Стоимость крепкого алкоголя резко вырастет: эксперты назвали причины

Дорогая водка вместо дешевой нефти пополнит бюджет РФ

В 2026 году любителей спиртного ждет неприятный сюрприз. С 1 января розничные цены крепкого алкоголя значительно повысятся. Так, минимальная стоимость бутылки водки вырастет более чем на 17% - с 349-и до 409-и рублей. Эксперты считают, что традиционное постновогоднее подорожание спиртного логично укладывается в налоговую политику государства и в то же время позволяет правительству частично нивелировать финансовые потери от других статей дохода, в частности, от нефтегазового сектора.

Дорогая водка вместо дешевой нефти пополнит бюджет РФ
Фото: ru.freepik

тестовый баннер под заглавное изображение

Минимальная розничная цена бутылки коньяка, согласно приказу Минфина, с начала 2026 года взлетит почти на 16% - с 651- го до 755 -и рублей. Больше всего - на 28% - подорожает бренди, самая дешевая поллитра которого будет стоить не менее 605 рублей (сейчас — 472).

Постновогодний рост стоимости крепких спиртных напитков давно стал привычным явлением для россиян. Впервые минимальные цены на водку были введены в 2009-м, а спустя два года аналогичные правила утвердили в отношении коньяка и бренди. За счет такого ежегодно корректируемого норматива регуляторы алкогольного рынка собирались бороться с некачественной и нелегальной продукцией.

Справиться с поставленной задачей удалось лишь отчасти. В 2010 году, по оценкам участников рынка, чуть ли не каждая вторая бутылка горячительного на прилавках отечественных магазинов была контрафактом. В 2025 году, по данным Союза производителей алкогольной продукции, нелегальный рынок спиртного в России составил порядка 20%.

Впрочем, как свидетельствует официальная статистика, пить в нашей стране стали меньше в принципе. По оценке Росалкогольтабакконтроля, розничные продажи водки в январе - ноябре 2025 года по сравнению с тем же периодом 2024-го снизились на 3,5%, а коньяка - на 9,1%.

В то же время за рубежом российская «беленькая» продолжает пользоваться высоким спросом. Так, в первой половине 2025 года экспорт нашей водки вырос почти на 39%, а основными направлениями поставок стали Казахстан, Китай и Грузия.

Каких изменений следует ожидать в будущем от поступательного увеличения розничной стоимости водки? Сможет ли государство за счет таких мер справиться с нелегальной спиртной продукцией и охладить тягу россиян к «зеленому змию»? О перспективах российского алкогольного рынка рассказали эксперты 'МК': ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова, вице-президент Ассоциации экспортеров и импортеров Ирина Заседатель и независимый финансовый аналитик, кандидат исторических наук Константин Смирнов.

- Как новое повышение цен с января скажется на отечественном алкогольном рынке? Упадет ли спрос?

Мильчакова:

- Повышение минимальных цен, безусловно, негативно повлияет на спрос и продажи крепкого спиртного, поскольку будет сопровождаться повышением НДС и традиционным увеличением акцизов с Нового года. В итоге рост цен на водку, коньяк и бренди значительно превысит инфляцию. Алкоголь не входит в перечень напитков, на которые распространяется льготная ставка НДС для продуктов питания в 10%, значит, эффект от повышения налога на добавленную стоимость в полной мере отразится на цене горячительного.

По прогнозам участников рынка, в будущем году продажи крепких алкогольных напитков в натуральном выражении упадут на 5-10%. В денежном выражении спад продаж может оказаться меньше - примерно на 4-6%.

- Другими словами, благодаря повышению цен крепкий алкоголь в России продолжает «выходить из моды»?

Мильчакова:

- Повышение цен на крепкий алкоголь всегда бывает «палкой о двух концах». С одной стороны, в России снижается потребление такого сорта спиртного, что в целом говорит об изменении структуры потребления в пользу напитков с меньшим содержанием алкоголя, например, вин и пива. У части населения все больше проявляется склонность к здоровому образу жизни. С другой стороны, определенная часть потребителей, прежде всего, водки, переместится на «серый рынок», и будет заменять легальный алкоголь от проверенных производителей подделками и самогоном, что может быть опасно для здоровья. Вспомним случаи смертельного отравления «самопалом» нескольких человек в Сочи прошедшим летом. Будем надеяться, что повышение цен на алкоголь нанесет ущерб сравнительно небольшой части населения, тогда как значительному большинству, напротив, принесет ощутимую пользу.

Заседатель:

- Повышение минимальных розничных цен на крепкий алкоголь — история не про резкий перелом рынка, а про продолжение уже заданного курса. Государство последовательно двигается в сторону снижения потребления алкоголя, и изменение минимальной цены — один из рабочих инструментов этой политики. У основной массы населения, для которых потребление излюбленных спиртных напитков носит привычный, устойчивый характер, резкого падения спроса, скорее всего, не произойдет.

Такие решения редко приводят к мгновенным изменениям поведения, особенно в «классическом» сценарии потребления. При этом сама доступность крепкого алкоголя заметно меняется. Рост минимальных цен выше уровня инфляции делает спиртные напитки менее доступными «на входе», то есть там, где цена ранее почти не воспринималась как ограничение. Это особенно важно для молодежи и людей, нерегулярного потребляющих горячительное. Здесь эффект будет куда более ощутимым, и снижение спроса будет выглядеть логичным продолжением тех тенденций, которые уже наблюдаются на рынке в целом. Потребление алкоголя и без того постепенно снижается, а новые ценовые параметры только ускоряют и закрепляют этот процесс.

- Вырастут ли доходы производителей и государства?

Мильчакова:

- Из-за роста минимальных цен спрос на водку, коньяк и бренди упадет, что отрицательно повлияет и на доходы производителей, выручку специализированных алкогольных бутиков и торговых сетей, продающих спиртное.

В свою очередь, государство получит в бюджет от повышения цен на водку и коньяк достаточно крупные суммы. В среднем доходы казны от акцизов и налогообложения производителей алкоголя в целом ранее оценивались в более чем 300 млрд рублей в год. Учитывая НДС, ожидается, что в 2026 году государство соберет не менее 500 млрд рублей. За счет повышения цен и акцизов государство получает деньги, тормозящие увеличение дефицита бюджета, и позволяющие финансировать часть бюджетных, в том числе, социальных расходов.

Кроме того, внутренние производители алкоголя выиграют от ограничений на импорт и ухода с российского рынка значительной части иностранных конкурентов. Отчасти благодаря этому в нашей стране начало развиваться производство отечественного виски. Еще десять лет назад российский виски считался, по сути, экспериментальным продуктом, неспособным конкурировать с зарубежными брендами. Сегодня ситуация изменилась к лучшему, значит, повышение цен на крепкий алкоголь не наносит слишком большого ущерба российским производителям, если, по крайней мере, у некоторых из них существуют ресурсы, чтобы развивать и наращивать собственные мощности.

Заседатель:

- Ожидать, что производители получат значительный прирост доходов, было бы неверно. Формальное повышение минимальных цен не превращается автоматически в дополнительную прибыль. Рост цен происходит на фоне налоговых изменений, и дополнительная выручка во многом нивелируется через фискальные механизмы. В результате рынок сохраняет относительный баланс: бизнес продолжает работать в прежней логике, без резкого перераспределения доходов в чью-либо пользу.

Для государства такая конструкция выглядит вполне осознанной. Даже при снижении объемов потребления бюджет не теряет доходы, а, наоборот, получает дополнительный эффект. Это концептуальное решение, где задача снижения потребления крепкого алкоголя сочетается с задачей сохранения бюджетной устойчивости. В итоге мера работает сразу по нескольким направлениям и вписывается в общую политику без резких движений и противоречий.

Смирнов:

- Минимальные цены на крепкие спиртные напитки государство устанавливает уже пятнадцать лет подряд, поэтому такая мера выглядит как традиция. Тем не менее, подобный «ритуал» всегда дает возможность чиновникам пусть и незначительно, но все же скорректировать падение выручки от более доходных отраслей. В том числе и сырьевого сектора. За одиннадцать месяцев 2025 года суммарные поступления в российский бюджет от продажи нефти и газа сократились почти на 22,5% до 8 трлн рублей. Нет причин рассчитывать, что в 2026 году торговля углеводородами принесет казне большую сумму. Напротив, существующие тенденции свидетельствуют о продолжении сокращения поступлений от нефтегазового фронта. Чем же хотя бы частично восполнить потери? История знает много подобных аналогий. Можно вспомнить, как в 1769 году Екатерина II издала указ о повышении пошлин на «хлебное вино» в связи с войной с Турцией. Императрице удалось поднять доходы от продажи алкоголя в 1,5 раза, а цена на водку во время ее правления выросла вдвое – с 2-х до 4-х рублей за ведро. Тогда продажа крепкого спиртного приносила государственной казне до 20% доходов. Бюджет современной России, конечно, находится в гораздо меньшей зависимости от фискальной политики в отношении алкоголя. Между тем и сейчас алкогольная составляющая позволяет несколько нивелировать общую финансовую просадку доходов федеральной казны.

Сюжет:

Новый год - 2026

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру