«А теперь что — уголовное дело заведут, если женщина без платка войдет в церковь?»

Политики и религиозные деятели оценили законопроект

«Что, на ваш взгляд, важнее — свобода слова или чувства верующих?» — с этим вопросом мы обратились к политическим и религиозным деятелям.

Политики и религиозные деятели оценили законопроект

Константин КРЫЛОВ, публицист, лидер Национально-демократической партии России: «Свобода слова — это базовое право, зафиксированное в Декларации прав человека. Причем оно следует за „свободой совести“, которое исторически является базовым и вытекает из него. Под свободой совести мы понимаем право на исповедание любых мировых религий или их отрицание. Любые меры по ограничению этих прав должны восприниматься негативно и применяться только в крайнем случае. Понятно, что, когда речь идет, например, о перепечатывании рецептов наркотиков или о военной тайне, мы относимся к ограничению свободы слова с пониманием. Но тем не менее каждый подобный случай должен проходить общественный контроль. В России ситуация с правами человека всегда была плачевной, и мы знаем, что любой подобный закон может использоваться государством для подавления общества. Возникает вопрос, будем ли мы защищать чувства мусульман (учитывая нынешнюю политику, разумеется, будем)? А сайентологов или последователей Рериха? Я с удовольствием читаю яркую церковную публицистику и буду крайне огорчен, если книги, например Кураева, запретят. А это неизбежно произойдет, поскольку там есть масса моментов, которые можно трактовать как оскорбление всех иных, не православных верующих».

Борис НЕМЦОВ, один из лидеров РПР-ПАРНАС: «Лучше вообще друг друга не оскорблять (хотя для сегодняшней России этот совет не годится). Речь идет на самом деле не о чувствах верующих, а о чувствах иерархов, которые хотят прикрыть собственное стяжательство, распутство и греховную жизнь. Они пытаются заткнуть журналистов и всех свободомыслящих, запугать людей, чтобы можно было спокойно носить дорогие часы, покупать яхты и жить в непозволительной роскоши. Поэтому все эти законы направлены против обычных людей, и верующих в том числе».

Андрей КУРАЕВ, протодиакон, профессор Московской Духовной академии: «В священных писаниях различных религий есть хорошая поговорка: „Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе“. Эти слова являются исчерпывающим ответом на ваш вопрос».

 

Иван МИРОНОВ, заместитель председателя «Российского общенародного союза»: «Подобные репрессивные меры, исходящие от государства, не изменят ситуацию ни в ту, ни в другую сторону. Во-первых, наше общество должно само научиться защищать свои традиции, православные ценности и веру, следуя завету Иоанна Златоуста: „Если при тебе оскверняют святыни, освяти раной руку свою“. Если государство так уж хочет встать на защиту авторитета Церкви, то сила закона должна быть жестко и объективно направлена против лиц, дискредитирующих РПЦ изнутри. Тех, кто сегодня давит людей на дорогих иномарках, недостойно прикрываясь священным саном».

Дамир ГИЗАТУЛЛИН, муфтий, первый заместитель председателя Совета муфтиев России: «Свобода слова необходима для гармоничного развития общества. Но в то же время важно соблюдать закон, в том числе и тот, который предполагает принять Государственная дума. Вчера я посмотрел рекламный ролик о фильме „Невинность мусульман“ и понял, что соблюдение закона необходимо, иначе вседозволенность обрекает невинных людей на гибель и ставит общество на грань гибели».

Станислав БЕЛКОВСКИЙ, политолог: «Само понятие „чувства верующих“ — абсурдный анахронизм. Он появился в советское время для того, чтобы заменить собой такое понятие, как „вера“, которое обозначает отношения верующих и Бога. Что же чувствуют верующие, если мы все-таки оперируем этим понятием? Они чувствуют любовь к Господу, и оскорбить это чувство невозможно. И решить, что важнее, свобода слова или любовь к Богу. Ведь со Слова все начиналось, как сказано в первой главе Евангелия от Иоанна. И ограничение этой свободы для верующих оскорбительно».

Виктор ЕРОФЕЕВ, писатель: «Чувства верующих и чувства неверующих тоже надо уважать. Но главное уважение идет через свободу, а не через принуждение. Без свободы и верующих не будет. Какой смысл загонять человека в клетку цензуры, не давая ему смотреть на вопросы веры сквозь бунт, сквозь сомнение... Мы же страна Достоевского, что же, мы не помним, что происходило в „Братьях Карамазовых“? Достоевский написал, что даже старец провонял. Что ж теперь, сокращать „Братьев Карамазовых“? Мы проходим сейчас кризис неофитства. Те, кто недавно поверил в Бога, считают, что оскорбление Бога приближается к оскорблению его самого. И бунт против Бога смешивается с бунтом против конфессии».

Марк ЗАХАРОВ, режиссер: «Я считаю, что эти законодательные инициативы могут сильно навредить, потому что надо четко отделять злостное хулиганство от непредумышленных мелких проступков. Те же нормы шариата невозможно состыковать с православными нормами, и что теперь, если русская женщина решит жить, скажем, в Чечне и ходить по улицам, не прикрывая лица и глаз, — она нанесет всем вокруг страшное оскорбление? Это очень тонкая грань, ее невозможно отрегулировать правовыми нормами. Регулируются они лишь общей культурой, совестью... а это, конечно, привить сложнее. Ну был я как-то с дочерью в Риме, решили мы посетить собор Святого Петра. При входе нам сделали замечание, что у дочери слишком короткая юбка. Вежливо, спокойно, никто не угрожал. Она переоделась, и мы вошли в собор. А теперь что — уголовное дело заведут, если женщина без платка войдет в церковь или православный, зайдя в мечеть, не снимет обувь? Это все опасные тенденции...».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру