Почему наша армия до сих пор без ударных дронов: война фирм за бюджет

По тяжелым летающим аппаратам РФ опередили Китай, Иран и Турция

Военные новости последних дней, помимо вызванных ими политических бурь, напомнили о застарелой военно-технической проблеме, которую до сих пор не может решить наш авиапром. Проблема эта – неспособность промышленности дать нашим военным эффективные ударные беспилотники тяжелого класса. «МК» расспросил эксперта, о причинах такого положения.

По тяжелым летающим аппаратам РФ опередили Китай, Иран и Турция
Американский БПЛА MQ-9 Reaper

3 января в результате операции ВВС США был убит высокопоставленный иранский военачальник генерал Касем Сулеймани. О политическом значении этого шага сказано много. Отметим военно-технический аспект. Удар был нанесен американским разведывательно-ударным беспилотным летательным аппаратом MQ-9 Reaper. Масса этого монстра более 2200 кг. Он способен забираться на высоту в 15 км и находиться в воздухе 14 часов.

Стоимость одного дрона – свыше $16 млн. США за десять лет произвели более 250 таких аппаратов, часть продали союзникам. Беспилотник способен нести до четырех ракет класса «воздух-земля» AGM-114 «Хеллфайр» и две бомбы Mark 82 c лазерным наведением.

Для нас вся эта информация важна по одной причине: у российской армии таких аппаратов нет ни одного!

Спустя несколько дней арабские СМИ сообщили о новом случае применения ударного беспилотника. На этот раз удар нанесли войска ливийского маршала Хафтара, который воюет за власть с правительством Ливии, удерживающим Триполи. Войска Хафтара атаковали военную академию в Триполи. Удар нанесли китайской управляемой ракетой Blue Arrow 7, которую нес китайский же беспилотник Wing Loong II. В результате удара 28 курсантов убито и 35 ранено.

Характеристики Wing Loong II «пожиже», чем у американского MQ-9 Reaper, зато он, как пишут, значительно дешевле. Китайцы эксплуатируют его с 2007 года и активно продают по всему миру. Масса – более тонны. Может нести до 100 кг боеприпасов. Теперь внимание: российский авиапром до сих пор не смог обеспечить поставки таких аппаратов российской армии!

То есть Россия в области ударной беспилотной авиации отстает не только от США, но и от Китая. Кстати, у Турции и Ирана есть свои ударные дроны.

Проблема даже не в том, что у кого-то есть, а у нас нет. А в том, что Россия отстает в освоении одного из самых перспективных и эффективных средств вооруженной борьбы – беспилотной авиации. А ведь за ней, считают эксперты, будущее. Беспилотный аппарат может летать выше, дальше, дольше и с более высокими перегрузками, чем пилотируемый самолет. Да и потери «железа» менее чувствительны, чем человеческие потери.

«МК» уже писал об этой проблеме и о некоторых российских разработках. Некоторые из этих проектов катастрофически затянули по разным причинам. То не было нужного отечественного двигателя или электроники, то неверно рассчитали бизнес-план, то перешли дорогу влиятельному конкуренту.

В результате в области беспилотной авиации ударного класса у нас больше уголовных дел, чем летающих образцов.

Так произошло, например, с проектом аппарата «Альтаир» или «Альтиус» массой 4-5 тонн, за который взялось казанское КБ имени М.П.Симонова. Кончилось все возбуждением уголовного дела против гендиректора и передачей проекта в Уральский завод гражданской авиации, что под Екатеринбургом. Когда дело дойдет до готовых образцов – большой вопрос.

Похожая история произошла в Рыбинске, где у КБ «Истлан» отсудили почти готовый проект беспилотника «Корсар» и передали его в КБ «Луч», входящий в концерн «Вега».

В наибольшей степени готовности, пожалуй, проект «Орион» или «Иноходец». Опытные аппараты массой в одну тонну даже успели побывать в Сирии. Но пока на вооружение не приняты. Летом один из аппаратов во время испытаний упал под Рязанью.

В 2019 году впервые показали широкой публике еще одно запоздалое детище нашего авиапрома – тяжелый беспилотник «Охотник-Б» фирмы «Сухой». Но этот проект тоже в начале пути. И еще, как минимум, несколько лет наши ВКС его не увидят.

Эксперт в области беспилотных систем Денис Федутинов ранее сказал «МК», что проблема с отсутствием отечественных двигателей для беспилотников решается медленно. «Консолидированное в рамках холдинг «ОДК» двигателестроение как будто пытается не замечать ее наличия», - добавил он.

В то же время, военный эксперт, редактор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков назвал «МК» другую, на его взгляд, более важную причину нашего отставания в беспилотной тематике.

-У нас был готовый ударный беспилотник фирмы «Туполев» Ту-300 «Коршун», - сказал Алексей Леонков. – Он был протестирован и проверен в деле, применял вооружение, которое находилось у него на борту. Испытан на полигоне. Все цели поражены с высокой точностью. Руководство «Туполева» объявило, по-моему, в 2007 году, что работа будет продолжена и доведена до логического конца. Аппарат должен был завершить испытания, получить литеру «О1», а затем литеру «О», то есть разрешение на серийное производство. Но вмешались «внешние силы», которые стали лоббировать проект «Охотник» фирмы «Сухой». И туполевский проект приостановили.

Это готовый ударный аппарат, который был сделан на основе отработанных в КБ «Туполев» решений. Напомню, туполевцы еще в советское время создали один из первых в мире беспилотных аппаратов «Рейс». Отдельная эскадрилья беспилотных разведчиков стояла на территории Германской Демократической Республики и сводила с ума стратегов НАТО, поскольку аппараты добывали уникальные разведдданые, при этом натовские системы ПВО даже «не мяукала». То есть не видели их.

Кстати, в США и НАТО понимали, что если мы догадаемся на них что-нибудь подвесить, то такой удар предотвратить никто не сможет.

Полеты этих наших беспилотников очень сильно их напрягали, и американцы именно поэтому начали свои беспилотники создавать. Так что пионерами беспилотной авиации являемся мы. Но былые заслуги в военном деле ничего не стоят, если нет новых достижений.

-А с чем сегодняшние наши проблемы связаны?

-Тема беспилотной авиации в 90-е годы была брошена. Затем ею начали заниматься все, кому не лень. Разные фирмы и фирмочки начали с нуля осваивать новую тематику, а чаще - по новой изобретать велосипед. Потом началась схватка за бюджетные деньги. Фирмы начали судиться друг с другом, пошли уголовные дела против руководителей КБ и предприятий. Коммерческие игроки появились. Драка шла не за то, чтобы продвигать новые модели, а за то, чтобы «сесть на бюджет». Вот в чем причина.

Так что решения у нас были, но никто не был заинтересован продвигать их. В итоге имеем то, что имеем. То есть ничего.

Читайте также: "Как при Сердюкове «резали» Ракетные войска стратегического назначения"

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру