Певица Нина Шацкая раскрыла тайны древних инков

И даже выяснила, как они растили картофель

Певица Нина Шацкая продолжает путешествие по Латинской Америке - после вояжа по джунглям Амазонки и посещения одного из самых труднодоступных городов мира Икитоса в Перу она прошла по следам инков и даже узнала, как они занимались... селекцией картошки.

И даже выяснила, как они растили картофель

В силу специфического мировосприятия, мне всегда с трудом удавалось запоминать даты исторических событий и встраивать их в общую картину мира.

Только благодаря путешествиям - материализованной географии, я стала понимать взаимосвязь исторических процессов. Итак, вчера в прямом и переносном смысле я открыла для себя Америку инков.

Маршруты моих предыдущих двух лет в основном пролегали по странам с древнейшей культурой, где цивилизации процветали задолго до нашей эры, и я подсознательно была уверена, что эпоха инков принадлежит к тем же временам. Каково же было мое удивление, когда я поняла, что приводящие в трепет и восторг сооружения прапредков нынешних перуанцев относятся к периоду основания Москвы.

Начну с того, что само слово «инка» на языке «кечуа» обозначало «король». «Инкской» империю назвали, не разобравшись в сложностях перевода, испанцы.

Предшественники инков обладали уникальными умениями в строительстве и агрономии, это прекрасно иллюстрируют сохранившиеся фрагменты жилых домов, складов и храмов в археологическом комплексе Писах, получившем название по имени местной птицы. В этих постройках огромные каменные плиты уже безукоризненно притёрты друг к другу.

Безусловно, инки, поглощая племена, перенимали и совершенствовали их умения - в чем тоже легко убедиться, побывав в резиденции последнего короля инков Пачакути, городе Ольянтайтамбо (в переводе с языка аймара - «дозорный пункт»)

Император снес поселение предшественников и построил на его месте грандиозный храмовый комплекс, королевский дворец, жилые дома, склады, ирригационные системы и хорошо известные нам по фотографиям Перу террасы.

Забегая вперёд, скажу, что нагрянувшие в XV веке испанцы последовали примеру короля, и, в свою очередь, постарались не оставить от Ольянтайтамбо камня на камне. К счастью, им это удалось лишь частично, и до наших дней сохранились фрагменты домов и ритуального храма Солнца.

По соседству с руинами вырос типичный колониальный городок, с квадратной центральной площадью, узенькими улочками, женщинами, увенчанными традиционными котелками и огромным сувенирным рынком, отхватившим под свои нужды чуть ли не треть города.

Магазинчики забиты ярчайших расцветок коврами и пончо, связанными из шерсти лам и викуний свитерами, шапками и шляпами, шалями, бусами и серебряными безделицами, рюкзаками и вручную, прямо возле уличных прилавков, сотканными из шерсти, ремнями.

Подобные города инки строили на расстоянии 25-50 км друг от друга, чтобы воины королевской армии после дня пешего пути могли отдохнуть в возведённых для охраны складов казармах. Кстати, с этим же расчётом в России закладывались города «Золотого кольца» - на расстоянии в день конного пути...

О лошадях: они появились в Андах с испанцами, но конкистадоры в попытках использовать лошадей при завоевании земель столкнулись с тем, что они наотрез отказывались ходить по высокогорными узким тропам инков. Только завязав глаза несчастному животному, можно было заставить его пройти над пропастью.

Помимо жилых домов и террас, на бывших территориях инков в большом количестве сохранились склады - колки. Построенные высоко в горах, продуваемые холодными ветрами и снабжённые системой вентиляции, они были идеальным продуктовым хранилищем.

Есть версия, что империя инков продержалась довольно долго из-за умения прагматично распределять ресурсы, запасаясь провизией на «чёрный день».

Урожай делили на три части: самая качественная уходила в склады, поплоше — жрецам, и только провиант низшего сорта распределялся между соплеменниками. Хотя знатные горожане всегда были в привилегированном положении, начиная с еды и заканчивая способом захоронения и величиной не только дома, но и каменных плит, использованных при его строительстве, филигранностью их укладки.

Строилось все на века и террасы, служившие лабораториями для селекции агрокультур (в основном картофеля) до сих пор пригодны к использованию. Сегодня в Перу насчитывают до 5 тысяч видов картошки.

В нижний уровень фундамента террас закладывались самые мелкие камни, затем крупнее, верхний, самый крупный слой, присыпался песком и только потом укладывали плодородную почву. Высаживая картофель на террасах разных уровней, под разными углами относительно солнечного света, можно было экспериментировать в создании микроклимата и добиваться превосходных результатов в выведении новых сортов.

Крестьяне по соглашению с правительством засаживают картошкой древние террасы по сей день.

Что касается религии, то доинковские языческие племена поклонялись колоссальному количеству богов. Инки почитали кондора, олицетворяющего небо, змею - владычицу воды и пуму - хозяйку джунглей. До сих пор на домах можно увидеть и фигурки-обереги двух быков. Один из них отвечает за злых духов, другой - за хороших.

О Мачу-Пикчу - венце культуры инков, и о том, как эта культура сгинула, напишу в следующей части путевого дневника.

Перуанский фотодневник Нины Шацкой: певица в стране инков

Перуанский фотодневник Нины Шацкой: певица в стране инков

Смотрите фотогалерею по теме