«В общем задержаны и находятся в портах Бердянска и Мариуполя 15 судов. Часть из них арестована, по другой части продолжаются соответствующие суды», — сообщили в Пограничном ведомстве Украины. Там также отметили, что всего в их поле зрения находится 940 «судов-нарушителей», большая часть из которых обслуживает «оккупированные порты».
Ситуация в Азовском море обострилась после того, как в марте украинские пограничники задержали российское рыболовецкое судно «Норд», моряков привлекли к административной ответственности за «нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию», капитана Владимира Горбенко — к уголовной.
Сейчас капитан Горбенко ожидает суда. 30 октября России удалось обменять семерых членов экипажа на задержанных российскими пограничниками украинских браконьеров и вернуть моряков в Крым. В свою очередь Украина пытается продать захваченный сейнер «Норд» — якобы в счет погашения расходов на его содержание в порту Херсона. Однако найти покупателей на старое судно Киев пока не может.
В четверг Владимир Путин назвал задержание российского судна в Азовском море незаконным.
Эксперты отмечают, что пока точно не известно, какие именно суда были задержаны, о реальных масштабах противостояния Украины и России по этому вопросу — судить сложно. Однако высока вероятность, что суда российские, о чем может стать известно после официальных заявлений с обеих сторон. По мнению политолога, директора Агентства социальных коммуникаций Сергея Белашко, ни к какому реальному противостоянию с Россией ВМС Украины не готовы.
«Это надуманная, чрезмерная политическая эскалация, которая даже теоретически не способна принести Киеву хоть какие-то дивиденды», - отмечает он.
«Учитывая какие «высококлассные специалисты» трудятся в украинских погранслужбах, не удивлюсь, если суда вовсе не российские, - считает политолог Алексей Кузнецов. - Напомню случай, когда 1 ноября Киев арестовал в порту Мариуполя «российский» сухогруз, на котором, якобы, перевозился произведенный в самопровозглашенной ДНР металл. Однако позже выяснилось, что почти весь экипаж судна имеет украинское гражданство, а груз принадлежит Бельгии. А уж цифра в 940 кораблей, которые находятся у пограничников «под прицелом» и вовсе намекает на возможность крупного международного скандала. Ведь что значит «заход судов на территорию Крыма» не вполне понятно. А акватория Азовского моря, независимо от того, кому она подконтрольна, открыта для рыболовецких судов по нормам международного права».