Беды и победы российского судостроения

Вместе с позитивными перспективами ведущих корабелов страны выявились и проблемы военно-морской стройки

Минувший уик-энд в России выдался морским. В воскресенье вся страна прильнула к телеэкранам, где парадом на Неве отмечался День Военно-морского флота. А с 26 по 28 июля во Владивостоке проходил первый Международный дальневосточный морской салон. Если в Петербурге все увидели корабли дня сегодняшнего, то в Приморье показали перспективные новинки. Некоторые из них всерьез заинтересовали российское военно-морское ведомство. Например, ракетные экранопланы, подлодки-малютки и роботизированные глубоководные аппараты. Однако все эти демонстрации ближайшего морского будущего едва не померкли перед сенсационной новостью со знаком минус. Спустя всего два дня после морского салона было объявлено: гособоронзаказ балансирует на грани срыва.

Корреспондент «МК» тоже познакомился с перспективами отечественного военно-морского строительства и попытался понять, чем может грозить неисполненный госзаказ стране.

Вместе с позитивными перспективами ведущих корабелов страны выявились и проблемы военно-морской стройки
Фото: ЦКБ Айсберг

Морской салон Приморья

Первый Международный дальневосточный морской салон проходил в столице Приморья, которую президент Владимир Путин из года в год называет одним из центров опережающего экономического развития Дальнего Востока.

21 иностранную делегацию и сотни участников принял центральный корпус Дальневосточного федерального университета (ДВФУ). Выбор на крупнейший вуз Приморского края пал не случайно — специалисты, чья работа так или иначе связана с морем, именно здесь получают путевку в жизнь.

В списке участников старейшие и крупнейшие корабелы: «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта», «Адмиралтейские верфи» и «Восточная верфь». Особое место — морским машиностроительным и конструкторским бюро: «Малахит», «Алмаз», «Арсенал», «ПКБ Северное». Ничуть не опасаясь оказаться в тени старших коллег, свои стенды с инновациями разместили «прибористы» «Эра», «Дальприбор», «Шнейдер Электрик» и «МРП Электроникс».

Здесь можно увидеть воочию уникальные разработки: макеты кораблей береговой охраны и пограничные боевые катера, специальные глубоководные аппараты, радио- и телеметрические буи. Специального гостя морского салона — вице-премьера по оборонной промышленности Юрия Борисова — особо заинтересовали изыскания молодых ученых: роботизированные глубоководные комплексы.

— Очень порадовали молодые предприятия, которые показали перспективные новинки. Особо впечатлили «прибористы», которые ведут новые разработки в области робототехники. Бесспорно, это найдет положительный отклик у военных, — заявил Юрий Борисов.

Дальневосточный судостроительный гигант

Одна из главных тем морского салона — возведение огромного кораблестроительного кластера в Дальневосточном регионе — судостроительной «Звезды». Еще в 2014-м президент Владимир Путин поручил создать в Приморье одну из крупнейших верфей в России. В этом же году был одобрен проект и запущено строительство. Так, в бухте Большой Камень на южном побережье Приморского края стали возводиться корпуса и инфраструктура будущего крупнейшего судостроительного комплекса в стране.

— Я часто приезжаю и постоянно наблюдаю изменения, — вспоминает Юрий Борисов. — Сначала была пустая строительная площадка. Через три месяца уже возводятся корпуса будущих комплексов, еще через три месяца появляются краны-гиганты. Так мы совсем скоро увидим, как со стапелей «Звезды» будут сходить корабли любого класса и назначения: военные, грузовые, пассажирские, рыболовецкие.

Недавнее новое приобретение судоверфи-гиганта — плавучий док. Вице-премьер оказался прав: с его помощью российские корабелы смогут возводить корабли любого тоннажа. Размеры нового дока позволят создавать морских исполинов до 300 метров в длину и массой в 40 тысяч тонн.

До этого России плавучих гигантов приходилось закупать за рубежом. Теперь купленный у китайской BSIC за весьма сносные деньги плавучий док отбуксирован к верфи в Большом Камне и готов к производству.

Топ-менеджмент «Звезды» обещает: приморская судоверфь станет огромным производственным кластером. Все необходимое для строительства плавучих суперкораблей и суденышек поменьше будет производиться тут же: от металлических конструкций до приборов и судовой электроники.

Этот судостроительный гигант рассчитан на объем металлообработки в 330 тысячи тонн в год. Это половина сегодняшних судостроительных возможностей России.

Замминистра российской промышленности и торговли Олег Рязанцев уверяет: «Новому судостроительному комплексу предопределено стать ядром судостроительного кластера Дальнего Востока».

Кроме гражданских лайнеров, промышленных судов и плавучих буровых платформ «Звезда» должна обеспечить Тихоокеанскую флотилию надводными и подводными кораблями. И не только ее. Теперь «Звезда» будет строить и для других флотов.

Но что конкретно можно ждать со стапелей судоверфи-гиганта?

От подводных малюток до быстроходных «Гепардов»

Приблизительный военный ассортимент того, что в теории может освоить «Звезда», был представлен тут же, на морском салоне. Например, новинка зеленодольских конструкторов — океанский патрульный корабль на базе проекта 11661. Российские моряки знают корабли этого проекта как сторожевики «Татарстан» и «Дагестан». За рубежом их кличут «Гепардами» — не так давно партия из четырех кораблей пришвартовалась к военно-морским портам Вьетнама.

Плавучий патруль подвергли модернизации, и теперь он носит название «Гепард-5.1». Его преимущество перед предшественником — лучшая мореходность и возможность выйти в дальнюю морскую зону, о чем «Татарстан» с «Дагестаном» в Каспии могут только мечтать. Водоизмещение морехода семейства «кошачьих» две тысячи тонн, силовая установка способна выдать неплохие 23 узла.

В бою экипаж в 60 человек может положиться на автоматические пушки в 76,2 и 30 миллиметров. Также в помощь морякам — противодиверсионный гранатомет и пулеметы. А вот ожидаемых крылатых ракет на патрульном «Гепарде», увы, нет.

Теоретически судоверфь «Звезда» может освоить и детище морского бюро машиностроения «Малахит» — малую подлодку П-650Э. Ее козырь — крайне малые размеры: 55 метров в длину и 6 метров в ширину. Задача мини-субмарины — скрытное патрулирование в прибрежных зонах, на мелководье, в гаванях. Если нужно, проскользнет в порты и военно-морские базы противника и наведет там шороху.

Кстати, малышка П-650Э вооружена похлеще любого взрослого надводного «дяди»: восемь 400-миллиметровых торпед, 12 мин и вишенка на торте — четыре знаменитые ракеты «Калибр».

Однако это еще не все микроподлодки-терминаторы, с которыми можно было познакомиться на морском форуме. В распоряжении подводного флота России может оказаться другая зубастая малютка — «Пиранья-Т». Трудно поверить, но она почти вдвое меньше предыдущей малой субмарины П-650Э. И при этом «Пиранья-Т» на борту несет два крылатых «Калибра» и восемь 400-миллиметровых торпед.

Понятно, почему она тоже привлекла внимание зампреда российского правительства Юрия Борисова и командующего Тихоокеанским флотом Сергея Авакянца. Такая с виду мелкая «рыбешка» способна потопить чуть ли не половину вражеской флотилии.

Все эти проекты для стапелей и доков кораблестроительного исполина «Звезда» рассмотрены в качестве мечты на свободную тему. А вот то, что точно будет заложено на «Звезде», стало известно лишь на этом морском форуме во Владивостоке. Им оказался ультрасовременный атомный ледокол «Лидер». Этого решения ждали, однако оно оказалось в какой-то мере сенсационным.

«Лидер» — это перспективный ледокол, который проектируется специально под Северный морской путь. Корабль ядерный, силовая установка способна выдать до 12 мегаватт, это даст скорость до 24 узлов.

Однако гораздо большее удивление на первом Международном дальневосточном морском форуме вызвали проекты некогда забытых экранопланов.

«Орленок» стал «Орланом» с ракетами

Те, кто хотя бы застал Союз Социалистических, должен помнить тогдашнее чудо военно-морской техники — экранопланы. Гордость Страны Советов — «Лунь», «Орленок» и «КМ» — смотрели на пионеров и школьников со страниц известных в ту пору журналов. Нам, детям, трудно было понять: как этот гибрид самолета и корабля скользит по водной глади… или все-таки летит?

В 91-м рухнул СССР, и под его обломками были похоронены почти все перспективные образцы экранопланов. Однако в альма-матер этих машин — ЦКБ имени Алексеева — всю документацию бережно сохранили. И вот теперь они «выкатили» любознательной публике Дальневосточного морского салона макеты целой линейки грузопассажирских чудо-аппаратов. Среди них был и экземпляр, в котором оказались особо заинтересованы в российском Минобороны, — ракетный экраноплан «Орлан».

Так что же представляет собой экраноплан и зачем он нужен войскам?

Экраноплан означает, что машина при полете в нескольких метрах от поверхности как бы опирается на воздушную подушку — аэродинамический экран. Аппарат способен без проблем сесть и на воду, и на лед.

Возможность сесть на ледовую гладь, собственно, и предопределила назначение будущих российских экранопланов. Как утверждает вице-премьер Юрий Борисов, «Орланы» вооружат ракетами и отправят патрулировать Северный морской путь. Впрочем, от «старой» боевой задачи — охранное барражирование на Каспии и в Черном море — отказываться тоже не будут.

— Экраноплан — это промежуточное звено между кораблем и самолетом, — объясняет военный эксперт Олег Желтоножко. — Его плюсы: не нужны постоянные пункты базирования, как кораблям, и он имеет превосходную скрытность — если экраноплан идет по береговой кромке, его крайне сложно обнаружить. В этом смысле он идеально подходит для Северного морского пути.

Борисов обещает — первые опытные образцы «Орланов» будут построены в рамках госпрограммы вооружений 2018–2027 годов.

Оборонзаказ — на грани срыва?

Отгремели фанфары парада в честь Дня Военно-морского флота. Опустел от выставочных образцов и первый Международный морской салон во Владивостоке. И вдруг по лентам новостей разлетелась неприятная сенсация — гособоронзаказ по линии ВМФ под угрозой срыва!

Шок! Заместитель председателя правительства по оборонной промышленности Юрий Борисов еще вчера восхищался «прорывными» проектами судостроения, а сегодня вынужден констатировать: переносы сроков постройки и ремонта кораблей с прошлого года спровоцировали предпосылки не успеть к срокам уже в этом году.

Одной из причин возможного срыва оказался спущенный с помпой ко Дню Военно-морского флота в Петербурге корабль второго ранга «Адмирал Горшков».

Головной фрегат проекта 22350 «Адмирал Горшков» был заложен на Северных верфях 1 февраля 2006 года. Тогда это вызвало вполне понятную эйфорию — Россия впервые строит по новому проекту боевой корабль дальней морской зоны.

Фрегат отстроили и приняли в войсках, однако это не помешало ему стать абсолютным антирекордсменом военно-морского строительства в нашей стране.

Например, лишь в 2010 году, спустя почти три года после первого спуска на воду, «Горшков» приступил к начальным заводским испытаниям. Всевозможные тесты и проверки тоже серьезно затянулись. В итоге корабль второго ранга отстраивался почти девять лет, что вдвое больше положенного.

Для сравнения: постройка первого советского тяжелого авианесущего крейсера «Киев», который несоизмеримо крупнее «Адмирала Горшкова», длилась пять с половиной лет.

Впрочем, и после этого «Адмирал Горшков» не смог вступить в строй. Очередные тридцать три несчастья буквально преследовали фрегат: то двигатель вышел из строя, то вооружение подкачало, то электроника безбожно барахлила.

Эксперт «МК», пожелавший остаться неизвестным, так пояснил непростую ситуацию с «Адмиралом Горшковым»:

— Здесь вина Минобороны и командования ВМФ очевидна. Они вовремя не согласовали выполнение опытно-конструкторских работ, а после не требовали исполнения сроков достаточно жестко.

Все это, по мнению эксперта, и стало причиной срыва гособоронзаказа по линии Военно-морского флота.

Впрочем, вице-премьер на недавнем селекторе, посвященном военно-морскому строительству, уверяет: все необходимые меры приняты — и ситуация непременно станет выправляться.

«Большинство необходимых контрактов уже заключено. Деньги выделены. И сегодня мы уже сосредоточились на текущем размещении заданий гособоронзаказа 2018 года», — заявляет Юрий Борисов.

С его слов стало известно, какие корабли ждать российским военным флотилиям. А именно: 26 новых кораблей, катеров и судов. Среди них будут и четыре ракетных корабля, вооруженных «Калибрами».

— Все это повысит ударные возможности российских военно-морских сил, — заявил вице-премьер Борисов.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру