Рогозин закрывает «Роскосмос»

Информация о деятельности госкорпорации может стать секретной

Казалось бы, обнародование скандальной истории с утечками данных о российском гиперзвуковом оружии из ЦНИИмаш, головного института «Роскосмоса», громкие заявления главы этой госкорпорации Дмитрия Рогозина о кадровых перестановках и прочая — свидетельство того, что в отрасли начали наводить порядок.

Но если не поддаваться обаянию ярких высказываний Дмитрия Олеговича (а он, стоит признать, здесь мастер) и посмотреть на ситуацию объективно, картина будет уже не столь благостной, если не сказать тревожащей.

Похоже, все идет к тому, что вскоре о деятельности «Роскосмоса» и о том, как там тратятся бюджетные, то есть наши с вами, деньги мы будет узнавать только из гладких официальных отчетов корпорации.

Информация о деятельности госкорпорации может стать секретной

Для начала, стоит вспомнить, что «Роскосмос» - государственная корпорация по проведению комплексной реформы ракетно-космической отрасли России. А реформа — это, как правило, очень большие деньги. Ну, действительно, ведь если показать, что в отрасли жуткий бардак, нужно все перестраивать, а потом страна начнет на этом зарабатывать, сами реформаторы смогут зарабатывать уже сейчас.

И вот буквально в середине июля появляется информация о том, что Дмитрий Рогозин хочет предложить руководству страны пересмотреть текущую стратегию развития отечественной космонавтики. Речь идет об изменениях Федеральной космической программы на 2016-2025 годы и ФЦП «Развитие космодромов России на период до 2025 года», а также о переносе сроков создания и проведения летных испытаний ракетно-космической техники.

Можно даже не вспоминать, что Рогозин имел отношение к утверждению этой стратегии как профильный вице-премьер. Теперь же «Роскосмос» предложит перенести с 2022 года на 2026-2027 годы первый запуск нового российского пилотируемого корабля «Федерация». Сроки создания ракеты «Союз-5» предлагается также перенести на 2025-2026 годы, вместо 2022 года.

Зато еще в сентябре прошлого года вице-премьер Рогозин заявил о сворачивании производства тяжелых ракет «Протон» и переходе Центра имени Хруничева на выпуск ракет-носителей «Ангара-А5». Первый запуск ее запланирован с космодрома Восточный в 2021 году. Но по информации с недавнего совещания руководство страны четко определило: стратегия «Роскосмоса» утверждена, необходимо следовать уже принятым планам.

Интересно, что специалисты считают «Ангару» уже морально устаревшей. Например, бывший глава «Роскосмоса» Олег Остапенко в начале 2010-х годов называл ее «тупиковой ракетой». Да и перенос производства Центра имени Хруничева из Москвы в Омск вызывает вопросы об экономической целесообразности.

Впрочем, некая экономическая целесообразность есть — освободившаяся территория (с одной стороны выходит на берег Москвы-реки, с другой на Филевский парк) весьма привлекательна для коммерческой застройки. Стоит заметить, что коллеги из «Новой газеты» некоторое время назад рассказали (и даже фото опубликовали) о визите 5 мая 2012 года в Центр Хруничева Дмитрия Рогозина и бизнесмена Года Нисанова. Нисанов никакого отношения к космосу не имеет, зато имеет отношение к крупным объектам коммерческой недвижимости.

Или, вот, замечательная история с проектом «Сфера». Буквально 18 июля с подачи Дмитрия Рогозина президент Владимир Путин одобрил разработку федеральной целевой программы, которой предусмотрено создание орбитальной группировки из 640 спутников, для обеспечения спутникового интернета. Причем «Сфера» будет обеспечивать интернет только на территории России, и строиться она будет исключительно на бюджетные деньги. Ни о частных инвестициях, ни о коммерческом использовании (проще говоря, зарабатывании денег для страны) речи не шло. А между тем есть предыдущий проект «Эфир» стоимостью в 4,7 миллиарда долларов. Чем он не понравился — можно только догадываться. Но стоит заметить, что заводов для производства такого количества спутников у нас просто нет. Как нет и собственной элементной базы для них. А значит, «Сфера» будет еще дороже.

Активно взялся Дмитрий Рогозин и за кадры. Он заявил, что кадровые изменения «будут носить исключительно точечный характер» и нужно «вернуть в отрасль профессионалов». Например, главой Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры назначен Андрей Охлопков. До этого в Центре Хруничева он курировал создание «Ангары».

Директором департамента международного сотрудничества «Роскосмоса» назначен Дмитрий Лоскутов, который работал в секретариате вице-премьера Дмитрия Рогозина, являлся его помощником. Исполняющим обязанности замгендиректора госкорпорации по административной работе стал Иван Харченко, бывший директор библиотечного коллектора, который работал первым заместителем председателя коллегии Дмитрия Рогозина в Военно-промышленной комиссии РФ.

Исполняющим обязанности по реализации оборонного заказа - Олег Фролов, который ушел из «Роскосмоса» в 2013 году тоже в Военно-Промышленную комиссию,

Гендиректором Объединенной ракетно-космической корпорации назначен Андрей Жерегеля, который в свое работал третьим секретарем в постпредстве РФ при НАТО в Брюсселе, был заместителем руководителя Росграницы, а это федеральное агентство курировал вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин.

Стройности всему этому добавляет и утвержденный главой «Роскосмоса» Дмитрием Рогозиным кодекс этики и служебного поведения сотрудников корпорации. Курировать вопрос будет заместитель Рогозина по безопасности Сергей Демин. Помимо формальных и, скажем так, трендовых пунктов, типа «добросовестно и на высоком уровне» выполнять служебные обязанности, «противодействовать проявлениям коррупции», проявлять «терпимость и уважение к обычаям и традициям народов РФ», есть и один очень показательный. А именно: сотрудникам «Роскосмоса» предписано воздерживаться «от публичных высказываний, суждений и оценок» деятельности госкорпорации, от обнародования в СМИ стоимости товаров, услуг и сумм контрактов, размера государственных и муниципальных заимствований и долгов, принимать меры по обеспечению защиты служебной информации ограниченного распространения. Причем нарушение будет караться сурово — вплоть до отправки материалов на сотрудников в правоохранительные органы.

И надо же такому случиться — почти сразу после утверждения кодекса «о неразглашении» на всю страну гремит скандал о продаже странам НАТО секретов новейшего российского оружия сотрудниками «Роскосмоса». И тут же по всем предприятиям корпорации начались проверки.

Очевидно, что теперь воздерживаться «от публичных высказываний, суждений и оценок» в «Роскосмосе» будут абсолютно все, за исключением пресс-секретарей, а уж они-то, как люди специально обученные, смогут представить картину в лучшем свете. Действительно, зачем нам знать, чем заняты «профессионалы-технари» под руководством Дмитрия Рогозина, как осваивают наши бюджетные деньги. Космос — дело государственной важности, и лучше все засекретить, чем выносить сор из избы.

Ну, правда же, гораздо интереснее знать что-то жизнеутверждающее. Например, о чем думает сам Дмитрий Рогозин. В понедельник он рассказал, о чем думает: «Сейчас астрономы не видят некоторых небесных тел, которые идут на опасное сближение с Землей. Но это они сейчас не видят, а завтра, раз, и увидят. А есть ли у нас технология отклонения траектории опасного сближения? Есть только фильмы на эту тему… А если серьезно говорить, сейчас таких технологий нет, и успеем ли мы их создать с момента обнаружения, хватит ли нам времени и знаний… я об этом думаю».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру