Искусствоведы назвали находку останков Моны Лизы «чудовищным гробокопательством»

Президент Пушкинского музея Ирина Антонова: «Это не имеет отношения ни к искусству, ни к Джоконде, ни к Леонардо да Винчи»

Уже несколько лет Сильвано Винчети, которого в кругах историков искусства называют «охотником за костями» и «кошмаром археологов», пытается отыскать в семейном склепе Герардини останки дамы, которая, возможно, послужила моделью для знаменитой картины кисти Леонардо да Винчи «Мона Лиза». В четверг он заявил, что нашел кости Лизы Герардини. Правда, только две – бедренную и большую берцовую.

Президент Пушкинского музея Ирина Антонова: «Это не имеет отношения ни к искусству, ни к Джоконде, ни к Леонардо да Винчи»

Раскопки в семейном склепе Герардини, расположенном в ныне заброшенном монастыре Урсулинок (Флоренция), начались в 2011 году. С тех пор каждый год Сильвано Винчети делает сенсационное заявление. То об обнаружении останков детей Лизы Герардини (в 2013-м). Но оказалось, что кости слишком сильно пострадали во время наводнения в 1966 году, так что использовать их ДНК для анализа невозможно.

То о находке зуба, якобы принадлежащего супруге флорентийского купца Франческо дель Джокондо (в 2014-м). Однако точно установить, чей это зуб, опять же, невозможно.

А еще Винчети сообщал, что глаза Моны Лизы на портрете скрывают тайный код.

Теперь вот новая сенсация: обнаружились кости той самой дамы, которая позировала Да Винчи. Но точно ли принадлежали эти кости Лизе дель Джокондо – не известно. Определенно можно только утверждать, что найденные останки принадлежат женщине, которая скончалась примерно в то же время, что и модель Леонардо, то есть в 1540-х годах. А череп ее так и не удалось найти. То есть восстановить лицо Лизы нельзя, а значит, ответить на все сто процентов на вопрос, она ли изображена на легендарном портрете, хранящемся в Лувре, доподлинно не удастся.

А ведь по разным предположениям, Леонардо мог писать легендарный портрет и с других видных дам своей эпохи: они так же, как и Лиза Герардини, могли послужить прототипом Джоконды. Это и Бьянка Джованна Сфорца, дочь миланского герцога, одного из заказчиков да Винчи, и тайная любовница Лоренцо Медичи, и мать художника, и даже Салаи – ученик и, как считается, любовник Леонардо, с которого мастер писал картины «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти» - об этом, кстати, говорил и Сильвано Винчети.

Президент Пушинского музея, специалист по искусству Возрождения Ирина Антонова прокомментировала для «МК» новость о возможном обнаружении останков Моны Лизы:

  – Я не знаю, что они нашли, но, главное, я не понимаю – зачем? Зачем искать эти кости? Это не имеет отношения ни к искусству, ни Моне Лизе, ни к Леонардо да Винчи. Это интересы, лежащие вне культуры. Гробокопательство – это чудовищно! Ценность картины эти изыскания никак не изменят.

О загадках портрета и самой Моны Лизы читайте в материале «Десять главных секретов Джоконды».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру