1000000 за обман

Блог Владимира Слепака
Общественный деятель

В Госдуму внесен проект поправок в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), касающихся ответственности бизнеса перед потребителем.

Сейчас согласно КоАП штраф за обман потребителя составляет от 1 тысяч до 2 тысяч рублей для должностных лиц и от 10 тысяч до 20 тысяч рублей для юрлиц, включая индивидуальных предпринимателей (ИП). В поправках предлагается назначить штраф для должностных лиц в 7-10 тысяч рублей, для ИП — 50-70 тысяч, а для юрлиц — 100-300 тысяч рублей. За повторное нарушение штрафы будут еще больше: для юридических лиц они могут доходить до 1 млн рублей. Есть и альтернатива: для сотрудников компаний-нарушителей предполагается дисквалификация на срок до года, а для ИП и юрлиц — приостановка деятельности на месяц.

С момента принятия Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» прошло 20 лет. Оценивая в целом указанный период, можно сделать вывод о противоречивости развития данной отрасли права. Формирование новой в этом вопросе идеологии, с моей точки зрения, должно стать главным государственным приоритетом. И дело тут не только в системе санкций и штрафов за производство и продажу некачественных товаров и услуг. Власть обязана показать сегодняшнему потребителю, что он живет в правовом государстве и полностью защищен от недобросовестного предпринимателя.

 К сожалению, отечественный потребитель пока не рассматривается на государственном уровне, как основной участник модернизации и важнейший фактор экономического развития, способный обеспечить более высокие темпы развития отечественного производства .Это объясняется тем, что сегодняшняя экономическая политика государства направлена на защиту интересов производителя товаров и услуг. Доказательством этого являются большие преференции и льготы для производителей, такие как отмена внеплановых проверок, отсутствие обязательной сертификации продукции, отсутствие технических регламентов на основные продукты жизнедеятельности.

С уверенность можно сказать, что данная ситуация привела к дисбалансу правового поля в сфере защиты прав потребителей и стала причиной появления на рынке большого количества недобросовестных производителей. Можно констатировать, что Закон «О защите прав потребителей» необходимо не просто совершенствовать, а создавать с нуля, чтобы он мог отвечать современным экономическим вызовам и правовым реалиям, тем более после вступления России в ВТО.

 К сожалению, по сложившейся в последнее время практике, органы государственной власти при принятии законов и нормативных актов никак не учитывают мнение потребительского сообщества, что приводит не только к ущемлению прав потребителей при принятии поправок в действующие законодательство, но и к низкому качеству самой законотворческой работы.

Данная ситуация является следствием прежде всего отсутствия понимания на государственном уровне необходимости достижения баланса интересов между потребителями и бизнесом. Считается, что снижение уровня защищенности потребителей является определенным стимулом для развития бизнеса. Однако опыт многих экономически развитых стран доказывает обратное. Защищенность потребителей, напротив, позитивно сказывается на уровне доверия к определенным товарам и услугам и способствует развитию рынка.

 Возникает также еще один вопрос: кто и каким образом будет реализовывать такие серьезные полномочия, как дисквалификация и приостановка деятельности бизнеса? Я имею в виду безусловную коррупционную составляющую этого вопроса. Хочется надеяться, что новая законодательная инициатива частично решит существующие проблемы и позволит создать условия, при которых совершать правонарушения будет невыгодно.

Другие записи в блоге