Хроника событий Как помощник Чубарова организовал покушение на муфтия в Крыму В украинском Приазовье нашли тело сбежавшего из части морского пехотинца Эксперты: доказательств госизмены Вышинского нет, обмен на Сущенко незаконен Доставленному в Херсон главреду РИА "Новости Украина" изберут меру пресечения Надежда Савченко просит возить ее по Украине на автозаке

Законодательный трезубец

Эта неделя во многом определила будущее Украины

17.09.2014 в 15:23, просмотров: 17293
Законодательный трезубец
фото: AP

Украинцы смотрят на себя с нескрываемым удивлением — они не понимают, как их в прошлом весьма архаичное общество может реформироваться столь быстрыми темпами. Некоторые благодарят за это дивную украинскую генетику — типа, вот такие мы, по природе замечательные! Другие, прагматики, напоминают, что те же гены были у граждан на Украине и при Ющенко, и при Януковиче, но «реформаторский воз» как-то стоял на месте.

Однако существуют совсем то ли циники, то ли реалисты, которые утверждают что если бы не война на востоке страны, то сегодняшних реформ на Украине и не предвиделось бы. Это подход, безусловно, жесткий, ибо никакие реформы теоретически не должны быть понуждаемы смертью собственных граждан, а в украинском варианте три сенсационных реформаторских закона принятых за один день — это типа триумф на крови.

Но можно сказать и так: это перемены, оплаченные кровью своих граждан, но исполненные во имя их памяти. Об этих трех законах, которые должны кардинально изменить Украину, я сегодня и хочу рассказать.

Первый, наиболее простой и понятный, — это ратификация политической ассоциации с Европой. Выглядела ратификация очень красиво: все было в прямом эфире и подписывалось одновременно Верховной радой и Европарламентом. Таким образом, политическая дверь для Украины в Европу теперь открыта. Конечно, тут полно оговорок: во-первых, предстоит долгий путь согласований законов и экономик, чтобы войти в эту дверь; во-вторых, подписание экономической части отодвинуто до конца 2014 года, а некоторые говорят, что и до 2015-го, чтобы Украине привести в порядок все налоговые, акцизные и прочие нюансы — и с Европой, и с Россией.

Безусловно, вот эта отложенная экономическая ассоциация — она взбесила многих радикально настроенных украинцев. Которые заявляют, что все должно было быть «здесь и сейчас» и что президент Порошенко «предал память «небесной сотни» — тех, кто погиб на Майдане, — ровно потому, что правительство Януковича хотело отложить подписание именно этой части ассоциации.

Однако гнев радикалов вызван не только этим, но и вторым, гораздо более важным для нынешнего момента документом, который приняла Верховная рада. Это «Закон об особом статусе местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». Внешне очень похоже на пресловутую «федерализацию», ибо этот закон позволяет указанным территориям проводить местные выборы, назначать местных силовиков, милицию, судей и прокуратуру; там вводится особый экономический режим с Россией — как приграничных территорий. Причем вся эта «самостийность» финансируется из украинского бюджета.

Многие украинцы в шоке: за что мы боролись, спрашивают они, разве это не полная капитуляция? Разве это не дотошное выполнение российских условий о «федерализации» Украины, о том, что русскоязычные регионы должны иметь какой-то особый статус? Неужели, спрашивает значительная часть украинцев, нужно было принести в жертву столько жизней, перенести столько лишений, потерять Крым — и все это для того, чтобы «позорно», хоть и на три года, но вернуться ровно к тому, что было при Януковиче, когда экономическая ассоциация с Европой была отложена. А теперь она отложена — да еще Донецк и Луганск превращаются в эдакое «украинское Приднестровье», которое, как известно, лишь на бумаге принадлежит Молдавии, а на деле — там даже рубли в ходу.

Вопросы кажутся справедливыми, особенно если учесть, что обсуждение закона велось в закрытом режиме; что Порошенко предупреждал — если закон не принять, то «противник дойдет до Крыма»; что прямо сказал: «Этот маленький позор лучше большой войны!»

Прямо какой-то унизительный новый Брестский мир, иначе и не скажешь!

Да, мнения украинцев по поводу закона решительно разделились, но большинство, как показывают социологические опросы, сейчас все же на стороне президента. Потому что «освободить Донбасс» — конечно, «идея хорошая», но непонятно, сколько жизней украинцев в этой ситуации нужно положить, чтобы освободить этот Донбасс.

Однако при втором, более внимательном приближении видится, что и Россия, и Украина видят в этом решении свою выгоду.

Владимир Путин не без оснований может считать себя победителем, ибо добился своей цели «в деле защиты русскоязычного населения Донбасса». Кроме того, есть надежда, что, как и в случае с Приднестровьем, Абхазией и Южной Осетией, за три года там появится собственная пророссийская элита, а это значит — Донбасс «ушел от Украины навсегда».

У Петра Порошенко понимание противоположное — пусть «нелояльное» население небольшой части Донбасса живет по-своему, пусть реализует в Россию то, что производит, пусть смотрит российское телевидение. Но за три года, надеется Порошенко, Украина выйдет из кризиса, двинется в Европу, ее армия окрепнет — а там посмотрим. Ведь прекращением войны, возможно, удалось не допустить гораздо худших последствий.

Но главное сейчас не это, главное — реформы.

Киеву важно было показать своим гражданам, что эти реформы неотвратимы, и в этот же день Верховная рада принимает главный сенсационный закон — «О люстрации».

Да, его принятие шло под горящие шины у стен Рады; да, принять этот закон было одним из главных требований Майдана; да, его приняли с третьего раза, причем осторожным большинством — чуть больше половины депутатов, но…

Но зато теперь на Украине появился закон, препятствующий «некоторым желающим» прийти во власть. К примеру, это те, которые в разгар противостояния Януковича и Майдана руководили страной: тут и следователи, и судьи, которые на ходу «лепили» фальшивые обвинения и приговоры против протестующих. Здесь же — те, кто «публично призывал к сепаратизму».

Но важна и другая часть, ранее совершенно для Украины невозможная. Не забыты «тени более давнего прошлого» — руководители компартий УССР и КПСС (от уровня райкомов партий) и руководители комсомола (начиная от областного уровня), которые во власть отныне допущены не будут. А еще не забыты в законе «штатные сотрудники 5-го управления КГБ СССР и УССР, а также агенты КГБ».

Но главное — все чиновники, претендующие на высшие должности в государстве, теперь пройдут обязательную проверку, и те, кого поймают на сокрытии фактов, будут лишены «права на власть» сроком на десять лет.

Хорош этот закон или плох — покажет жизнь. Насколько он был желаем гражданами, настолько же его побаивалась власть — об этом говорит тот неоспоримый факт, что он был принят лишь половиной Рады — видимо, нардепы примеряли закон на себя.

Однако, так или иначе, Украина все больше отдаляется от той модели власти, где старая номенклатура и силовики — ее основа и становой хребет.

 

Матвей ГАНАПОЛЬСКИЙ, журналист,

обозреватель «Эха Москвы»

Украинский кризис. Хроника событий


Партнеры