«Челобитная государю»: вертикаль российской власти уперлась в исторический сюжет

Ни бог, ни царь и ни «ЕР»

«Качество государства: эффективность власти и народный контроль». Думаете, несбыточная мечта? Стыдитесь, маловеры: сие не что иное, как название раздела последней предвыборной программы партии власти. То есть, пользуясь лексиконом лидера партии, не пустое прожектерство, не какая-то реплика, а слова, отлитые в граните.

На прошедшем во вторник заседании партийной комиссии по контролю за реализацией данных избирателям обещаний Дмитрий Медведев и ключевые члены его кабинета подвели промежуточные итоги превращения сказочной отливки в быль.

Ни бог, ни царь и ни «ЕР»

Как и следовало ожидать, несмотря на отдельные недостатки, в целом все идет по плану партии: политическая конкуренция и качество госуслуг неумолимо растут, правосудие становится все более справедливым, предпринимательство — все более свободным, а пятки таящихся еще кое-где мздоимцев и казнокрадов лижут все более жаркие языки очистительного антикоррупционного пламени.

Однако в той же программе «ЕР» главным критерием эффективности государственной машины справедливо названа удовлетворенность пользователей: «Граждане оценивают государство прежде всего по результатам своего личного, непосредственного взаимодействия с органами власти». А здесь, увы, власть предержащим, мягко говоря, похвастаться нечем.

Согласно результатам социологического исследования, проведенного в апреле этого года «Левада-Центром», на вопрос «в какой мере государство выполняет сейчас свои обязанности перед гражданами России» ответ «в полной мере выполняет» выбрали лишь 4 процента респондентов. 18 процентов считают, что власти справляются со своими обязательствами «по большей части», 38 оценивают баланс как фифти-фифти («сколько выполняют, столько и не выполняют»), 37 процентов убеждены, что государство у нас никуда не годится — не выполняет обязательства «по большей части» либо «совершенно».

Кстати, деятельность самого Медведева на посту главы правительства, по свежим данным того же «Левада-Центра», не одобряют 55 процентов россиян, что на 9 процентов больше, чем в январе (48 процентов). Усилилось, хотя и в чуть меньшей степени, и недовольство правительством в целом: в июне неодобрительно к кабмину относился 51 процент опрошенных против 48 полгода назад. Вот ведь парадокс: забота власти о народе час от часу растет, а степень удовлетворенности граждан этими неустанными хлопотами стремительно падает. В чем тут дело?

Версия №1, весьма популярная у самих чиновников и лучше всего передаваемая, пожалуй, словами героини фильма «Ширли-мырли» (сказанными, правда, по несколько иному поводу): «У вас это называется «кое-что»? По-моему, вы слишком много кушать. В смысле — зажрались». Иными словами, граждане России чересчур требовательны и нетерпеливы.

Согласно другой точке зрения, в плохих оценках власти виновата сама власть, а реляции чиновников сильно приукрашивают действительность. И эта версия выглядит, признаться, намного более убедительно.

Утверждение о растущем качестве госуправления наголову разбивает та же недавняя «Прямая линия с Владимиром Путиным». «Это просто невыносимо. Мы обращались во многие инстанции на разных уровнях. Нам приходят какие-то отписки... Мы не знаем, что нам делать... Обращение к вам — это последняя надежда». Ситуацию, описанную жителями Балашихи, долгие годы страдавшими от огромной свалки, расположенной в недопустимой близости от жилья, вполне можно назвать модельной. Очень похожий сюжет присутствовал и во всех прочих жалобах, адресованных Путину. Причем не только на этой, но и на всех предыдущих «линиях».

Да что там «линии»! Сюжет сей для России воистину вечен: бояре и дьяки нерадивы и вороваты, «пожалуй нас, сирот своих, милосердный государь». И, как полтысячелетия назад, государь, разумеется, полон сочувствия и внимания к бьющим челом «сиротам»: кого жалует избавлением от помойки, кого — переселением из разваливающегося барака, кого — искусными лекарями, способными справиться с казавшейся неизлечимой болезнью... И все бы ничего, но, как и 500 лет назад, «достучаться до небес» удается единицам из страждущих подданных.

Фантастическая быстрота, с которой Путин решил специально отобранные для этого проблемы, на самом деле приговор существующей системе управления. Если все так очевидно и просто, но, несмотря на очевидность и простоту, не могло быть решено без вмешательства президента, то чего стоит выпестованная им «вертикаль»?!

Пока что, как видим, наиболее эффективным способом избавления от частных и коллективных невзгод является обращение напрямую к Путину. Что, по логике, требует бесконечного продления его полномочий. «Если вам не удалось обратиться к Путину, не расстраивайтесь — у вас еще вся жизнь впереди», — гласит свежий образчик народного юмора.

До тех пор, пока большинство народонаселения согласно с такой постановкой вопроса, власть может сильно не переживать по поводу качества государства. Но недавнее перекрытие Ленинградского шоссе жителями подмосковного Клина, протестовавшими против отключения горячей воды, говорит о том, что уже далеко не всех устраивают правила игры.

Ну а то, что горячая вода была практически немедленно включена, свидетельствует о том, что граждане нашли для себя как минимум не менее действенный и гораздо более доступный способ воздействия на власть, нежели челобитные государю.

Клинчане, а вместе с ними и многие другие граждане страны, дошли, так сказать, эмпирическим путем до истины, открытой много лет назад, но успевшей с тех пор основательно позабыться: «Никто не даст нам избавления — ни бог, ни царь и ни герой». И уж, конечно, не комиссия «ЕР» по контролю за реализацией предвыборной программы.

Сюжет:

"Прямая линия" Путина 2016

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27434 от 5 июля 2017

Заголовок в газете: Ни бог, ни царь и ни «ЕР»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру