Эксперт напророчил военный конфликт на границе Польши и Белоруссии

По мнению Андрея Старикова, именно этого добиваются в Варшаве

  Ситуация на белорусско-польской границе усугубляется. У мигрантов, которые обосновались на нейтральной полосе близ польского кордона, кончаются вода и еда. В ночь на среду две большие группы беженцев смогли прорваться в Польшу с территории Белоруссии. Некоторые из них вернулись обратно сильно покалеченными. Стороны обвиняют друг друга в применении физического насилия. По мнению экспертов, рано или поздно там может полыхнуть, если появятся первые убитые…

По мнению Андрея Старикова, именно этого добиваются в Варшаве

    На нейтральная полосе польско-белорусской границы зажаты тысячи мигрантов. Ночью температура воздуха в районе КПП «Кузница» опускается до 1 градуса, а уже к началу следующей недели ожидается похолодание до минус 6. Мигранты рубят деревья и разводят костры прямо в лесу, чтобы хоть как-то согреться. Остается проблема с нехваткой воды и еды. Тем не менее уходить люди с занятой позиции не собираются. «Мы умрем, но никуда не уйдем», — говорят мигранты журналистам гродненских  СМИ. 

   Впрочем, идти им особо некуда. Польша не намерена пропускать на свою территорию нелегалов, отправив на защиту границы 15 тысяч военных. С другой стороны белорусские силовики выстроили защитный кордон и действуют в режиме «ни шагу назад». Как людям выбраться из этой ловушки – совершенно не ясно. 

  И Белоруссия, и Польша взаимно обвиняют друг друга в применении насилия по отношению к мигрантам. Госпогранкомитет Беларуси сообщил о том, что в стихийный лагерь с польской стороны вернули четырех курдских мигрантов с многочисленными травмами. На опубликованных фотографиях у одного мужчины глубокие порезы на руке и запястье. У второго – разбита голова. По данным белорусских силовиков, эти люди смогли прорваться на территорию Польши, но оттуда их вытеснили через колючую проволоку обратно в Белоруссию. 

   Эта информация подтверждается и польскими военными. Там сообщили, что большая группа мигрантов ночью действительно смогла пройти на их территорию. Сейчас все они задержаны, а некоторых людей вернули обратно. До этого поляки опубликовали видео, на котором белорусские военные несут куда-то человека на носилках. Кто это и что с ним произошло – неизвестно. С белорусской стороны слышны выстрелы в воздух, вероятно, с целью запугивания людей. 

   Ситуация вызывает ужас у населения прилегающей Гродненской области. «Не понятно, как разрешится эта история, если Польша их не примет. А скоро наступит зима, и вся эта толпа ринется в наши дома или дачи. Если честно, то очень страшно. Рейсов меньше из этих стран не стало, а значит, все будет становиться только хуже. Присутствие мигрантов в городах уже стало заметным», — поделился опасениями с «МК» местный житель. 

   Из-за холодной погоды часть мигрантов уже предприняли попытки вернуться из леса обратно в город, но их удерживают белорусские военные, сообщают в телеграм-каналах. Пограничники якобы требуют, чтобы те продолжали двигаться в сторону Польши. В Сети появилось видео: у дороги в лесу остановился микроавтобус, вокруг него столпились сотни людей, начинается давка. Мужчина в красной куртке выкидывает в толпу продукты – несколько лепешек хлеба и, предположительно, бутылки с водой. Провизии явно на всех не хватает. Одной женщине в толпе становится плохо, она теряет сознание. 

  Ужасающие видео не останавливают других людей, ищущих убежища в ЕС. Мигранты записывают видео из Минска, где сообщают, что также намерены отправиться к границе. На кадрах мужчина обращаться к властям Польши с просьбой их пропустить, рядом с ним находятся маленькие дети.

   О том, как будет развиваться эта ситуации и путях выхода из нее, «МК» поговорил со специалистом по странам Балтии, главным редактором Baltnews Андреем Стариковым.

  — Какого-либо рабочего выхода, собственно, нет. Потому что выход находится в одной плоскости – в диалоге польских властей с белорусской стороной. Белорусы не против, но поляки исключают этот вариант. Сегодня Меркель связалась с Путиным по вопросу ситуации на белорусско-польской границе. Поэтому может быть некое посредничество и поднятие проблемы на иной уровень. Есть стороны конфликта — Польша и Беларусь. Но Польша исключает диалог с Минском. В таком случае проблема, так как она приобретает уже общеевропейский характер, может быть поднята с польского уровня на уровень ЕС. Решение только в совместном диалоге либо Варшава — Минск, либо Москва — Брюссель, либо Москва — Берлин. Здесь все замыкается на Польше. Готовы ли они слушать? Проблема в том, что не готовы. Уже сейчас поляки ведут себя излишне брутально: распыляют газ, бьют беженцев, не дают им спать, включая прожектора.

 — Польша не может принять такое количество мигрантов?

 — Сама ситуация не является большой проблемой для Польши. Потому что 10 тысяч человек – это совсем не большие цифры. За пять лет Европа абсорбировала порядка 10 млн беженцев, поэтому плюс-минус 10 тысяч – это не является чем-то существенным. Притом что сами беженцы, находящиеся на приграничной полосе, говорят о том, что в Польше они не собираются оставаться, они хотят транзитный коридор в Германию. 

   Но поляки, несмотря на некую истеричность и эмоциональность их поведения, являются бенефициарами этой ситуации, потому что кризис беженцев снимает с повестки дня серьезный конфликт Брюсселя и Варшавы. А я напомню, что Польшу штрафуют на 1 млн евро в день за неприятие Брюсселем отсутствия верховенства права в Польше. Варшава находится в глубоком ценностном конфликте с Брюсселем и по части абортов, и по части свободы СМИ, назначения членов общественного совета СМИ и, конечно, правовой польской реформы.

   Ситуация с беженцами снимает эти противоречия, и снова выигрышные карты оказываются на польской стороне, потому что ранее у Польши в этом конфликте не было никаких рабочих аргументов. Сейчас, пользуясь этой ситуацией, Варшава имеет право просить у Брюсселя и денег, и силовую помощь, просить политическую поддержку. То есть Польша будет позиционировать себя не как смутьян и «троянский конь» США, который вносит раздрай в дом Европейского союза, но как защитник восточных границ ЕС. Поэтому поляки умело пользуются этой ситуацией и оценивают ее не как поток беженцев, а как гибридную войну, назначив агрессоров в лице Минска и Москвы.

 — Что произойдет, если сторонам не удастся договориться?

 — Если ситуация не будет разряжаться, а это, видимо, возможно уже только при посредничестве Германии и Москвы, то пойдут обвинения белорусской стороны в диверсиях. Найдутся какие-то белорусские силовики, которые переоделись в мигрантов. Я имею в виду «якобы белорусские силовики», которые «якобы переоделись» — поляки их найдут. В итоге это приведет к столкновению сил Польши и Белоруссии в приграничной зоне. Это будет военный конфликт, пусть и локальный, точечный и в разовом моменте. Ситуация только обостряется, но поляки к этому готовы.

   Причем главный выгодополучатель – правящая партия в Польше «Право и справедливость». Они бенефициары как во внешнем измерении: отношения с Брюсселем, роль защитника ЕС, роль жертвы гибридной войны. Так и во внутреннем — в Польше традиционно есть антимигрантские настроения, которые сейчас подогревается. Для польского электората они выступают защитниками от всего чуждого, а параллельно с этим бьют по политическим оппонентам – либеральной партии «Гражданская платформа». Поэтому поляки заинтересованы в эскалации конфликта, и без внешней руки, которая их одернет, ситуация может принять трагичные формы.

  — Может ли Польша обратиться за помощью к силам НАТО и поможет ли это разрешить ситуацию?

 — Конечно, могут. Это помощь деньгами и живыми силами, войсками. Они могут апеллировать к 5 пункту устава НАТО, что ведется агрессия против Польши как члена НАТО и против всего военного блока альянса. Польша будет использовать ситуацию для привлечения к себе внимания — политического и ресурсного. Им выгодно, чтобы проблема ухудшалась.

 — Если на границе будут войска НАТО, мигранты могут отступить обратно в Белоруссию?

 — Они не испугаются никаких сил НАТО. Важный элемент – Беларусь тут совсем ни при чем. Мигранты едут стихийно. Их зовут люди, которые делают на мигрантах бизнес, соплеменники, более успешные и удачные люди, которым удалось проникнуть в ЕС. Там своя коммуникативная среда. Появится ли там НАТО или будет построен забор – беженцы не перестанут прибывать. Решение проблемы лежит в политической плоскости и диалоге, но Варшава к нему не готова. Стоит ожидать посредничества Германии или Москвы либо ситуация будет ухудшаться и дойдет до эскалации. 

 — Как вы думаете, белорусские власти причастны к ситуации с мигрантами на границе?

 — Они прибывают не по инициативе Минска. Белоруссия им просто не мешает, плюс предоставляет инфраструктуру. Есть авиарейсы, потому что ЕС банят белорусские авиакомпании и не хотят летать в аэропорт Минска. «Белавиа» ничего не оставалось, как взять альтернативные маршруты, чтобы сохраниться на рынке. 

  Сам приток беженцев идет стихийно. Те, кто попал на территорию ЕС или находится в пограничной зоне, зовут своих соплеменников из стран исхода последовать их примеру. Есть чаты и группы беженцев, где активно работают люди, назовем их «миграционные бизнесмены», которые предоставляют услуги в транспортировке. По сути, это жулики, но люди в их услугах заинтересованы. Это не туристы-путешественники, люди бегут от войны и пытаются спасти свои жизни. Европейский гуманизм обязывает принять их и защитить, но куда-то этот гуманизм делся. От поляков его, конечно, трудно было ожидать, но и большие страны ЕС не осуждают неадекватное применение силы поляками и литовцами.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру