Анализируя статью предвыборной программы В.В. Путина «О наших экономических задачах», дотошные эксперты сосчитали, что слово «должны» в ней повторяется больше тридцати раз. И на уточняющий вопрос любопытствующих: «А кто именно должен?» пресс-секретарь Владимира Владимировича дал разъяснение, что речь в первую очередь о власти, о требовательности ее представителей к себе. Ну что ж, это бодрит.
И вспомнил я обсуждение этой статьи, когда выяснились подробности нового 2012го года многолетнего «бразильского» сериала с незатейливым названием «Россия – Украина. Газ. Иногда Европа».
В новой серии переполненная газом (кстати, сомнительного происхождения в части оплаты при получении) Украина готова помочь России с поставками газа в Европу, подняв газ из своих газохранилищ. Во сюжет!
О многолетнем организованном и не очень воровстве на территории Украины российского газа, и недоумении не получившей оплаченный газ Европы сказано и написано очень много. При этом, оценивая гигантские масштабы этих «утечек» газа специалисты сходятся в одном – они («утечки») могли произойти по вине обеих сторон – и Украины и России. Что касается Украины, то там бывший премьер «сидит» и достаточно крепко (даже когда лежит на больничной койке) именно за газовые дела. Конечно, можно рассуждать о том, что сидит Тимошенко за воровство газа не у России, а у своих же братьев украинцев, но не суть – сидит, за воровство.
А как же у нас отреагировал на предложение по сути продать России ее же газ всесильный Газпром? А Газпром, по словам зампред правления этого ОАО В. Голубева, не видит ничего удивительного в использовании украинских хранилищ для поддержки экспорта… российского газа.
Да, фраза красивая, и юридически, наверное, выдержана верно. Вот только не очень она монтируется с многолетними «газовыми войнами» с Украиной за собственный газ. Тем более, что этих войн вообще можно было избежать, запустив Северный, Южный и прочие потоки лет на десять пораньше и не уповать на соседскую честность. Но топ-чинуши из Газпрома все эти годы напоминали героя анекдота, который, зная свой неутешительный диагноз, просит в аптеке: «Дайте мне таблеток от жадности. И побольше, побольше,…». Живя по принципу «чем меньше вложим в развитие, тем больше поделим между собой» именно чиновники Газпрома своей политикой замораживания диверсификационного развития газотранспортной сети, по сути, стимулировали Украину к ежегодному шантажу по вопросу поставок российского газа в Европу.
Так вот, учитывая доминанту слова «должны» и предвыборный градус политической жизни, не пора ли на деле назвать и наказать виновных чиновников Газпрома за многолетние потери России в рамках «бразильского» сериала «Россия – Украина. Газ. Иногда Европа»?