История необычная, театры друг с дружкой еще никто не сливал, поэтому постараемся разобраться в ситуации без лишних эмоций. Хотя до конца оценить резоны конфликтующих сторон довольно сложно. Итак, согласно новому почину Департамента, у каждого театра, как и прежде, остается свой худрук, однако директор теперь будет общий. И скорее всего им станет Арсен Дадамян — нынешний директор Музыкального театра юного актера. Официально он еще не назначен (его кандидатура от лица коллектива театра только передана в Департамент культуры), но Арсен абсолютно в курсе всех тонкостей проекта:
— Объясните нам как профессионал — в чем плюсы объединения?
— Понимаете, у каждого из театров есть свои проблемы. Взять хотя бы «А-Я»: его помещение давно требует ремонта, зал — на 50 мест, 25 из которых запрещено продавать пожарными. Сколько остается? То-то и оно. Или взять Детский театр эстрады, — у него замечательное помещение, всё хорошо. Но если посмотреть на цифру, сколько он спектаклей дает в год, мы увидим «26». Проблема? Наверное. Или наш Театр юного актера, который показывает порядка 90 спектаклей в год при госнормативе для театров — не менее 260спектаклей. Что делать с этим? А у театра марионеток вообще нет своего помещения.
— И как это всё решать?
— Ну как? Если мы театры объединяем, то получаем единое госзадание, единый план финансово-хозяйственной деятельности, получаем единого директора. Хотя у директора будет команда из замов — театры превратятся в структурные подразделения одного юрлица, и в каждом из этих «филиалов» будет по своему хозяйственному руководителю (кроме худрука и труппы).
— Ну хорошо, а у театра марионеток появится свое помещение?
— Надеюсь, что да: им ищут.
— Скажите как на духу — реорганизация не означает, что какой-то из театров закроют?
— Зачем объединять, чтобы потом закрыть? Нет, конечно: задача, напротив, сохранить театры, их названия; по каждому будет отдельное финансирование.
— А финансирование будет увеличено, коли уж речь зашла об увеличении числа спектаклей?
— Тут так можно сказать: одна из задач дирекции — эффективно проводить экономическую политику. Увеличить внебюджетные доходы за счет проката спектаклей, проведения совместных мероприятий. А то посещаемость у некоторых — 30-40%. Если Детский театр эстрады, имея площадку в 200 мест, показывает 26 спектаклей, значит, надо придумать как использовать зал более эффективно — скажем, показывать там спектакли других театров.
— Но нельзя сказать, что до сего дня все эти театры работали неэффективно?
— Нет, так нельзя говорить. Работали хорошо в силу своей специфики. А сложности у всех возникают. Для их разрешения и создается Дирекция.
— У меня маленький ребенок, а я о таких театрах даже не знал, — не кажется ли вам, что проблема в рекламе?
— Конечно. Нужно проводить грамотные пиар-кампании, и объединение как раз открывает для этого большие возможности. То есть в шести помещениях будем размещать рекламу друг друга, обмениваясь зрителем.
— Дирекция будет вмешиваться в художественный процесс?
— Она не должна этого делать. Только поручения рекомендательного плана: например, два кукольных театра ставят один и тот же «Аленький цветочек». Наверное, это неправильно. А так, дирекция что делает? Организовывает работу и финансирует выпуск спектакля. Всё.
— Последний вопрос по «Волшебной лампе»: она выделилась из общего хора и показала зубки... с чем это связано? Что у них всё хорошо и они не хотят подпадать под одну пяту?
— Мы можем понять, когда объединяют сеть кинотеатров. Или библиотеки. Или детские сады со школами. А объединение театров — это что-то новое. И, поскольку все детские театры очень разные, уникальные, иным худрукам представить себе такое немножко сложно. Но можно.
— Ведь чего боятся — что вы будете забирать у успешной «Волшебной лампы» их деньги, и передавать кому-то другому...
— Перераспределение средств не планируется. Ну как я могу у «Волшебной лампы» забрать, когда эти деньги они сами заработали? (Хотя будут общие бюджеты, скажем, на проведение рекламных кампаний). Нет, всё должно быть разумно, открыто, комфортно для всех. И по «Волшебной лампе» решение примет учредитель — Департамент культуры. Такая жизнь сегодня (если посмотреть широко): налицо стратегия государства — объединение, оптимизация, сокращение бюджетных средств, увы... и не только в Москве. Надо подстраиваться под новые условия. И делать это так, чтобы всем было максимально удобно.
После разговора с Дадамяном, мы не могли не позвонить худруку «Волшебной лампы» Марине Грибановой:
— В чем минус этого объединения?
— Не могу ничего сказать про другие театры (возможно, они считают иначе), но я считаю, что всё это придумали люди, не разбирающиеся в технологии театра. Театр (даже по закону!) не может не быть юридическим лицом.
— Снятие статуса снижает его самостоятельность?
— Не снижает, а уничтожает. То есть мы, будучи просто структурным подразделением, не распоряжаемся финансами, не принимаем на работу и не увольняем: отбираются инструменты, с помощью которых можно управлять театром. И процесс застопорится.
— Что вы просите у Департамента?
— Оставить нам юридическое лицо. Объединять-то надо добровольно. А с нами никто не советовался, никто ничего не спрашивал. Департамент мне рассказывает (со страницы своего сайта, из различных интервью СМИ), что мне будет только лучше — мы-де были маленьким, самодеятельным (цитирую) театром, который не в состоянии развиваться в одиночку, не может ездить на гастроли, а они сделают как лучше... это всё читать оскорбительно. Потому что все шесть театров (включая наш) созданы профессионалами. И никогда не были самодеятельностью. Театры эти можно назвать маленькими с точки зрения Большого театра. Но с точки зрения стандартного европейского — мы достаточно большие. У нас в штате 55 человек. Ездим на гастроли, на фестивали, выступая на больших площадках. У нас два лауреатских диплома! Играем 500 спектаклей в год и через нас проходит 20 000 зрителей. У нас выручка — 14 миллионов в год.
— И чего вы опасаетесь?
— Новый общий директор будет делить деньги: если «Волшебная лампа» зарабатывает 14 миллионов, а театр «А-Я» полтора (потому что не все ставят цель зарабатывать деньги)...
— Я это спросил у Дадамяна: перераспределения не будет.
— Это он так сказал. А что будет на деле... Наши спектакли никто из чиновников не посещал. Они не знают, что у нас тут происходит. Спектакли «Волшебной лампы» уникальны — в мире такого уже нет. Мы, можно сказать, как мамонты доисторические — честно работаем и несем доброе и вечное детям.
— Каков дальнейший сценарий? Вы готовы уволиться?
— На счет уволиться — не дождетесь. Департамент меня может уволить росчерком пера, после чего я могу пойти в суд... пусть объяснят — за что? Театры рождаются и умирают — это нормально. Но «Волшебной лампе» умирать еще рано. Я смотрю объективно на вещи. Даже советская власть, при всех ее грехах, не додумалась объединить детские театры в колхоз. Мне 14 ноября дали предупреждение об увольнении, и сказали, чтоб я такие же раздала своим сотрудникам. Я не уверена, что буду трудоустроена, потому что много волны вокруг себя делаю. Но к этому готова. Театр этот я создала с нуля. И мне на память приходит Великая китайская культурная революция. Это похоже. Только там была идеология, а здесь чисто деньги и ничего личного. Там перебивали пальцы великим пианистам и отправляли в колхоз на исправление. А здесь молодые хунвэйбины пытаются всё реформировать и реорганизовать. А к нам относятся как двоечники к профессору — чем учить билет, лучше профессора убить. Это всё опасно.
...Как узнал «МК», окончательная реорганизация состоится в первом квартале 2013 года. В Департаменте культуры нам пояснили, что за каждым театром закрепляется лицевой счет, поэтому сокращения бюджета не предвидится. Из плюсов объединения — возможность нанимать профессиональные управленческие кадры (чего прежде некоторые не могли себе позволить: так, театр марионеток даже потерял здание). Еще плюс — общее распространение билетов, реклама, работа со школами. Из минусов: административный состав в результате слияния будет сокращен. Департамент проведет собеседование с сотрудниками театров и по его результату останутся лучшие. Какие-то люди будут уволены. Пока о возможных результатах мини-реформы Департамента говорить сложно, одно ясно: ниша детского театра в Москве должна быть сохранена и приумножена.