Эксперты раскритиковали предложение правительства повысить налоги для металлургических и химических предприятий

«Это зарубит планы на восстановление экономики»

Правительство собирается увеличить налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в 3,5 раза для предприятий, добывающих металлы, соли и уголь. Так власти рассчитывают получить дополнительные 60 млрд рублей для бюджета. Сами промышленники предупредили, что увеличение налога для них приведет к заморозке инвестиционных программ и уменьшению налогооблагаемой базы. В итоге позитивный эффект в виде прибыли для казны будет нивелирован торможением развития отрасли. Раскритиковали законопроект и эксперты. По их мнению, повышение налоговой нагрузки в кризис приведет только к усугублению этого кризиса.

Разработка законопроекта о повышении НДПИ для нефтяных компаний велась фактически «в секретном режиме», без обсуждения с участниками рынка, написал Коммерсантъ. При этом увеличение налога запланировано уже на 1 января 2021 года. Это означает, что рынок не успеет подготовиться и адаптироваться.

В документе говорится, что «рентный коэффициент» 3,5 к ставке НДПИ будут применяться к следующим удобрениям и рудам: калийные соли, апатит-нефелиновые, апатитовые и фосфоритовые руды, природные соли и чистый хлористый натрий, нефелины и бокситы, горнорудное неметаллическое сырье, кондиционные руды цветных металлов, железная руда.

Таким образом, повышение налога затронет крупнейших производителей удобрений и металлургические компании. По расчетам Минфина, увеличение налоговой ставки для этих компаний принесет бюджету 56 млрд рублей. Министр финансов Антон Силуанов уверен, что «существенного ухудшения финансового положения предприятий металлургической и химической промышленности не произойдет. «Снижений рентабельности по чистой прибыли в основном составит не более 2%», - сказал министр.

Что любопытно, тот же Силуанов еще недавно говорил, что в ближайшие годы правительство не будет менять налоговую систему. «Государство должно создать стабильные условия. В первую очередь это налоги. Мы говорим о том, что в течение следующего шестилетнего периода мы не будем менять налоги», - отмечал он в 2018 году, а затем не раз подтверждал свое обещание. Зафиксировать налоговую систему нужно было еще и для того, чтобы бизнес и инвесторы четко понимали «правила игры». Однако первый же дефицит бюджета, похоже, заставил правительство отказаться от своих слов.

Помимо планируемого повышения НДПИ, в 2020 году налоги увеличили также и для бизнеса, и для физических лиц: введены налог на доход по вкладам, прогрессивная шкала НДФЛ, увеличен налог на доходы компаний из иностранных юрисдикций, отменены налоговые льготы для нефтяных компаний.

Российский бюджет действительно нуждается в новых поступлениях. Однако для заполнения дефицита есть и разовые способы, которые пока даже не рассматривались. Один из них – наращивание госдолга, который у России на низком уровне. По итогам 2019 года уровень госдолга РФ составляет всего 12,3% ВВП (13,6 трлн руб.), являясь одним из самых низких в мире. И даже его прогнозируемое Минфином увеличение по итогам 2020 года до 19% ВВП (20,3 трлн руб.) ситуацию существенно не меняет. Даже если госдолг вырастет в ближайшие годы в 2 раза (что маловероятно), он останется все равно на довольно низком по мировым меркам уровне.

Впрочем, даже увеличение госдолга не обязательно для решения проблем бюджета. В резервах России находится порядка 13,2 трлн рублей, однако Фонд национального благосостояния власти почему-то берегут как зеницу ока.

При этом дефицит федерального бюджета – временное явление, а вот налоговая нагрузка останется навсегда. В России еще не было прецедентов, чтобы повышенные налоги потом понижались.

«В условиях экономического кризиса так резко поднимать налоги означает зарубить все перспективы на восстановление экономики, - считает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев, - Если нефтегазовые компании в нашей стране имеют ряд преференций и льгот, то для химической и металлургической промышленности повышение НДПИ может стать «последним гвоздем в крышку гроба». Например, производители минеральных удобрений уже заявили, что в результате увеличения НДПИ они потеряют конкурентное преимущество (низкие цены) на экспортных направлениях. Кроме того, такой рост налога приведет к тому, что сельхозпроизводители начнут сокращать использование удобрений. В результате не будут достигнуты цели Минсельхоза по увеличению потребления минеральных удобрений в АПК в два раза к 2024 году. Снизится урожайность, под вопросом будет рост экспорта зерновых. А Россия, между тем, имеет все шансы стать лидером в экспорте зерновых в глобальном масштабе».

Дифференцировать систему коэффициентов НДПИ, а не грести всех под одну гребенку призывает шеф-аналитик ТелеТрейд Петр Пушкарев. «Для наиболее затратных инвестпроектов в добыче со сложно извлекаемыми из недр ресурсами, по НДПИ должны быть льготы. То есть размер НДПИ должен варьироваться для таких месторождений: иначе даже корпорациям-гигантам не будет коммерческого смысла вкладываться в новые проекты. А без инвестиций у отраслей нет будущего», - добавил он.

В том, что сокращение инвестиций окажется кратно большим, чем объем собранных налогов, уверен и экономист Владислав Иноземцев. Кроме того, непонятно, какие последствия принесет увеличение фискальной нагрузки в будущем. «Цены на металлы могут скорректироваться вниз, и тогда придется либо отменять принятое решение, либо наблюдать за спадом в отрасли», - заметил эксперт в колонке для Эхо Москвы.