За что «ушли» помощника президента Трампа по национальной безопасности Майкла Флинна

«Это хуже, чем преступление. Это ошибка»

Все смешалось в Белом доме президента Дональда Трампа. Администрацию лихорадит. Одни уходят, другие приходят. Но лихорадит и тех, и других, ибо их супер-босс непредсказуем. Наиболее серьезное изменение произошло в понедельник, 13 февраля, когда поздно ночью подал в отставку генерал Майкл Флинн, помощник президента по национальной безопасности. Его отставка последовала после того, как выяснилось, что он ввел в заблуждение вице-президента США Майкла Пенса и других высших сотрудников Белого дома относительно своих переговоров с послом России в Вашингтоне Сергеем Кисляком.

«Это хуже, чем преступление. Это ошибка»
Майкл Флинн

Генерал Флинн, который работал на своем посту меньше месяца заявил, что он передал «не полную информацию» о своем телефонном разговоре, который он имел с российским послом еще в декабре по поводу американских санкций против России. Этот телефонный разговор состоялся до инаугурации президента Трампа. Флинн сначала доказывал, что он не вел никаких серьезных переговоров с российским послом Сергеем Кисляком. На эту удочку попался вице-президент США Пенс. Он повторил версию Флинна в одном из своих телевизионных интервью уже в феврале. Однако в понедельник стало известно, что министерство юстиции предупредило Белый дом о неполной информации, полученной от Флинна по поводу своих переговоров с российским послом. В связи с этим Минюст выразило озабоченность, что Флинн может стать объектом шантажа Москвы.

В своем письме об отставке, которое Белый дом немедленно передал по электронной почте репортерам, Флинн заявляет, что у него было много телефонных разговоров с различными иностранными дипломатами в период перехода власти. «К сожалению, в результате быстрого развития событий я случайно сообщил вице-президенту и другим неполную информацию, касающуюся моего телефонного разговора с российским послом, — пишет Флинн. — Я искренне извинился перед президентом и вице-президентом и они приняли мое извинение. Но я ухожу в отставку, имея честь служить нашей нации и американскому народу в столь выдающейся форме».

Белый дом сообщает, что он заменил генерала Флинна отставным генерал-лейтенантом Джозефом Келлоггом-младшим, ветераном Вьетнамской войны.

Флинн был ранним и ревностным сторонником кандидатуры Трампа. И в своем письме об отставке он воздает президенту должное: «Всего лишь за три недели, — пишет Флинн, — новый президент переориентировал американскую внешнюю политику в фундаментальном плане, чтобы возродить лидирующую позицию Америки в мире».

Но сам Флинн за это время весьма беспокойно руководил национальным советом безопасности, что усилило хаос, охвативший Белый дом в первые недели трамповской администрации. Это вызвало определенную неуверенность в разных точках земного шара.

Несколько ранее в понедельник, пресс-секретарь Белого дома Шон Спайсер сообщил репортерам, что «президент рассматривает ситуацию о будущем мистера Флинна». Уже вечером в понедельник судьба Флинна сильно закачалась. С одной стороны, споуксмен президента г-жа Конвей заявила, что Трамп «полностью уверен в своем генерале».

Но его отставка поздно ночью произошла так быстро, что поставила в неловкое положение национальный совет безопасности и его членов, двое из которых заявили, что узнали об отставке из сообщений прессы.

В официальных кругах заявляют, что вице-президент Пенс заявил в Белом доме, что он уверен во лжи Флинна, сказавшего ему, что он не обсуждал проблему санкций с российским послом в конце декабря. Даже сама дискуссия о политике и попытка успокоить опасения соперника американцев, то есть Россию, перед тем, как Трамп вступил в президентство, представляет собой весьма существенное нарушение существующего протокола.

Как пишет The New York Times, ФБР, которое изучало телефонные разговоры Флинна и в частности его разговоры с российскими официальными лицами, пришло к выводу, что он вышел за рамки ответственности помощника президента по национальной безопасности. По мнению министерства юстиции, Флинн подставился под опасность шантажа уже тем, что он хотел скрыть суть своих переговоров с российским послом. Смысл шантажа мог заключаться в том, что ему, якобы, могли угрожать из Москвы в связи с тем, что он солгал президенту и вице-президенту своей страны. Об этом впервые сообщила газета «Вашингтон пост» и также в понедельник. Кроме того, армейская администрация расследовала вопрос о том, получал ли Флинн деньги от российского правительства в ходе своей поездки в Москву в 2015 году. Такая оплата могла быть нарушением так называемой Компенсационной статьи конституции, которая запрещает бывшим военным офицерам получать деньги от иностранного правительства без разрешения конгресса. Армейские представители заявили, что генерал Флинн не составил никакого письменного заключения перед поездкой в Россию.

Конгрессмен Адам Шифф от Калифорнии, главный демократ в комитете палаты представителей по разведке заявил также в понедельник, что отставка Флинна не исчерпывает вопрос о его контактах с российскими официальными лицами. «Решение генерала Флинна подать в отставку с поста помощника президента по национальной безопасности было делом решенным уже тогда, когда он ввел в заблуждение страну по поводу секретных переговоров с российским послом», — заявил конгрессмен Шифф. Он подчеркнул, что дело продолжает рассматриваться комитетом по разведке палаты представителей.

Два других конгрессмена-демократа Джон Коньерс и Элайджа Каммингс потребовали немедленного брифинга со стороны министерства юстиции и ФБР относительно «волнующих новых откровений» о том, что г-н Флинн подвергался риску шантажа. «Нам необходимо знать, кто еще внутри Белого дома представляет собой нынешние и будущие риски нашей национальной безопасности», — гласит заявление этих двух конгрессменов.

Конгрессмен Девин Нанес, республиканец от штата Калифорнии и председатель комитета по разведке палаты представителей, поддерживал Флинна до самого конца. «Вашингтон может быть слишком суровым городом для таких почетных людей как Флинн, который всегда был солдатом, а не политиком, он заслуживает благодарности и респект», — гласит заявление Нанеса.

Белый дом изучил текст перехваченного телефонного разговора Флинна с Кисляковым. Об этом сообщает администрация в официальном порядке. Флинн заявил Пенсу и другим, что его звонок ограничивался лишь предпраздничными поздравлениями, однако в действительности этот разговор, согласно официальным лицам, которые видели транскрипт перехвата телефонного сообщения, включал также дискуссию о санкциях, наложенных на Россию после того, как разведывательные органы США пришли к выводу, что правительство России пыталось вмешаться в 2016 году в президентские выборы в пользу Дональда Трампа. Тем не менее, нынешние и бывшие представители администрации знакомы с содержанием телефонного разговора Флинн-Кисляк утверждают, что транскрипт настолько одиозен, что может служить оправданием как для отставки, так и для оставления на своем посту генерала Флинна.

Президент Трамп с каждым днем все больше нервничал по поводу того, что происходило вокруг Флинна. Об этом сообщают люди, которые, как пишет газета «Нью-Йорк таймс» знают ход его мыслей. Трамп якобы заявил своим помощникам, что медийный штурм вокруг Флинна может нанести ущерб национальной безопасности Америки.

Стефен Бэннон, главный стратег президента, потребовал отставки Флинна. Как сообщается, он уже с прошлой пятницы придерживался этой позиции. В понедельник приблизительно в полдевятого вечера Флинна видели в Овальном кабинете президента Трампа. После этого было опубликовано письмо Флинна об отставке, которое стало распространяться в кругах Белого дома и печати. Сообщается из хорошо осведомленных кругов, что г-н Келлогг вряд ли останется на посту Флинна в качестве постоянной замены. Флинн сам привел Келлога в избирательную кампанию Трампа и оба они были слишком близки друг к другу. Уходит также и заместитель Флинна Макфэрлэнд. Сообщают, что по-видимому, Флинна заменит на посту помощника президента по национальной безопасности отставной вице-адмирал Роберт Хэрвард. Называют также и кандидатуру генерала Девида Петрэуса. Из близкого окружения президента наиболее остро против Флинна выступал вице-президент Пенс, который использовал его ложную информацию, защищая самого Флинна в серии телевизионных выступлений. Как сообщают, вице-президент Пенс «был разгневан и раскален».

Флинн и Пенс дважды разговаривали в прошлом относительно телефонной беседы Флинна с российским послом. Однако Флинн вместо того, чтобы полностью извиниться и взять на себя всю ответственность, стал прикрываться тем, что его подвела память. Такая «защита» еще больше разъярила вице-президента.

Дело в том, что Пенс в своих телевизионных выступлениях защищал не только Флинна, но и его сына, который распространял всевозможные «конспиративные теории» о Хиллари Клинтон в социальных медиа. Сообщалось, что сын Флинна тоже имел допуск к секретным материалам, однако Пенс, основываясь на ложных заявлениях Флинна, утверждал обратное. Секретная информация не затрагивалась в телефонном разговоре Флинна с российским послом. Если бы это имело место, это означало бы преступление.

По мнению представителей администрации Трампа и бывшей администрации Обамы, Флинн в своем разговоре с российским послом хотел создать впечатление, что Трамп займет более приемлемую для России позицию в области санкций.

Как пишет The New York Times, во время его поездки в Москву в 2015 году Флинну оплатили проезд на празднование годовщины телекомпании «Раша тудей», а на банкете генерал Флинн сидел рядом с Путиным. Генерал Флинн сообщил военной разведке, которой он когда-то руководил, о своей поездке в Москву. Он получил брифинг по поводу этой поездки, однако многие ведущие деятели новой трамповской администрации были удивлены, увидев на банкете «Раша тудей» генерала Флинна вместе с президентом России.

Как известно, «Раша тудей» комментирует события, которые происходят в США отнюдь не в согласии с г-ном Флинном и его боссами. Вот почему явление Флинна народу в Москве на юбилее «Раша тудей», да еще за одним столом с президентом России, оценивается в Вашингтоне, как грубая ошибка. Здесь нельзя не вспомнить знаменитое изречение министра иностранных дел послереволюционной Франции Талейрана, сказавшего почти что о подобной ситуации своего времени: «Это хуже, чем преступление. Это ошибка».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру