Эксперт: «Нормандский формат» себя исчерпал — нужно подключать США

«МК» выяснил перспективы новой «дорожной карты» для Минских соглашений

По итогам «нормандской встречи» в Берлине Россия, Украина, Франция и Германия договорились разработать новую «дорожную карту» для выполнения Минских соглашений. В общих чертах она должна сочетать в себе «план Эйро» и «формулу Штайнмайера». То есть достижение требований безопасности должно перемежаться с реализацией политических договоренностей, а особый статус Донбасса вступит в силу сразу после того, как в Донецке и Луганске проведут местные выборы. Также участники переговоров поддержали идею введения вооруженной миссии ОБСЕ по всей территории АТО, но только после того, как Киев и республики согласуют избирательное законодательство.

«МК» выяснил перспективы новой «дорожной карты» для Минских соглашений
Так выглядит одна из «зон разграничения». Фото: lisichansk.com.ua.

Основы новой «дорожной карты» главы МИД стран-членов «нормандского формата» должны разработать к декабрю, надеется президент Украины Петр Порошенко. Впрочем, канцлер ФРГ Ангела Меркель сообщила, что предстоит согласовать настолько сложные нюансы, что до конца работы может быть еще очень далеко. Пока же ближайшей задачей мирного урегулирования конфликта, по словам Президента России Владимира Путина, является продолжение демилитаризации линии соприкосновения на Донбассе.

Между тем первая «дорожная карта» была создана в феврале 2015-го. СМИ окрестили ее «Минском-2». В документе указали, через сколько дней должно быть разведено все вооружение, к какому числу должны были обменять всех пленных, провести выборы и так далее. На данный момент все сроки истекли. Новая «дорожная карта», по сути, лишь должна наметить новые временные рамки для того же «Минска-2». «МК» выяснил, что из этого получилось.

Три зоны — Золотое, Петровское и станица Луганская

Стороны конфликта разводили свою артиллерию на безопасное расстояние осенью 2014-го и весной 2015 года. Несмотря на это, наблюдательная миссия ОБСЕ ежедневно фиксирует нарушение перемирия всеми участниками войны. Нынешняя попытка демилитаризации региона началась 21 сентября 2016 года, когда Киев, ДНР и ЛНР подписали соглашение о выводе войск из трех населенных пунктов на линии соприкосновения и их окрестностей в радиусе двух километров.

Поселок Золотое на границе Украины и ЛНР разоружился с первой попытки и без всяких проблем. Поселок Петровское, оказавшийся между ДНР и Украиной, был демилитаризован со второй попытки, так как в первый раз стороны конфликта не смогли сохранить режим прекращения огня. А вот в станице Луганской противники до сих пор обмениваются артиллерийскими ударами, хотя армии пытались развести силы уже пять раз.

Амнистия и обмен пленными

Одним из ключевых пунктов Минских соглашений является амнистия всех участников боевых действий на Донбассе. В 2014 году Верховная рада приняла этот закон, но президент Порошенко и глава парламента не стали его подписывать. С тех пор украинские депутаты не предпринимали попыток избавить ополченцев от уголовного преследования.

Представители ДНР и ЛНР настолько устали ждать милости от Киева, что остановили обмен военнопленными до тех пор, пока украинские власти не согласятся их амнистировать. На данный момент в застенках ополченцев находятся около 100 человек, а у украинских силовиков — свыше 600.

Политическая часть Минских соглашений

Чтобы боевые действия в регионе окончательно прекратились, в Донецке и Луганске нужно провести местные выборы, после которых территории самопровозглашенных республик должны получить закрепленный в Конституции Украины особый статус, дарующий им практически полную независимость от Киева.

Закон о выборах на Донбассе до сих пор никто даже не собирался предлагать на рассмотрение представителям ополченцев. Также в Конституции Украины не появилось никакого особого статуса для Донецка и Луганска. Вместе с тем ДНР и ЛНР посылали в Киев несколько своих законопроектов, касающихся политической части Минских соглашений, но все они остались без ответа.

С одной стороны, считается, что протащить эти решения через нынешний состав парламента невозможно. С другой — президент Украины, а также главы МИД и МВД страны Павел Климкин и Арсен Аваков настаивают, что политическая часть Минских соглашений может быть выполнена только после фактической капитуляции ДНР и ЛНР — вывода всех их войск в Россию и передачи границы под контроль Киева. То есть политические лидеры самовольно меняют порядок имплементации «дорожной карты».

Александр ГУСЕВ, руководитесь Центра стратегического развития стран СНГ, рассказал «МК» о перспективах новой «дорожной карты» для Донбасса:

— Фактически ни один пункт предыдущей «дорожной карты» не был выполнен: оружие не отвели, пленных не обменяли, выборы не подготовили… Сейчас Киев попросят сделать все то же самое, но результат не изменится. Скорее всего, заявление о «дорожной карте» было сделано для того, чтобы хоть как-то оправдать проведение встречи. Переговоры в Берлине показали, что «нормандский формат» себя исчерпал и теперь нужно приглашать США, чтобы вывести Минский процесс из тупика. Другого выхода нет, так как Порошенко слушается только американцев. Иначе Киев так и будет обстреливать ДНР и ЛНР, убивать их лидеров и так далее.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27235 от 21 октября 2016

Заголовок в газете: Чем «Берлин» отличается от «Минска-2»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру