Правительство окончательно решило ввести электронные трудовые книжки

Кадровикам придется «мгновенно» отсылать данные в ПФР

Правительство объявило, что с 2021 года привычные каждому трудовые книжки канут в Лету. Вместо них записи о профессиональной деятельности будут вестись в электронном виде. Как заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, на избавлении от бумажных книжек работодатели сэкономят миллионы рублей. Однако он не уточнил, сколько они потратят на создание цифровых хранилищ информации о сотрудниках. Плюс ко всему многие работники не верят в надежность виртуальных носителей.

Кадровикам придется «мгновенно» отсылать данные в ПФР

Правительство одобрило пакет законопроектов, который позволит перевести в электронный вид сведения о служебной деятельности 60 миллионов граждан.

Вообще в стране насчитывается 72 млн официально работающих, но часть из них военнослужащие, студенты или индивидуальные предприниматели — у них нет трудовых книжек. Остальных ждут перемены: в течение 2020 года работодатели переведут сотрудников на электронные трудовые книжки. Правда, те, кто не захочет расставаться с бумажной версией, смогут написать соответствующее заявление. Если просьбы в письменном виде не поступит, профессиональную биографию работника автоматически оцифруют, а старую трудовую выдадут на руки за ненадобностью. У только поступающих на работу граждан выбора не будет: записи о них сразу поведут в электронном виде.

Дмитрий Медведев убежден, что преимущества электронных трудовых книжек неоспоримы, а главное из них — экономия. По его словам, на сокращении издержек на ведение бумажной документации работодатели сэкономят сотни миллионов рублей. Кроме того, теперь не нужно бояться потери заветной книжечки — вся информация будет храниться в одном месте и ее легко можно восстановить.

Министр труда Максим Топилин добавил, что профессиональные данные теперь окажутся всегда под рукой у работников. Получить их при необходимости можно будет у работодателя, через Единый портал госуслуг, в Пенсионном фонде или в многофункциональных центрах.

Издержки на ведение трудовых книжек выражались в том, что их нужно было приобретать, хранить, иметь для этого помещения, сейфы, поясняет главный аналитик Центра аналитики и финансовых технологий Антон Быков. «Заполнение записей идет вручную, что требует наличия персонала, кадровиков и больших затрат времени. Все это выражается в деньгах. Правда, переход на электронную форму сулит альтернативные затраты — на программное обеспечение и сам процесс оцифровки. Впрочем, текущие расходы на компьютерную память и электронную обработку гораздо ниже, чем на бумажный оборот», — добавляет эксперт.

Несмотря на то что закон об электронных трудовых книжках еще не принят, на сегодня данные о профессиональной деятельности россиян уже оцифрованы, сообщили недавно в Пенсионном фонде. Со вступлением закона в силу работодателей обяжут передавать в ПФР данные об изменениях трудовой деятельности работника (найме, увольнении) не позднее рабочего дня, который следует за днем издания соответствующего приказа.

Другие страны завиртуализировали данные о работниках уже давно. Хотя бумажная версия, например, в Германии, Италии, Австрии и Франции существует наряду с электронной. В Испании действует электронная система Vida Laboral, что в переводе означает «трудовая жизнь»: в ней фиксируются все приемы на работу и увольнения сотрудников, а также содержится информация об уплате налогов. В некоторых западных странах и вовсе нет специальных систем с данными о трудовой биографии. От соискателей требуют лишь резюме, диплом об образовании и характеристики с прошлого места работы. При подозрении на недостоверность информации сотрудником занимается служба безопасности. Трудовые книжки в привычном нам понимании используются только в странах СНГ.

При всех плюсах цифровизации остается решить вопрос надежности и безопасности хранения личных данных. Компьютерная техника может ломаться или подвергаться вирусным атакам. Гипотетически хакеры могут даже подделать информацию, добавить или убавить стаж или опыт работы. Защита цифровых сведений тоже потребует от работодателей финансовых вложений. «Думаю, что конечная форма представления данных будет похожа на систему Росреестра. К такой системе нет нареканий, а люди со временем привыкнут к новому формату», — предположил аналитик Гайдар Гасанов.

Читайте материал: "В ЦБ рассказали о новом способе мошенничества с банковскими картами"

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28015 от 6 июля 2019

Заголовок в газете: Профессиональную биографию сотрут с бумаги

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру