикеры из России. Председатель Счетной палаты Российской Федерации Алексей Кудрин обратил внимание гостей на так называемую креативную индустрию — творческих людей, которые «могут создавать добавленную стоимость для городов, в том числе и Москве», соединяя инженерные и творческие составляющие. А сама Москва, по мнению Кудрина, вполне может подать пример крупным агломерациям в других городах по всей России.

Гости форума обсудили многие насущные для мировых полисов проблемы, успели сравнить Большой Париж и Большую Москву, поделиться многими идеями. Важный вывод в конце одной из дискуссий сделал Сергей Собянин. Он призвал не ограничивать нашу столицу в своем развитии: наш город конкурирует с Нью-Йорком и Парижем, и любые попытки административно его ограничить будут попросту непродуктивными. И философски добавил: в таком гигантском городе, как Москва, нельзя ничего доделать до конца. Но нужно иметь амбиции: сделать нашу столицу лучшим городом Земли.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру