Пересчет результатов «Евровидения» и обида Лазарева: как развивались скандалы

Швед разбит Минском, зато Россия приросла одним баллом, пока Дункан Лоуренс «рвет» мировые чарты

Переполох с несостоявшимся лишением звания победителя «Евровидения 2019» голландца Дункана Лоуренса успел безнадежно устареть буквально за пару дней на фоне череды других скандалов, разразившихся аккурат после финальных фанфар, торжественно прозвучавших в ночь на воскресенье в Тель-Авиве. Главный «бэмс» всей евроэпопеи – вторичный пересмотр уже пересмотренных результатов опростоволосившегося белорусского жюри, в результате чего швед Джон Лундвик лишился утешительного звания победителя профессионального голосования.

Швед разбит Минском, зато Россия приросла одним баллом, пока Дункан Лоуренс «рвет» мировые чарты

Также в списке скандалов - пропалестинские выходки во время гранд-финала исландских провокаторов Hatari с примкнувшими к ним Мадонной и рэпером Quavo; сама Мадонна, чье провальное кудахтанье мимо нот срочно «подтьюнили» в официальной телеверсии на интернет-канале конкурса; норвежцы KEiiNo, которые, вернувшись в Осло, неожиданно задули в одну дуду с вечно недовольными профессиональным жюри Филиппом Киркоровым и Сергеем Лазаревым; Виктор Дробыш, который пригрозил «процессом века» Европейскому вещательному союзу (EBU), поскольку стал из-за них «врагом российского народа».

Фото: Thomas Hanses

Дробыш – «ненавистник России»

Переполох, возникший из-за дисквалификации национального жюри Беларуси (о чем «МК» уже сообщал в репортажах из Тель-Авива), поспешившего огласить результаты своего голосования в первом полуфинале в нарушение регламента, неожиданно получил эффект домино.

Аннулировав итоги голосования белорусского жюри, ЕВС обязал Минск объявить в финале результаты, которые, согласно правилам, были «агрегированы» по сводным данным из других стран с «похожими тенденциями в голосовании» и одобрены аудитором конкурса.

Виктор Дробыш и певица Zena попали курами в ощип «чудачеств» белорусского жюри. Фото: Thomas Hanses

Другой нюанс заключался в том, что это был антирейтинг – то есть страна, имевшая на самом деле 0 баллов, получала 12. Таким образом, из Минска и объявили Израилю 12 баллов, а России – 0. То есть Россию даже не объявили. Деваться и рыпаться им было некуда, потому как провинились.

Но тут взвился раненым вепрем композитор и продюсер Виктор Дробыш, песня которого Like It в исполнении Зены представляла, собственно, Беларусь. В изумленной таким вердиктом белорусов России, где не очень поначалу разобрались с нюансами евровизионного наказания антирейтингом, Дробыша с полоборота, как у нас умеют, определили во «враги русского народа». «Мне теперь пишут: «Вы ненавидите Россию!», - обескураженно жаловался Дробыш.

Продюсер позвонил адвокатам и бросился стращать EBU «процессом века» - конечно, больше для красного словца, чтобы восстановить свою патриотическую репутацию, затрещавшую по швам буквально на ровном месте. Объясняет: «Я не против правил, регламента. Если нарушили, если виноваты – согласен, есть процедура, наказание. Пожалуйста. Я только против того, что нам не дали сказать, что это не наши оценки».

«Вышла бы девушка в эфир из Минска и сказала: «Вердикт белорусского жюри аннулирован, поэтому Беларусь представляет результаты, присланные нам из ЕВС». Не дали же так сказать! А теперь я получаюсь «враг русского народа». А представляешь, если бы Лазарев проиграл не 96, а 5 голосов (предыдущему месту), и отобранные у Беларуси 12 баллов России сыграли бы роковую роль. Нас бы со свету сжили!», - с леденящим ужасом в голосе калькулировал апокалиптический сценарий г-н Дробыш.

Однако белорусские перипетии на этом не закончились. Как выяснилось буквально сутки спустя, при «агрегировании» сводных данных, «вкралась человеческая ошибка». Пришлось заново пересчитывать и объявлять новые данные «белорусского голосования», в котором победителями были уже не Израиль, Эстония и Германия, а Мальта, Северная Македония и Кипр. И даже России перепал в этом новом антирейтинге целый 1 балл вместо прежнего нуля.

Лазареву эта чудная весть, правда, ничем уже не помогла, а вот по шведу Лундвику проехалась асфальтозакаточным катком, поскольку он в итоге лишился лидирующей позиции в рейтинге профессионального жюри, где новой победительницей стала Тамара Тодевска из Северной Македонии с голосовой балладой Proud.

Из-за пересчета перетасовались в итоге и некоторые позиции в общем зачете – опустились на одну ступеньку Норвегия, Азербайджан, Эстония, Германия и другие. Зато приподнялись Швеция, Северная Македония, Кипр, Словения, Сан-Марино и еще несколько стран. Генеральный супервайзер конкурса Йон Ола Санд, как мог, успокаивал взбудораженный евронарод: «Этот пересчет никак не повлиял на результаты телевоутинга 41 страны, а победитель и Топ 4 песен остались прежними».

Евронарод, с интересом выслушав г-н Санда, оценил, конечно, благородный порыв во имя истины, который в принципе ничего уже не решал, и пустился с радостью перемывать косточки не только оскандалившемуся белорусскому жюри, но теперь и всей «евроконторе». Учудила Беларусь – так учудила, подвела под монастырь, понимаешь, весь несчастный евросонг.

«Бедные, - сочувственно сокрушается Дробыш о руководстве белорусской делегации, - я их всех знаю, они хорошие люди и в этой ситуации совершенно ни при чем, а Батька-то именно их теперь пропесочит – даже страшно представить как, а не этих чудаков из жюри, которые уже по кустам давно разбежались, их и не помнит-то никто!»

Норвежская группа KEiiNO — победители зрительского голосования. Фото: Thomas Hanses.

Норвежский синдром

Тем временем, норвежская группа KEiiNo, вернувшись на родину, как и Лазарев в 2016 г., победителями телевизионного голосования, но получив у жюри оплеушечное 14 место, а после белорусских пересчетов уступив еще и 5 место Швеции в общем зачете, будто попугаями, почти слово в слово, начали повторять гневные филиппики Филиппа Киркорова о «шарашкиной конторе», которыми он сыпал, строя страшные гримасы, после Стокгольма в 2016 г.

Конечно, чуть в более сдержанной нордической форме они это повторяли, но тоже пеняли профессиональному жюри и даже поставили под сомнение нынешнюю систему голосования на «Евровидении».

«Странно, когда несколько человек выставляют половину баллов», - недоумевал солист группы Том Хуго. Их шлягер Spirit In The Sky стал безусловным лидером «народного выбора», собрав 291 балл в телевоутинге – на 30 больше Нидерландов, на минуточку. Теперь г-н Хуго задается вопросом о целесообразности профессиональных жюри в принципе. Точно, они с Киркоровым, наверное, перекидывались СМСками. Или просто астральная связь?..

Единственное, в чем норвежцы пока уступают россиянам – в глубинном осмыслении причин таких «странностей». Нам-то, включая Киркорова с Лазаревым, не говоря уже о тысячах вопяще-оскорбленных на всех ток-шоу, все ясно, как белый день: «политическая мотивированность» и треклятая «русофобия». Так глубоко обиженные норвежцы пока почему-то не копнули…

Зато Лазарев, еще даже не остыв от песенных баталий, вещал из Тель-Авива: «Я не знаю, что надо сделать, чтобы Россия как-то победила на «Евровидении». Я вижу какую-то некую предвзятость». Может у Билана надо было спросить: как победить-то? Ну, или у Рудковской… Но он предположил, что причиной «может быть» и политика России, которая мол не нравится членам жюри, хотя не исключил, что жюри могло нагадить, поскольку уж чересчур он был «обласкан вниманием» зрителей. Заревновали, короч! Или все-таки политика? Фил ногу сломит. Главное, что все плохо!

Вот такие мы обиженные. И когда едем на «Евровидение», то даже не сомневаемся, что только мы лучше всех и заслуживаем победы, а все эти дунканы, лундвики, кейны и пр. – мелочь пузатая. Их-то за что награждать?!

Лазарев обиженно перечислил национальные жюри, которые не дали ему ни одного балла. Вот если бы все участники начали перечислять всех, кто кому-то чего-то не дал. Опять не додумались…

Особенно была отмечена Грузия, где все члены жюри солидарно поставили России по нулям. С точки зрения Лазарева, это странно. С точки зрения грузин, наверное, более чем объяснимо. На международном конкурсе, где артист представляет не только себя, но и страну под ее флагом, и сам об этом с патетикой трендит на каждом углу, репутация страны – весьма твердая валюта и может сыграть не меньшую роль, чем репутация собственно артиста.

Здесь, наверное, Лазарев отчасти прав, обнаруживая «предвзятость», а на свой же вопрос: «Что надо сделать?», - есть простой ответ: «Как гражданин России, сделай что-нибудь у себя в стране, помоги ей стать лучше и справедливее, чтобы ее репутация, раз уж ты сам на нее пеняешь, стала лучше и только помогала твоим трелям быть оцененными по достоинству». Как-то так, мне кажется…

Интересно, конечно: а норвежцев жюри завалило тоже из-за «репутации страны»? Или просто кто-то норвежским лососем траванулся? Бедняги… Но закавыка еще в том, что в этот раз зрители, «обласканностью» которыми, по версии Лазарева, он так взбесил жюри, дали ему в этот раз всего-то четвертое место, но по сумме баллов артист поднялся все-таки на третью позицию. Вот, такая, значит, мудрая система голосования, да? Не счастье ли, за которое надо судьбу благодарить? И, конечно, Филиппа Киркорова...

За Россию в телевоутинге проголосовали 30 из 40 стран. 12 баллов дали Азербайджан, Сан-Марино, Эстония, Молдова, Армения, Латвия, Литва, Албания, Израиль, Чехия, Беларусь. Телезрители 10 стран оценили надрывный лазаревский «Крик» от 1 до 5 баллов… По-разному, в общем.

При этом телезрители 8 стран вообще не заметили Лазарева, в отличие от их национальных жюри, которые все-таки что-то накидали – от 2 до 6 баллов! В 15 странах проголосовали и те, и другие. Еще в 15 – только зрители. Лишь Словения и Исландия не заметили Лазарева в упор - ни жюри, ни телезрители.

Швецию, которая до пересчета белорусских голосов была первой у жюри, не оценили зрители аж 23 стран, включая Россию! Зато Кипру и Греции Россия широким жестом накидала 8 и 10 баллов соответственно. Так понравились? Или просто – приятное для Солнцеликого, потому что DreamTeam и все такое? И чего тогда соринки из чужих глаз выковыривать?

«Лазарев хороший мальчик, а не получается…»

Карен Кавалерян, автор первого евровидийного хита Димы Билана Never Let You Go (2006 г.), любезно прокомментировал для «ЗД» свое видение прошедшего конкурса:

- Не хочу строить из себя оракула, но голландца я сразу отметил, потому что очень искренняя сердечная песня с замечательным проникновенным текстом. У меня защемило даже. Хотя мы все прожженные циники, но, когда есть настоящая эмоция, она перекрывает весь цинизм. Еще до полуфиналов я назвал его первым фаворитом в интервью.

А Лазарев, конечно, молодец, очень крепко держит свой уровень. Но, единственное, может быть, замечание: в нем нет какого-то безумия билановского, понимаешь? Вроде хороший мальчик, а сумасшедшинки нет. Это и его плюс, и в то же время минус. Потому что «сумасшедшинка» как-раз очень цепляет, завораживает публику. Кстати, в голландце это было.

Сергей скрупулезный очень, дотошный, любит стройное ритмичное пение, нотки, звук, следит за этим. Аккуратный, опрятный певец. На самом деле немного таких. Но хочется все-таки, чтобы иногда и через коня вот так – хоп и в дамках! А не получается…

Разговоры о предвзятости к России, к ее исполнителям, как мне кажется, абсолютно анекдотичны. За последние лет десять Россия вообще одна из главных лидеров на «Евровидении» - и вторые, и третьи места. Какая предвзятость? А что говорить тогда той же Великобритания, которая просто годами уезжает с последними местами, хотя бывают очень хорошие исполнители? Или Голландии, которая больше сорока лет ждала своей очередной победы? Или Финляндии, которая первый раз победила вообще на 50-м году своего участия в конкурсе?

Это было в тот год, когда Дима Билан в первый раз поехал на «Евровидение» с моей песней Never Let You Go, и мы тогда заняли второе место. Второе, третье –прекрасные места. Да и пятое, и шестое тоже. Любой автор тебе скажет, как это почетно. У меня как автора было два вторых (Билан и Shady Lady с Ани Лорак в 2008 г.) и третье место (Злата Огневич от Украины, Gravity в 2013 г.), и я счастлив, что так высоко забирался. У меня никогда не было ощущения, что как-то недооценили, засудили и что-то в этом роде.

А Лазарева, считаю, надо просто поблагодарить – во второй раз поехал, занял достойное и очень высокое место. Не знаю, почему у нас такая исключительная претенциозность в отношении к голосованию по России, будто мы лидеры музыкального рынка в мире, и у нас куча людей выстреливают на мировой арене. Что-то я ни одного не знаю после t.A.T.u… На чем основаны эти претензии, для меня большая загадка...

***

Руководитель конкурса Йон Ола Санд, со своей стороны, выслушав в этот раз очередные претензии обиженных, включая Норвегию, парировал: «Нынешняя система голосования работает хорошо и у нас нет планов ее менять. Те, кто сидят в жюри, это не «не пойми кто», а профессионалы и компетентные люди, которыми гордятся и организаторы конкурса и национальные вещатели. Мы когда-то обсуждали разные соотношения между голосами публики и жюри, пришли к схеме 50/50 и считаем, что она работает очень хорошо».

Мадонна в исландско-палестинских тонах

Шарфик с цветами палестинского флага и надписью на нем «Palestine», которые исландские «антикапиталисты» и БДСМ-апологеты Hatari растянули с невозмутимыми лицами во время объявления оценок жюри, всколыхнуло и возмутило весь Израиль. Такого освистывания и забукивания залом не помнят даже сестры Толмачевы в Копенгагене, когда в 2014 г. Европа только приходила в себя от путинской «крымской весны».

Израиль, который невероятными и заслуживающими восхищения усилиями обеспечил участникам конкурса безупречную безопасность, оградив их от озверелых террористов, в кольце которых он выживает уже 71 год, а они только и грезят, как бы стереть цивилизованную, гостеприимную и мирную страну с лица Земли, порывались «закидать ракетами» и само «Евровидение» вместе со всеми, кто туда «осмелится приехать» (включая, стало быть, и самих Hatari), был, конечно, потрясен «черной неблагодарностью» «радикальных европейских леваков». Формулировка о глуповатых «леваках» давалась израильским СМИ, пытавшимся не терять лица, видимо, не без труда. Чувствовалось, как еле сдерживались от более прямолинейных определений, вроде «пещерного антисемитизма» и пр.

Мадонна тоже чуть не подлила на этом фоне масла в огонь. Под занавес ее вокально-провального выступления с рэпером Quavo танцоры - парень и девушка - повернулись к залу спинами, и публика увидела на их нарядах аппликации флагов Палестины и Израиля. Но их месседж все-таки выглядел миролюбивее, поскольку шли они по лесенке в обнимку, что символизировало, видимо, мечту о мире и дружбе между заклятыми врагами. Призрачную, конечно, но все-таки добрую мечту – в отличие от исландских злопыхательств…

Hatari и Мадонна настырно тащили палестинские флаги на сцену «Евровидения». Фото: eurovision.tv

Мадонну за это в Израиле, в общем, не сильно и полоскали. Больший переполох у публики – уже в мировом масштабе – вызвало чудесно «преобразившееся» пение артистки на официальной телеверсии ивента. Провальное «кудахтанье» Madame X мимо нот прозвучало во всей красе не только в прямом эфире, но было описано и в репортаже «МК». На следующий день, однако, когда те, кто пропустил прямую трансляцию, ринулись по всему миру к гаджетам и мониторам, и с удивлением обнаружили идеально поющую суперстар. В общем, «подтьюнили» звуковую дорожку, подчистили, подправили, наложили, подложили – и вуаля! По настоянию ли Мадонны, или самим организатором стало стыдно оставлять для истории сие позорище, неизвестно. Но комическая и скандальная «подтасовка» вызвала еще более язвительные и саркастические пересуды в Сети и медиа.

Светлые пятна конкурса: герои прошлых лет Верка Сердючка и Элени Фурейра с Кипра веселили как могли.

Dunkan VS Serebro

Тем временем, проснувшиеся вдруг санитары евролеса замутили было «скандал» из-за баллады Дункана Лоуренса Arcade. Вытащили из недр Интернета первоначальную версию песни на любительской записи двухлетней давности и подняли гвалт: «Лишат ли гран-при артиста, нарушившего условия конкурса?».

Хозяйка конкурса Нетта Барзилай с удовольствием передала «Хрустальный микрофон» новому евротриумфатору Дункану Лоуренсу. Фото: Andres Putting

Вопрос получил оперативный ответ представителя ЕВС Дэвида Гудмана: «Не лишат». Поскольку ролик, датированный 2017 годом, «не дал преимуществ артисту». Как дополнительно пояснили «МК» источники в ЕВС, об этой любительской видеозаписи, не являющейся коммерческим релизом и имеющей всего несколько сот просмотров на локальном ресурсе, сами голландцы известили референтную группу «Евровидения» еще в апреле, чтобы как раз избежать скандала и получить верификацию.

Изучив вопрос, руководство конкурса не нашло причин настаивать на смене песни или артиста. «Скандал» затух, не разгоревшись. Зато спустя пять дней после финала, баллада Arcade, пылившаяся у автора и исполнителя два года, успела возглавить чарты в 11 странах и занять 5 место в топ-листе глобального iTunes - между Nightmare Хелси и Shallow Леди Га-Га и Бредли Купера, став самым успешным мировым релизом из всех песен нынешнего евроконкурса.

Практически не известный даже у себя на родине Дункан вернулся уже в статусе звезды и национального героя в Голландию. Он привез «Евровидение», которое последний раз для страны завоевала группа Teach In в 1975 г. В какой-то степени история певца повторила тренд российского Serebro, чье выступление на «Евровидении 2007» в Хельсинки было практически первым выходом коллектива на большую сцену, и никому тогда не известная в России группа в одночасье стала и остается до сих пор одним самым популярных коллективов с впечатляющим портфолио не только национальных, но и международных успехов.

Самые яркие фотомоменты Евровидения 2019: геи, фетишисты, Лазарев и Мадонна

Самые яркие фотомоменты Евровидения 2019: геи, фетишисты, Лазарев и Мадонна

Смотрите фотогалерею по теме

Тель-Авив – Москва.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27979 от 24 мая 2019

Заголовок в газете: Скандалы «Евровидения»: не только Лазарев, но и Keiino недовольны жюри

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру