Лев Колодный
Публикаций: 335
Сегодня нет на земле другого монументалиста, который выполнил бы памятники для всех континентов, исключая Антарктиду. Нет другого художника, создавшего столько картин, статуй, рисунков, мозаик, витражей, мемориальных досок, надгробий и продолжавшего бы в 80 лет, не снижая темпа, заниматься любимым делом, не зная, что такое отпуск.
Хождение по Сретенскому бульвару начну со ссылки на «Повести о начале Москвы» XVI-XVII веков. Все повелось от того, что по пути из Киева во Владимир князь Юрий Долгорукий увидел «по обеим сторонам Москвы-реки села красные» боярина Кучки. Его замок красовался на Кучковом поле. Боярин не оказал должной почести незваному гостю с дружиной — и сел лишился, и сам погиб...
Притча царя Соломона приходит сама собой на ум, когда узнаешь сенсационную новость: в Кремле задумали снести 14-й административный корпус, бывшую Военную школу имени ВЦИК, чтобы воссоздать на ее месте Чудов и Вознесенский монастыри. В 1918 году из них выдворили монахов и монашек, конфисковали драгоценности, превратили кельи в общежития, а в 1929 году снесли ради кремлевских курсантов, живших в казарме и охранявших Кремль.
На фасаде дома с двумя мемориальными досками во 2-м Колобовском переулке, 2, у Петровского бульвара, вполне могла бы быть помещена третья — с образом Марии Федоровны Юрковской, в замужестве Желябужской, на подмостках Андреевой. У нее был и партийный псевдоним в когорте первых большевиков, данный ей Лениным, — Феномен. Он же называл ее белой вороной.
Среди многих театральных артистов, проживавших в XIX и XX веках у Петровского бульвара в Колобовских переулках, один, начав выступать, как все, на сцене, променял ее на арену. В угловом доме №15 соседом заместителя директора МХАТ Андрея Белокопытова, народной артистки Галины Калиновской, племянницы Аллы Тарасовой, главного художника Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко Александра Лушина до конца дней жил самый известный в Москве режиссер цирка Марк Местечкин.
Публика не награждает овациями зодчих, даже самых успешных; фанатов у них нет, но память о них хранят здания и монументы. Во 2-м Колобовском переулке, 11, среди угасших звезд московских театров проживал в 1940–1960-е годы архитектор Евгений Иохелес, отличившийся в молодости «Домом полярников» на Никитском бульваре. Это самое большое здание в гуще аристократических особняков ХIХ века построено для первых Героев Советского Союза в 1937 году, в разгар кровавого террора.
Самый большой в мире монумент человеку президент Российской академии художеств Зураб Церетели сооружает на побережье Атлантического океана в Пуэрто-Рико, городе Аресибо. Это памятник первооткрывателю Америки Христофору Колумбу, не имеющий аналогов в мире.