Александр Мельман
Публикаций: 2565
Обозреватель (Отдел кино и телевидения)
Не стало Екатерины Гениевой, замечательного российского филолога, эксперта ЮНЕСКО. Последние 22 года она была генеральным директором Всероссийской библиотеки иностранной литературы, а всего в этой библиотеке проработала 43 года.
Я живу этими цитатами, я все время их про себя повторяю, к месту и не очень. «Ты в зоопарке был? Там верблюд видел, верблюд? — Обиделся»; «Слушай, я тебе мешал? Ты мне тоже не мешай»; «Спасибо, я пешком постою»… А вот это уже из другого кино: «Утром яичница, днем яичница, вечером яичница, ночью омлет». Это все Фрунзик Мкртчян, которому на днях исполнилось бы 85 лет. Телевидение, конечно же, отметило эту дату, не забыло человека. Да и скажите, как его забыть!
Бессмертная фраза про то, что в 40 лет жизнь только начинается, никак не применима в отношении Захара Прилепина, она просто будет выглядеть пошло. Да, что хорошо для Веры Алентовой… Ну а Прилепин до этой своей «красной черты» был и воевавшим в Чечне омоновцем, и вышибалой, и активным лимоновцем, ну и… писателем земли русской. Властителем, так сказать, дум, пастырем… Куда уж дальше? Посмотрим. Итак, Захар Прилепин, в 40 лет, не празднуя, но вставая и чокаясь, — за русскую литературу!
Чем только Юрий Грымов не занимался: кино, театр, мода, реклама, дизайн, журналы, «Голосуй или проиграешь», продюсерство на «Дожде»… Ну человек-оркестр! Но ведь не распылялся же, не метался. Везде Грымов оставался самим собой, сам себе режиссером. Не унывал, не застаивался, просто переходил из одного творческого состояния в другое. Что, безусловно, вызывает уважение у всей прогрессивной общественности. А время-то бежит, 50 лет уже человеку! Отличный повод концептуально поговорить.
Когда не стало Евгения Максимовича Примакова, все вспомнили о его заслугах перед Отечеством. Ну а я о своем, о женском, — о телекиллере. О тазобедренном суставе, о шейке бедра. Это было всего лишь каких-то пятнадцать лет назад. На войне как на войне.
Единство места и времени. Время действия — июнь, 25-е, 2015 года. Россия переживает нелегкие времена. Кризис жанра, да. Денег (рекламных) все меньше и меньше. Новых идей (телевизионных) — тоже. Итак, очередная церемония ТЭФИ «времен очаковских и покоренья Крыма» начинается. Елочка, зажгись!
«Живое слово» на канале «Культура». Ток-шоу о русском языке. На русском про русский язык. Стоит замечательный профессор Владимир Аннушкин, рассказывает, втолковывает, объясняет. Аудитория, наполовину иностранная, слушает — муха не пролетит. Раньше так по ТВ изучали исключительно иностранный. А вот теперь наш, свой, родной. И это здорово!
Этим летом радио «Эхо Москвы» отмечает свое 25-летие. При всей важности данного события для всех нас — ни сам Алексей Венедиктов, ни любимая станция священными коровами вовсе не являются. Наоборот, там сейчас кипит бурная жизнь. Как говорят французы, ищите девушку. А была ли девушка? Была и есть. Леся Рябцева. Девушка созрела. Как гражданин, имеется в виду.
«Эй, моряк, ты слишком долго плавал, я тебя успела позабыть…» Хит сезона-61, «Человек-амфибия». И красавчик Ихтиандр, он же Владимир Коренев. Ему тогда был всего 21 год. Теперь 75. Что же произошло с артистом за эти полвека, как он жил, чем дышал, на что надеялся? Какой путь проделал «морской дьявол» от всеобщего девичьего обожания до такой вот зрелости и мастерства? Именно об этом наш разговор с юбиляром.
Юмора на ТВ должно быть много. Хорошего и разного. Больше разного, но где-то есть и хороший. По части смеха у нас давно уже определился лидер (с моей точки зрения) Это Первый.
Эдуард Тополь выпустил очередной роман. Детективный. В двух томах. «Лобное место» и «Упреждение». Роман-детектив, роман-боевик, роман-антиутопия. Нынешней непростой ситуации в России посвящается.
На канале «Россия 1» появилась новая программа «Загадка судьбы», ведущий Леонид Млечин. Интересно, правда? Ведь Млечин — мэтр, он дурного не скажет. Он всегда высок, глубок и содержателен. Программа историческая, само собой. Но выходит в 16.00. Еще интереснее!
Сати Спивакова, жена великого Владимира Теодоровича. Как самостоятельная и независимая единица проявилась, ведя программу «Сати. Нескучная классика…» на канале «Культура». Программа замечательная и очень стильная, утверждаю это как телекритик. Ну а сама Сати что собой представляет? Ведь говорят же: скажи, какая у тебя жена… Ну вот вам и жена — эксперт, знаток и боевая подруга. Но сначала все-таки о программе.
Как у нас говорят, субботу посвяти главному. Я лично провел субботу с Виталием Яковлевичем Вульфом. Посредством канала «Культура», где показали четыре его программы — про Ильинского, про Серову, про Утесова и про Раневскую. С последующей демонстрацией фильмов, где играли эти великие артисты. Вульфу в этот день исполнилось бы 85 лет.
А теперь о спорте. Тем более, как пел Иосиф Кобзон, «спорт — это жизнь, целая жизнь, и даже немножко больше…» Ну, значит, о жизни. Да, конечно, это не «Легенда №17». Это легенда №2. «Слава» — невеликий фильм о великом хоккеисте Вячеславе Фетисове. «Поплачь о нем, пока он живой, люби его таким, какой он есть…»
«Слушай, друг, у тебя глаза хорошие, пойдем, ты тоже свидетелем будешь». Глаза у Кикабидзе озорные, с хитринкой. Я смотрел в них и полностью там пропал, позабыв себя. Даже не спросил про Телави: «Тель-Авив, йес!» Он такая часть меня, да всех нас, всей бывшей большой страны… Неразделимая. Меня попросили: только о политике с ним не говори. Зачем о политике, когда есть «Мимино», а там все. Ведь «Мимино» — это Вахтанг Кикабидзе и есть, от и до, полностью.
Впервые Павел Санаев публично заявил о себе в фильме «Чучело» Ролана Быкова — маленький хлипкий мальчик, из последних сил пытающийся остаться приличным человеком, чуть ли не единственным в этой сваре гонителей. Мальчик вырос, стал кинорежиссером, сценаристом, писателем… Последнее — самое интересное: Санаев — успешный писатель. И это всего-то после двух книг! Но «Похороните меня за плинтусом» каким-то чудесным образом стало культовым.
Конечно, мы не любим свое государство. Мы — это думающая часть населения, соль земли русской (почти шутка). Потому что государство — это он, «Левиафан», я имею в виду. Как художественное произведение — не верх совершенства. Но ведь политически правильно! Поэтому про коррупцию, вороватых дураков-чиновников, себе на уме, не будем, уже все сказано.
Нет, они, конечно, хотели как лучше. Хотели к 70-летию Великой Победы показать сериал про войну. Чтобы отдать дань, так сказать. Поклониться дедам нашим. Я абсолютно верю в их искренность. Но получается как у Жванецкого: включаешь, и не работает.
Мы проиграли Америке… Нет, не Украину, патриотов просьба не беспокоиться. Здесь мы еще повоюем, фигурально выражаясь. Мы проиграли Америке в хоккей. А это, возможно, теперь самое страшное.
Только что она отметила свой юбилей. Сколько? Хакамада и не скрывает. Современная продвинутая женщина, а что же вы хотели? Но женщина же, так что давайте без цифр. Женщина без возраста, без комплексов, без предрассудков. Женщина, и чуть ли не единственный мужчина в правительстве 90-х. Вошедшая в «Норд-Ост». Решившая стать президентом. Убежавшая из политики раз и навсегда. Она может быть такой деликатной, сверхтактичной, а может крикливой, базарной даже… Если захочет.
А я-то все думал, зачем нам нужен этот наш исконный, посконный российский футбол. Куда уже почти не ходят зрители. Где нет нормальных полей: весной — грязь, осенью — грязь, осталось только лето. Где игроки получают неимоверные деньги, даже не выходя на поле. Или выходя, но отрабатывая номер — пешочком так или легкой трусцой. А какая там «судья продажная» — одна на другой сидит и третьей погоняет.
Константин Худяков просто не мог снять плохого фильма-сериала. Один его «Успех» чего стоит, с великолепными Филатовым, Збруевым, Удовиченко, Дуровым… А «На Верхней Масловке» с Алисой Фрейндлих и Евгением Мироновым! Поэтому «Однажды в Ростове» в его исполнении бесспорно удался.
16 апреля в Киеве во дворе своего дома был убит украинский журналист и писатель Олесь Бузина. Для меня, как, думаю, и для очень многих людей в России, это была потрясающая новость. Душераздирающая. Невозможная.
Когда телевидение призовут на Страшный суд (а это обязательно случится) и там потребуют ответить за все: за полный и окончательный разврат своего зрителя, за зомбопропаганду, за оболванивание сплошь и рядом почти по всем каналам, — ему таки будет чем оправдаться. ТВ предъявит передачу «Сегодня вечером» на Первом канале, которая прошла в минувшую субботу. И тогда на небесах кто-то всемогущий, посмотрев ее, скажет: «Да, это хорошо», и отпустит ящику все грехи.
В Ровенской области на Украине снесли памятник советскому разведчику Николаю Кузнецову. Бог с ними, с Лениными, Свердловыми и Орджоникидзе, статуи которых летят на землю уже по всей Незалежной. «Революция, ты научила нас верить в несправедливость добра». Но Кузнецова!.. Тем самым местные нацики сплелись в любовном экстазе с нашими родными пропагандистами. Они же говорят, что там фашисты. Фашисты и есть. Не забудем, не простим!
В поселке Широкино Донецкой области во вторник на «растяжке» подорвался журналист Андрей Лунёв, работающий в Донбассе внештатным оператором телеканала «Звезда».
Все еще молодой, да ранний Сергей Шаргунов — писатель с большой буквы «Ш». Лауреат больших и малых литературных премий, эрудит и умница. А еще он человек из телевизора, и вот здесь уже начинаются проблемы. Завсегдатай политических программ — это правильно для писателя? Не пиар ли здесь, не суета сует? Ну чуть ли не гамлетовский вопрос задается Шаргунову: быть или не быть в зомбоящике? Вот теперь пускай и ответит.
А теперь о хорошем. Ну да, иногда надо. А то совсем уже обозлюсь. Вы удивитесь, но хорошее — это «Танцы со звездами» («Россия 1»). Сезон-2015, то есть нынешний.
На 74-м году умер заслуженный артист России Рогволд Суховерко. В 1965 году он окончил школу-студию МХАТ и тогда же вошел в труппу театра «Современник». Так и прослужил здесь до конца, никуда не переходил.