Ажиотаж в магазинах: спасая рубли, россияне метут все подряд

Наш корреспондент узнал, что творится в магазинах бытовой техники, автосалонах и отделах товаров-люкс

Ежегодный предновогодний ажиотаж в магазинах сменил направленность на «кризисный».

— Всякое мы видели на своем веку — в канун Нового года люди всегда сметали в магазинах то, что обычно пылится на полках долгие месяцы. Но чтобы этот, ранее залежалый товар приходилось завозить вновь и вновь — такого не припомним, — делятся сегодня торговцы бытовой техникой.

Небывалый спрос на товары начался в понедельник.

Финала агонии пока не видно. По всей видимости, не все рубли еще сбросил народ.

Что происходит в торговых центрах столицы с обвалом рубля — в материале «МК».

Наш корреспондент узнал, что творится в магазинах бытовой техники, автосалонах и отделах товаров-люкс

ТЦ «Горбушкин двор». Здесь всегда предложения превышали спрос на любой товар из разряда «бытовая техника». В канун новогодних праздников сотрудники центра работали чуть ли не до последнего клиента. С резким падением рубля ситуация изменилась. Продавцы многих торговых точек уже в среду закрыли двери павильонов. Вывесили таблички: «Уехал за товаром», «Перерасчет продукции», «Учет», «Перерыв до 20.00»...

— Дело в том, что за последние два дня спрос значительно превысил предложение, — рассказывают в одном из крупных точек торгового центра. — Во вторник одних телевизоров продали на пару миллионов рублей. Новинки разошлись в один миг. Так люди потом дрались за модели прошлого года, которые мы уже считали неликвидом. Так что к нам не зарастает народная тропа. Люди только и делают, что грузят коробки с телевизорами. Приезжают на «КамАЗах» с белорусскими номерами. Делают сумасшедшие предзаказы.

Почему самым ходовым товаром на рынке бытовой техники стали телевизоры, продавцы объясняют только одним фактором: «У многих дачи, загородные коттеджи, туда нужен не один экран, вот и покупают пока еще по приемлемым ценам. Хотя за последние три дня стоимость на эту продукцию выросла незначительно — на 3–5 процентов. Но сегодня-завтра мы планируем поднять цену до 15 процентов, иначе придется работать себе в убыток».

Один из крупных магазинов телевизоров приостановил свою работу уже в среду утром:

— Нам кажется, это никогда не закончится, — рассказывает сотрудник ТЦ. — Вот уже на протяжении трех дней у нас нескончаемый поток покупателей. Мы не успеваем со склада подвозить продукцию, как все раскупается с бешеной скоростью. Кажется, народ перестал замечать, что и цены мы подняли на 1,5–2 тысячи. Как слепые, скупают все, не глядя. В среду мы вынуждены были закрыться в 12.00. Торговать больше нечем. Сегодня поедем опустошать склады. В четверг ждем очередной наплыв покупателей. Кстати, так как телевизоры продаем в большом объеме — на них цены взлетели не сильно. Тогда как на продукцию, которая закупается малыми партиями, ценник значительно отличается от того, что был еще неделю назад. Нет смысла раздавать за бесценок, а потом прогорать. Например, если акустические колонки стоили раньше 20 тысяч рублей, то теперь их цена возросла до 40 тысяч. Товар, который закупался малыми партиями, подорожал на 30 процентов.

Интересную деталь подметили сотрудники ТЦ. Помимо телевизоров народ сметает и мелкие вещи.

— Это называется паника. Когда у нас закончились телевизоры, мы наблюдали картину: покупатели буквально кидались на чайники, утюги, фены... Гребли все, что нужно и не нужно.

Во вторник в некоторых торговых центрах приостановили продажу «Айфонов».

— «Айфоны» сейчас невыгодно продавать, — утверждает один из продавцов телефонов. — Официально компания Apple планирует в очередной раз повысить цены на свою продукцию. Мы ждем, какова будет новая цена. Конечно, в наличии «Айфоны» есть. Признаюсь, закупали мы их по старым ценам, но «дарить» продукцию мы не собираемся — нам надо выплачивать аренду, которая, скорее всего, повысится, платить зарплату продавцам. Пока предварительная стоимость «Айфонов» такая: 6-й iphon на 16 ГБ — 47 000 рублей, 32 ГБ — 56 000, 65 ГБ — 65 000. Думаю, через пару дней цена на них взлетит на 3–5 тысяч. Обычные телефоны таким повышенным спросом не пользуются. Они не подорожали. Могу сказать, что цены на запчасти для этих телефонов и ноутбуков уже подскочили на 25–30 процентов. Например, микросхему для вайфая, которая стоила 600 рублей, сегодня мы продаем за 900.

Горячие деньки теперь и у работников мебельных магазинов.

— На днях я приехала в «Икею» докупать полки к шкафу, — рассказывает одна из покупательниц. — Отправилась туда специально поздно, к 22 часам. Народу в это время было — не протолкнуться. Нужные мне полки оказались крупногабаритными, и мне пришлось оформлять доставку — в результате два с лишним часа я провела в очереди. Вышла около часа ночи. Но мне еще повезло, днем народ в очереди по 5–6 часов томился. Люди вывозили из магазина по четыре доверху груженные тележки со всякой утварью. Говорят, люди не могут получить заказанный ранее товар неделями. Сами продавцы признаются, что подобного спроса на их продукцию не было никогда. Скупили все, что не могли продать за три предыдущих года. Склады опустошили полностью.

В Санкт-Петербурге хозяева мебельных магазинов тоже разводят руками: «Торговать больше нечем. Всю продукцию раскупили. После января-февраля будет «яма». Никто ничего покупать по новым ценам не станет. С колен мы начнем подниматься не раньше лета. Таков наш прогноз».

Если товары народного потребления расходятся как семечки, то на продукцию класса люкс спрос не просто заметно упал — его просто не стало.

— Два праздника, которые делали нам годовую выручку, — это Новый год и 8 Марта, — делятся сотрудники магазина в сегменте Laxury дорогих аксессуаров. — За неделю до Нового года у нас скупали кольца с бриллиантами, стоимостью от 13 000 долларов до 2 млн долларов, швейцарские часы от 5 до 30 тысяч евро расходились на ура, серьги, подвески, браслеты считались самым ходовым товаром в предпраздничные дни. Сейчас мы наблюдаем полный провал. За последнюю неделю — ни одного покупателя. Пара-тройка посетителей за все эти дни заглянули, приценились и на прощание кинули: «Мы подумаем...». А ведь наша зарплата напрямую зависит от продажи товара, с этого мы получаем свой процент. Ходят слухи, что люксовые магазины, таким образом, могут попросту прекратить свое существование на неопределенный срок.

Кстати, во вторник большинство магазинов брендовой одежды закрыли свои двери для потенциальных покупателей, когда курс евро перевалил за 90 рублей.

— Я работаю в одном из магазинов брендовой одежды в Третьяковском проезде. Вчера мы вынуждены были закрыться раньше положенного срока. Начальство говорит, надо пересчитать цены. Сколько на это уйдет времени — неизвестно. Но у нас и по прежним ценам в последние дни не особенно что-то покупали.

В автомобильных салонах тоже полный аврал.

— Наш автосалон объявил своим клиентам «стоп-продажи» еще в понедельник, — говорят работники крупного столичного автосалона. — Не можем мы торговать себе в убыток. Да и распродали все автомобили, нет в наличии никаких. Новых поступлений еще не было. Мы можем заключить с вами договор на конец февраля — начало марта, но по каким ценам придут машины, сказать затрудняемся. Если еще неделю назад вы могли купить у нас «Мерседес» за 1 590 000 рублей, то теперь цена его будет от 2 млн и выше.

— Я давно подумывала о покупке автомобиля, — рассказывает потенциальная покупательница Елена. — Присмотрела скромную «Ниссан Альмеру». В понедельник пришла в автосалон. Цена на автомобиль была 520 тысяч рублей. Взяла день на раздумье. Во вторник стоимость машины возросла до 620 тысяч. А пока я общалась с продавцом, цена подскочила еще на 100 тысяч. Решила быстро взять кредит, но сотрудники автосалона меня предупредили, что в среду стоимость «Ниссана» может возрасти до 800 тысяч. А ведь еще 8 дней назад эта машина стоила 480 тысяч. Короче, осталась я без колес. Во-первых, непонятно, какой кредит брать. Да и потом, когда я обратилась в три банка, везде мне дали понять, что кредитование для меня временно приостановлено.

Сюжет:

Рост цен и падение рубля

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26702 от 18 декабря 2014

Заголовок в газете: Не нужды ради, а доллару вопреки

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру