Сочинский дворец для народа превратился в руины

Фуникулер заброшен, парки превратились в джунгли

Сегодня почти не верится, что когда-то дворцы строились для простых людей. Вот, например, санаторий им. Орджоникидзе в Сочи – некогда роскошный архитектурный ансамбль был построен для шахтеров, чтобы те могли бесплатно отдыхать, чувствуя все бонусы своего тяжелого труда, а заодно величие империи, в которой живут. Подобных дворцов в неоклассическом стиле, построенных в 30-50-х годах прошлого века в стране было много. Сочинский комплекс ныне заброшен, но продолжает притягивать тысячи туристов своей ветшающей помпезностью. На этом красноречивом примере мы решили разобрать феномен советской дворцовой архитектуры. От функционала и простоты к помпезности.

Фуникулер заброшен, парки превратились в джунгли

Как случилось, что на смену функциональной, лишенной богатого декора, архитектуре 1910-1920 пришел помпезный неоклассицизм? Казалось бы, дворцы вышли из моды, люди искусства строили новый мир, для всех и каждого. Но в какой-то момент – и далеко не только в Советском Союзе – вновь началась мода на роскошь. Почему? Чтобы понять этот феномен, прогуляемся по одному из таких дворцов.

  Сочи. Курортная столица России. Все плюсы этого места на государственном уровне поняли чуть больше ста лет назад. До того здесь была деревня. Интерес к уникальной климатической зоне, где субтропическое побережье соседствует с заснеженными горами, появился в конце ХIХ века. Одним из первых здесь приобрел большой участок купец Николай Мамонтов, и построил усадьбу «Раздольное», которая теперь превратилась в общественный парк «Ривьера», и деревянную дачу – вилла «Вера» –, которую позже снес следующий владелец, сочинский городской староста Николай Костарев, и на ее месте в 1910 году построил каменный двухэтажный особняк в стиле модерн. Название он сохранил и сегодня вилла «Вера» является одним из старейших архитектурных памятников Сочи. 

   В то же время другой состоятельный человек, издатель «Петербургской газеты», драматург, коллекционер и журналист Сергей Худеков купил участок на склоне Лысой горы, где построил виллу «Надежда» и устроил парк в духе французско-итальянских террасных садов с сотнями видов субтропических растений. Сегодня это одно из самых популярных мест Сочи – Дендрарий. В начале ХХ века на побережье появляется все больше интересных особняков и парков. Но только после революции в Сочи происходит градостроительный бум. В 1934-ом утверждается первый генплан реконструкции города, в котором  участвуют ведущие архитекторы страны – Алексей Щусев, Иван Жолтовский, братья Веснины, Иван Кузнецов и др. В сжатые сроки строятся 19 новых санаториев, среди них и санаторий имени Орджоникидзе. О том, что и почему происходило с архитектурной Сочи в этот период рассказывает выставка «Курортные истории» в Зимнем театре, проходившая в рамках фестиваля искусств Юрия Башмета. Это здание, которое отчасти напоминает Большой театр, построено как раз в середине 1930-х. Проект кураторов Марины Красновой и Александры Селивановой рассказывает об архитектурном буме в городе в период с 1898 года, когда специальной комиссией был сделан вывод о возможности создания на побережье курортов, до 1940 года, когда здесь вырастают санатории-дворцы. Прогулка по довоенному Сочи позволяет увидеть и здания, которые не сохранились до наших дней, или сегодня находятся в плачевном состоянии. 

  И что важно, наглядно показывает тот поворот, который происходит в архитектуре страны: его особенно ярко можно наблюдать на примере сочинского градостроения. 

В 1920-30-е здесь строятся авангардные здания. Так, в 1931-м братья Веснины строят в санаторий «Горный воздух». Функциональный план, простая геометрия форм, «корабельные» перила угловых балконов – в каждой детали чувствуется продуманный стиль конструктивизма. Здание не сохранилось до нашего времени в первоначальном виде, его не раз перекраивали, а в 1990-х годах оно стало центром армейской подготовки. Тогда же, в 1931-м, открывается клиника им. Сталина Пятигорского бальнеологического института, построенная по проекту Щусева и тоже в духе конструктивизма. Архивные фотографии позволяют оценить красоту и изящество одного из лучших образцов авангардной архитектуры – его геометрическую строгость, легкость и пластичность. Однако и это здание теперь заброшено и постепенно разрушается. Конструктивизм был придуман для людей, как функциональная архитектура без пафоса и излишнего украшательства, как удобная и комфортная среда. Однако в середине 30-х авангардную архитектуру ругают за «коробочные» формы, называют бессодержательной. Происходит поворот к классической архитектуре с ее величественными колоннами и пышным декором – начинается эпоха дворцов.

Хоттабыч в социалистической мечте

   Один из ярких примеров дворцовой архитектуры – санаторий имени Орджоникидзе. Все «от» и «до» в строительстве комплекса контролировал один из главных людей страны, ближайший друг Сталина по прозвищу Серго. Надо ли уточнять, что генсек был в курсе стройки? Странное стечение обстоятельств: подготовка проекта началась в 1934-м, когда наркомом тяжелой промышленности был еще в фаворе, а завершилась в 1937 – к тому моменту отношения Сталина и Орджоникидзе сильно изменились (нарком выступал против репрессий в своем секторе, но они коснулись даже его брата) и 18 февраля 1937-го скончался при невыясненных обстоятельствах (по официальной версии Серго настиг сердечный приступ, по неофициальной – он застрелился). Как бы то ни было, стройка санатория для шахтеров контролировалась на высшем уровне. Проектом занималась большая команда, которую возглавлял Иван Кузнецов, после ставший главным архитектором Сочи-Мацестинского курорта.

   Кузнецов был одним из самых продуктивных архитекторов своей эпохи, у него хорошая школа: в юности работал помощником Федора Шехтеля, а живописи учился у Сергея Окорокова. Его отличало незаурядное дарование и кипучая энергия. Известен, например, такой эпизод: вернувшись в Сочи из командировки в Москву, Иван Сергеевич обнаружил, что въездные ворота построены раньше, чем было задумано по проекту, что мешает проезду больших машин на территорию стройки. Архитектор так рассвирепел, что бросился с палкой на прораба, но тот успел убежать. Впрочем, Иван Сергеевич был отходчив, но это лирика. Факт в том, что у него получился потрясающий дворцово-парковый ансамбль, занявший территорию размером 16 га. Здесь разместилось 9 спальных корпусов. 

   Даже сегодня, когда былое величие постепенно зарастает и ветшает, комплекс очаровывает своей масштабностью и роскошью. Кажется, будто ты где-то в Италии. Многие здания украшают колонны коринфского ордера и портики с барельефами в древнеримском стиле, так что они напоминают античные храмы. Своды открытых галерей украшены росписями приглашенных мастеров из Палехи и Мстеры. От главного корпуса можно спуститься по широкой лестнице к большому фонтану с античной чашей в центре, вокруг которой танцуют обнаженные нимфы и Дионис. Во всем своем величии санаторий можно видеть в фильме «Старик Хоттабыч» (1956 г.). 

  «Мы попали во дворец могущественного владыки!», – восклицает персонаж Николая Волкова, попав в это место, и с ним нельзя не согласиться – это и правда шикарный дворец. Только отдыхают там не султаны, а «знатные рудокопы». Картина режиссёра Геннадия Казанского рисует прекрасное советское общество, где не нужно волшебство, сказка уже стала реальностью. Конечно, это идеологическая картина, но своя правда и натурализм в ней есть. Как минимум – в эпизоде с санаторием. Пожалуй, это самый яркий архитектурный пример, где воплотилась в жизнь социалистическая мечта о доступной роскоши для народа. В 1952-м здесь даже был построен фуникулер, ради которого прорубили отверстие в горе, легкие вагоны могли быстро доставить отдыхающих на пляж. 

  Сегодня фуникулер заброшен, как и все вокруг. Парки местами превратились в джунгли. Посмотреть на дворец приезжают сотни туристов. К многократно опечатанным окнам выстраиваются очереди – через них люди  заглядывают в закрытые корпуса, надеясь разглядеть былое величие. «Я приезжаю сюда не первый раз, – рассказывает «МК» одна из туристок, – и каждый раз обнаруживаю какие-то места, где еще не была». С ней мы сталкиваемся в арке одной из бытовых построек, которая, несмотря на свою подсобную функцию и разруху, поражает  монументальностью и шиком. «Я смотрю на тебя, изучаю детали и хочу сохранить каждую часть твоего облика в своем подсознании», – написал кто-то на каменных перилах этого корпуса…

  Архитектурный ансамбль начал ветшать давно, хотя санаторий продолжал работать до 2010 года. Сейчас его кое-как поддерживают, обслуживая коммуникации, на территории остались домики персонала, который продолжает здесь жить. Все, кто приходят сюда, задаются одним вопросом: почему нельзя отремонтировать советский дворец? Ответ до банальности прост – денег нет. Действительно, на реставрацию памятника федерального и регионального значения, который находится в собственности государства, нужна большая сумма, но точные цифры не называются. Говорят, на территории было несколько комиссий и все решается вопрос о выделении денежных средств на восстановление комплекса. Но пока ничего не происходит.

 Похожая судьба постигла и другой архитектурный шедевр Сочи, построенный еще до революции – в 1909 году. Первая здравница куратора «Кавказская Ривьера» после 1917-го разрослась, здесь отдыхали и писали свои сочинения Бабель, Ильф и Петров, Зощенко, Шварц и Маяковский, в местном театре гастролировали  ведущие труппы страны, здесь пел Шаляпин. Писатели и артисты стремились в Сочи не только для отдыха и вдохновения – так проще всего было донести свое искусство до самой широкой публики, ведь сюда  приезжала вся страна. Теперь и этот архитектурный ансамбль превратился в руины. Революцию и войну он пережил, а вот Перестройку -  нет. Часть корпусов снесена, другие разрушаются. Жители города выступили с инициативой собрать деньги самостоятельно, привлечь специалистов и восстановить историческое место, но пока тщетно. Впрочем, это уже другая история, хотя подобных в современной жизни Сочи множество. 

«Самый доступный язык пропаганды»

  Роскошь для простых смертных сегодня не в чести, в моде роскошь для избранных – что многое говорит о времени. Но если все же вернуться назад, и посмотреть на смену архитектурных стилей с исторической точки зрения? Что нам говорит о времени феномен советских дворцов?

– ХХ век подарил архитекторам возможности, которых не было раньше, – говорит директор Музея архитектуры им. Щусева Елизавета Лихачева. – Готика длилась 300 лет. Барокко –150. То есть, если уж архитектор начинал в барокко, то всю жизнь в нем и работал. А тут архитектор начал в историческом стиле, потом ушел в модерн, потом в авангард, потом в ар-деко. В течение одной жизни человек побывал в разных эпохах. Революция не была причиной авангарда, но она создала идеальную почву для его развития.

– Почему же произошел резкий поворот к неоклассицизму?

– Это не был резкий поворот. Архитектурная эпоха авангарда продолжалась около 20 лет – с 1914 по 1934 год. Его конец связан с тем, что изменилась человеческая цивилизация. В ХХ веке меняется скорость передачи информации, скорость передвижений, скорость распространения моды. Вообще появляется понятие – архитектурная мода. Архитектура с идеологическим зарядом везде делалась в формах ар-деко. Посмотрите, что строилось, например, во Франции. Робер Малле-Стивенс – самый популярный архитектор 1920-30-х годов – строил в Париже абсолютный авангард, и тут же ехал в Леон, где строил чистый ар-деко. Это связано с политикой и экономикой. Ар-деко на волне национального романтизма как стиль рождается в Америке: им тоже важно продемонстрировать, что они выходят из депрессии. На Всемирной выставке 1925 года Мельников и Корбюзье представляют модернизм, а все остальное – чистое ар-деко с колоннами, лепниной и пр. В какой-то момент в части европейских стран люди опять потянулись к роскоши. Это особенность межвоенного десятилетия – людям хотелось шика. В это время СССР превращается в империю. Язык архитектуры времени Сталина – самый доступный язык пропаганды. Но Сталин не отменял авангард – это так не работает. Любой архитектурный стиль заканчивается, когда он вырабатывается. Авангард перестал соответствовать эпохе. И все попытки его реанимировать оказались бессмысленными, и только вторая мировая война, которая радикальным образом изменила устройство мира, вернула те принципы, которые разрабатывались в 20-е годы…

     Впрочем, и «дворцовый век» был недолог. На смену неоклассицизму и сталинскому ампиру в конце 1950-х вновь приходит архитектура без излишеств. Происходит возврат к идее функционализма: утилитарность, аскетизм, механические повторения одинаковых элементов, отсутствие декора – в приоритете. В архитектуре конца 70-х – начала 80-х во главу угла становится идея комплексного решения градостроительных задач. Меняется эпоха, нравы, идеи, архитектура. Одной из первых адекватных попыток объяснить эти перемены была книга Владимира Паперного «Культура Два», изданная в 1980-х. В название вынесен термин, придуманный автором, которым он как раз обозначает «дворцовый период» в истории советской архитектуры. Критик подмечает тот же феномен, что и Елизавета Лихачева: вчерашние зодчие-классицисты превращаются в модернистов и строителей панельных домов. Причем и сталинский ампир, и хрущевский модернизм советские архитектуроведы называют одинаково – социалистический реализм. И тема эта все еще вызывает бурные дискуссии в среде: однозначного ответа на вопрос об эволюции советского зодчества еще не нашли. 

  Что в сухом остатке? История. У нас есть московское метро – главный памятник советского классицизма, доступный всем и каждому, функциональный и роскошно декорированный. Но помимо него есть тысячи других памятников архитектуры, которые стоит сохранить для потомков – это и авангард, и неоклассицизм. История циклична: сначала строили дворцы, потом функционал, потом снова дворцы, и снова функционал. Может, еще придет новое время дворцов для народа? Как знать…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру