"Аквариум" в поле ягода навсегда

Захар Прилепин
Писатель

Был вчера на концерте Гребенщикова. Раз, наверное, в 25-й. Причём в 20-й раз у меня была уверенность: ну, теперь меня ничем не пробьёшь, я уже взрослый, на мне кожа наросла.

Ну что. На сцене было 10 человек, это сразу дало понять, что всё сложится непросто, и чтобы устоять - я должен постараться.

Начало из новых песен: "Губернатор" (с духовыми, мощь), "Праздник урожая во дворце труда", "Не было такой и не будет", "Любовь во время войны".

Потом, как я это определил, к грядущему двадцатилетию альбома "Навигатор" (1995) - "Последний поворот" (терпеть её не могу, одна из 3-4 песен БГ, которые надо сжечь в кислоте и развеять над болотом), оттуда же чуть позже прозвучал "Фикус религиозный".

На песне "Истребитель" (Зубарев играл нечеловечески круто) депрессивно-маниакальная часть концерта, как выразился сам Борис Борисыч, была завершена и всё пошло по совершенно неожиданным маршрутам.

Сразу скажу, что Гребенщиков в очередной раз доказал, что ему совершенно всё равно до мнения зала и поёт он ровно то, что он хочет. Я бывал на концертах, где было 99% новых песен, и на все просьбы из зала он не реагировал. Собственно так было и в этом раз, только наоборот. Со всех сторон Оперного покрикивали "Поезд"! "Дарья"! "Поезд"!

Был такой диалог.

- Давай "Гертруду!"

БГ (хрипло):

- Бери. Надо было с собой принести.

На песне "Письмо из захолустья" БГ позвал всех танцевать - и половина зала, как ждала, поднялась и начала танцевать в проходах (и так и не села).

Первое отделение было замечательно завершено спаркой "Вавилон-Аристократ" (две песни 1981-82 гг).

Второе отделение, в хорошем смысле, обескуражило сразу.

Началось оно с песни 70-х годов "Зачем меня ты надинамил", прозвучала одна из моих самых любимых песен "А" - "Я знаю места" (Ангел дождя), тоже 70-х годов, гениально перезаписанная в 1997 на альбоме "Гиперборея", песня "Джунгли" года 88-89-го примерно (я её впервые услышал на презентации "Ассы"), "Рождественская песня" из альбома "Ихтиология" (1984).

Тут Гребенщиков сказал, что всё происходящее напоминает ему домашний концерт и начал петь то, что, судя по всему, от него не очень ожидали не то, что зрители, но и сами музыканты. Иногда им приходилось подолгу объяснять, что именно БГ хочет.

Из десяти человек посильно участвовала в концерте едва ли половина, а сами песни толком помнил разве что Тит.

Итак:

"Камни в холодной воде" (прекрасная песня 1988 года), которая спелась в паре с "Чем ты был занят" (из альбома "10 стрел" 1986 года);

"Науки юношей" (из альбома "Любимые песни Рамзеса IV" (1993);

"Почему не падает небо" (Он слышал её имя, он ждал повторенья" (из "Акустики", 1982);

вообще нежданная "Комната лишённая зеркал" (тоже из "Ихтиологии", что навело на мысль, что тридцатилетие этого альбома уже празднуется),

10 стрел (песня 1978 года),

наконец, смилостивился, и спел "Дарью" ("Лилит", 1997), причём в паре с "Сердце, тебе не хочется покоя") - на "Дарью" сбежались трубачи, которые пол концерта паслись за сценой, ожидая, пока вечер ностальгии закончится, но не тут-то было, потому что дальше был "Орёл, телец и лев" (впервые появилась на пластинке "Красная роза - эмблема печали" (1992), песня года 87-го),

ну и, наконец, инициатива вернулась к великому Зубареву:

"Небо становится ближе" (1984) - в традиционно мощнейшем варианте.

Тут, наконец, БГ позволил себе "из новенького" - "Марш священных коров" (про блаженного Василия) из предпоследнего альбома "Архангельск" (2011),

дальше "Стаканы" (альбом "Беспечный русский бродяга", 2006), и дальше -

феерическое, оглушительное, бесподобное явление песни "2-12-85-06" -

если кто-то знает случаи, когда её пели на концертах - скажите мне, потому что мне никогда не попадалось.

Это было так круто, что все мы воспарили и плясали где-то под потолком.

После чего группа "Аквариум" покинула сцену.

После чего зал громыхал, ревел и рыдал в течении десяти минут, минимум.

После чего счастье наше вернулось к нам.

Далее без комментариев:

"Рок-н-ролл мёртв" (нет, Зубарев всё-таки полубог), песня 1982 года

"Блюз простого человека" (70-е),

"Бурлак" (из "Русского альбома", 1991),

"Сокол" (из "Лошади белой", 2006).

Ну что сказать. Пришёл, увидел, победил. Настолько разнородной программы я не помню вообще. Самое редкое и самое лучшее за сорок лет, видано ли.

...что сказать-то, никак не вспомню... А! Любим, ждём, верим.

Постскриптум.

Было высказывание о политике.

На тему: "...эти бесы хотят всех поссорить. Кому это выгодно. Выгодно только самим бесам. А не хера тогда мы платим им деньги?"

На этом месте часть публики начала аплодировать БГ, часть скептически смолчала, я едва не сдержался, чтобы крикнуть "Крым наш".

Потому что я как раз лет 12 точно не знал "на хера мы платим им деньги" и только недавно, наконец, нашёл некоторые причины.

Но так как мы не об этом, да и вообще, мало ли что Гребенщиков имел в виду, тему закрываем.

"Аквариум" в поле ягода навсегда.

ИСТОЧНИК

Другие записи в блоге