Правда, пессимисты уже подзуживают: еще неизвестно, на что способна Москва-река. Ведь жители кавказского побережья России тоже не ожидали такой прыти от своих речушек — до этого ничего подобного в Новороссийске и окрестностях не случалось.
А действительно: могут ли москвичи чувствовать себя в полной безопасности? Или наводнение в Москве тоже возможно?
Корреспонденты “МК” провели исследование и убедились: у нас может быть еще и не такое.
Последний раз нынешнюю столицу России затопило в 1908 году. Вода в Москве-реке поднялась почти на 9 метров, и улицы на треть покрылись водой. “Вся площадь между рекой Москвой и Водоотводным каналом представляла собой картину потрясающую, но удивительной красоты, — вспоминал о наводнении московский вице-губернатор того времени Владимир Джунковский. — “Болото” превратилось в настоящее бушующее море”. Особенно пострадали жители Замоскворечья, Пресни и Дорогомилова. Были и человеческие жертвы, хотя при тогдашней цензуре о них предпочитали особенно не распространяться.
Но с тех пор много воды утекло. В столице построили защитную систему из 13 подмосковных водохранилищ. Как сказали нам в “Мосводоканале”, туда попадает вся необходимая для Москвы вода, а излишки прогоняют вниз по течению.
И тем не менее в грязный бассейн под открытым небом наша столица превращается почти каждое лето. 24 июля 2000-го за один час выпала половина месячной нормы осадков. По дорогам плавали машины, по тротуарам — пешеходы. А в тоннелях при желании можно было сидеть с удочкой. Они-то, тоннели, и держат лидерство в “критические” дни. Особо опасные — Арбатский, Таганский, Варшавский и Волоколамский. В некоторых тоннелях водоотводы спроектированы не слишком удачно, а, скажем, в Волоколамском сточная система внутри самого тоннеля вообще отсутствует. Чтобы ее сделать, нужно долбить несущую стену, а это опасно: конструкция может не выдержать. А в Кунцеве, например, проходит автомобильная трасса, пересекаясь в двух уровнях. В нижнем “этаже” в период ливней собирается до 70 сантиметров воды. “Сбросить” ее некуда — рядом открытая линия метро.
Аховая ситуация и во многих других местах. Практически все “холмистые” дороги в центре во время дождей становятся похожими на горные речки. Это тем более странно, что ученые, с которыми мы разговаривали, в один голос утверждают: такой совершенной системы водостоков, как в Москве, в Европе так и не построили. Сотни тысяч смотровых колодцев, десятки тысяч дождеприемников. Но...
— За ливневой канализацией надо постоянно следить, чистить дождеприемники сразу после ливня, — говорит главный инженер института ДАР Водгео Александр Шевчик. — Но этого почти не делают, и коллекторы забиваются мусором и грязью. В Москве много больших мощных коллекторов (диаметром 1,5—2 метра), которые засорены на 50—60%. Трубы поменьше вообще забиты на 90% и скоро перестанут пропускать воду. Естественно, с каждым годом дождевая канализация справляется с нагрузками все хуже и хуже.
Прогнозы специалистов неутешительны: если так пойдет и дальше, нас в один прекрасный день вполне может ожидать участь юга России. К тому же, как выяснилось, залить москвичей может не только с неба. По оценкам инженеров, 40 (!) процентов территории города считается подтопленной — между подземными водами и поверхностью земли меньше 3 метров, и это расстояние постепенно сокращается.
И знаете почему? Начала аукаться т.н. точечная застройка. Из-за неграмотных расчетов дома и многоэтажные подземные гаражи “врезаются” в коммуникации, “наседают” на грунт, и уровень воды начинает подниматься. (Оказывается, правы были москвичи, митингующие против строительства новых домов в обжитых районах.) Свежий пример подземной плотины — пионер московского “Сити” “Башня-2000” на Кутузовском. Здание постоянно подтапливается, а все потому, что там неверно спроектировали систему водоотвода.
Много жидкости просачивается и через полусгнившие канализационные и водопроводные трубы. Уровень грунтовых вод только на 30 процентов зависит от растаявшего снега и дождей, а остальные 70% составляют утечки из коммуникаций. По данным Международной академии экологии и природопользования, изношенность московского водопровода — 65 процентов, герметичность утратили больше половины труб. И менять их не торопятся.
Ближе всего к поверхности вода подступает между Яузой и Ярославским шоссе, вокруг промзон вдоль Щелковского, Дмитровского шоссе и шоссе Энтузиастов, между Можайским и Мичуринским проспектом, вдоль всего Варшавского шоссе, на левом берегу Москвы-реки между Южным портом и Капотней. Подмочен грунт и в Мневниковской излучине Москвы-реки, предназначенной для размещения Детского парка чудес, но остающейся пока мусорной свалкой.
В конце концов наступит час “Ч”. И что тогда?
А тогда произойдет следующее. Пройдут затяжные проливные дожди, и московская канализация перестанет “утилизировать” лишнюю воду. Вода будет продолжать прибывать. Почва, и без того подтопленная грунтовыми водами, не сможет впитать большие массы дождевой воды. Да и уровень подземной резко поднимется. Вода начнет размывать дороги и фундаменты домов.
Стоит продолжать дальше?..
1. Тоннель на Триумфальной площади
2. Тоннель на Арбатской площади
3. Тоннель на Таганке
4. Тоннель на пересечении Варшавского и Каширского шоссе
5. Тоннель на пересечении Ленинградского и Волоколамского шоссе
6. Двухуровневая трасса в Кунцеве
7. Ленинградское шоссе (от ст. м. “Динамо” до аэровокзала)
8. Ленинградское шоссе (ст. м. “Войковская”)
9. ул. Максимова
10. ул. Выборгская
11. ул. Южнопортовая
12. ул. Сельскохозяйственная, 50
13. ул. Мясницкая, 26
14. ул. Образцова, 50
15. ул. Клязьминская
16. ул. Новая Басманная
17. ул. 16-я Парковая
18. ул. Беловежская, 39
19. Воронцовский парк