"Раша-гейт": Расследование связей Трампа с Кремлем только начинается

Президент США намерен найти виновников прослушивания переговоров

Дональд Трамп пошел в контратаку: он призвал Конгресс США расследовать «прослушку», которую якобы осуществляли в отношении него спецслужбы по приказу Обамы. Утверждение о «прослушке» (якобы с целью не допустить его победы на выборах) Трамп ничем не подкрепляет, но негодует очень сильно, обзывая Обаму «плохим и больным парнем».

Президент США намерен найти виновников прослушивания переговоров

Американские СМИ предполагают, что «прослушку» он позаимствовал из таких, не самых надежных, источников, как Breitbart News (медиа-организация, из которой пришел в Белый дом главный советник Трампа – Стив Бэннон) и ультраконсервативные ток-шоу в радиоэфире.

Контратака, правда, захлебнулась, не успев начаться: глава ФБР Джеймс Коми в минувший уикенд попросил министерство юстиции (ФБР входит в структуру минюста) публично опровергнуть утверждение Трампа, что экс-президент Обама якобы отдал распоряжение о прослушивании его телефонов. Такое противостояние директора ФБР и президента крайне необычно – тем более, что Коми ранее продемонстрировал скорее про-, чем антитрамповскую позицию. Незадолго до ноябрьских выборов он вдруг сообщил всему миру, что ФБР возобновляет расследование в отношении Хиллари Клинтон, которое было закрыто в июле прошлого года. Что называется, подал «ложку к обеду».

Обвинение в адрес Обамы – явный отвлекающий маневр. В этой связи австралийская газета The Sydney Morning Herald пишет: «Твиты Дональда Трампа, призванные отвлечь внимание от «Раша-гейта», не работают». Трамп нервничает и требует от своих подчиненных похоронить «Раша-гейт», но пока не получается. И вряд ли получится позже. «Русский скандал» разгорелся с новой силой после самоотвода главы минюста Джеффа Сешнса (напомню: он устранился от участия в расследовании связей Трампа и его помощников с Россией, когда стало известно, что он скрыл от Сената, давая показания под присягой, факты своих двух встреч с послом РФ в США).

Кто и как будет расследовать «Раша-гейт» – это определит уже не Сешнс, а, видимо, его будущий заместитель Род Розенстин – окружной федеральный прокурор по штату Мэриленд, номинированный Трампом на должность замминистра юстиции. Его вот-вот должен утвердить сенатский комитет по юридическим вопросам, а затем и пленарный состав Сената. Розенстин – рекордсмен по стажу работы на посту окружного прокурора: он занял эту должность в 2005 году, при Буше-младшем, был оставлен на своем посту Обамой, а теперь «идет на повышение».

Если вдруг расследование «Раша-гейта» назреет раньше, чем Сенат утвердит Розенстина, то решать вопрос будет нынешний врио замминистра юстиции Дейна Бенте. Так или иначе, что-то будет – сомневаться не приходится.

Американские СМИ задаются вопросом: как долго республиканцы будут защищать Трампа? Как скоро наступит момент, когда они его «сдадут», т.е. согласятся на назначение специального прокурора (как когда-то было с Клинтоном) или специальной комиссии (по типу комиссии по расследованию терактов 11 сентября)? Пока что республиканцы пытаются сохранить лояльность осажденному президенту. В будущем году состоятся промежуточные выборы, и если электорат разочаруется в Трампе, то может «по ассоциации» прокатить кое-кого из конгрессменов (они будут переизбираться все поголовно) и сенаторов (переизбранию будет подлежать треть состава Сената). Так что, помогая Трампу, они помогают самим себе.

Но «Раша-гейт» набирает обороты. Враждебные Трампу главные СМИ, которые он ненавидит и клеймит как «врагов народа», отвечают ему взаимностью. Они будут копать упорно и глубоко, пока не накопают то, что кроется за многочисленными контактами трамповской избирательной кампании с российским официозом. Что-то такое, что сможет объяснить особое расположение Трампа к Путину, а также внезапное смягчение формулировок, касающихся России, в программном документе – платформе – предвыборного съезда Республиканской партии.

От «Раша-гейта» можно отмахнуться, если каждый эпизод рассматривать изолированно, но в совокупности они дают картину, которая заставляет думать, что тут нет случайного совпадения. Менеджер предвыборной кампании Трампа Пол Манафорт работал – фактически в интересах России, как говорят американские аналитики, – на Януковича. Бывший советник Трампа, политконсультант и лоббист Роджер Стоун контактировал с WikiLeaks, очевидно, согласовывая публикацию имейлов, похищенных хакерами из сервера Национального комитета Демпартии. Экс-генерал Майкл Флинн, который был вынужден уйти с поста помощника президента по национальной безопасности (на этом посту он проработал всего 24 дня), многократно беседовал по телефону с российским послом накануне объявления нового раунда антироссийских санкций. В декабре Флинн и зять Трампа, Джэред Кушнер, встречались с послом РФ в нью-йоркской резиденции Трампа. Кавалер российского Ордена Дружбы госсекретарь Рекс Тиллерсон, новоиспеченный министр торговли Уилбур Росс, бывший трамповский советник Картер Пейдж и другие люди из окружения Трампа давно связаны с Россией, и у них были контакты с российскими представителями во время избирательной кампании Трампа.

Сами по себе контакты с российскими представителями ни для кого криминалом не являются. Вопрос заключается лишь в том, что обсуждали люди Трампа с послом РФ Сергеем Кисляком, с другими российскими представителями в период избирательной кампании в США.

Дотошные журналисты отказываются верить, что в ходе всех этих многочисленных контактов речь шла только о каких-то общих международных вопросах. Подозрения прессы и политических противников Трампа сводятся к двум предположениям: а) между людьми Трампа и российскими представителями имела место координация действий с целью способствовать победе Трампа; б) шел торг о «цене вопроса»: мы вам – предвыборную поддержку с помощью хакеров, WikiLeaks Джулиана Ассанжа, фейковых новостей через социальные сети и российские СМИ, а вы нам – послевыборную отмену санкций (а может, что-то еще).

«Охота за ведьмами»? Может быть, глядя из Москвы, это выглядит так. Но с точки зрения большинства американцев (это подтверждают опросы общественного мнения, в том числе и проводимые консервативными СМИ), предвыборные контакты Трампа с Россией нуждаются в расследовании. Конгресс уже расследует, но, поскольку в обеих палатах имеют большинство союзники Трампа, критики считают это недостаточным. В какой-то момент может быть начато независимое расследование – через спецпрокурора или комиссию.

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру