Дипломат раскритиковал Генассамблею ООН на удаленке

"Человеческие контакты более эффективны"

За 75 лет Организация Объединенных Наций видела многое, но с виртуальным саммитом мировых лидеров столкнулась впервые. Пандемия перевела в онлайн глав государств, которым пришлось заранее записывать свои видеовыступления перед участниками юбилейной сессии. Выступление в ООН Владимира Путина покажут 22 сентября после 18:00. Бывший заместитель генсека ООН Сергей Орджоникидзе оценил для нас столь необычный формат.

"Человеческие контакты более эффективны"

В число первых спикеров на юбилейном мероприятии попали президент США Дональд Трамп и президент Бразилии Жаир Болсонару, председатель КНР Си Цзиньпин и президент России Владимир Путин.

Ряд выступлений прозвучал еще в понедельник – российский министр иностранных дел Сергей Лавров говорил о том, что мировое сообщество испытывает усталость от разъединительных линий, деления стран на «своих» и «чужих».

Примерно тому же посвятил свою речь и Си Цзиньпин. Китайский лидер в своем видеовыступлении призвал великие мировые державы уважать международное право и избегать двойных стандартов: «Менталитет холодной войны, идеологические линии или игра с нулевой суммой - это не решение собственных проблем страны, и тем более не ответ на общие вызовы человечества». Хотя Си Цзиньпин не называл напрямую США, в его замечаниях нетрудно увидеть перекличку с недавними комментариями Пекина, критикующими политику администрации Трампа в отношении Китая.

Выступила в понедельник с видеобращением по случаю 75-й годовщины ООН и канцлер Германии Ангела Меркель - она не вполне по-юбилейному раскритиковала организацию за отсутствие командного духа и призвала к реформированию Совета Безопасности. Говоря о единстве мирового сообщества, Меркель приводила в пример борьбу с пандемией.

Разгул коронавируса как раз и определил «дистанционный» формат сессии Генассамблеи, который дал возможность выступить лидерам всех 193 стран, входящих в ООН. Тем более, что в обычных условиях нередко многие их глав государств лично в сессиях не участвовали, отправляя в Нью-Йорк в качестве своих представителей, скажем, министров иностранных дел. Теперь же они могут сами сказать свое веское слово.

Правда ли, что все ли они будут услышаны? «Честно говоря, я ожидаю не очень многого, – считает директор Международной кризисной группы в ООН Ричард Гоуэн. – Идея о том, что премьер-министры и президенты будут сидеть дома с ведерками попкорна и смотреть телевизионные выступления друг друга, немного глупа».

Есть и огромный недостаток Генассамблеи в таком формате: участники мирового саммита на удалёнке теряют возможности проводить на его полях двусторонние встречи и общаться в кулуарах. Именно такие встречи в узком кругу, с глазу на глаз, без постороннего шума порой способствуют лучшему пониманию лидерами друг друга. Личное – не по телефону, не по Скайпу или Zoom – общение порой позволяет сглаживать шероховатости, создавать «химию» в отношениях глав государств и правительств. Такие тонкости имеют значение даже для обычной деятельности простых офисных работников, переведенных на «дистанционку», а для дипломатии они играют вообще неоценимую роль.

Есть и сторона, которую можно записать, скорее в плюс – виртуальное присутствие мировых лидеров позволяет избежать разнообразных дипломатических скандалов, которые в прошлые годы нет-нет да и возникали в Нью-Йорке. Достаточно вспомнить, что в прошлом году некоторым членам российской делегации на 74-й сессии ГА ООН американцы не выдали визу. Не дали визу и части иранской делегации, а президенту Исламской Республики запретили самостоятельно покидать пределы штаб-квартиры ООН. А в 2011 году СМИ сообщили о стычке между ооновской охраной и телохранителями турецкого лидера Эрдогана. В результате один из сотрудников службы безопасности ООН был даже доставлен в больницу. В нынешнем формате подобных казусов легко избежать.

К позитивным сторонам дипломатической «удаленки» можно отнести и банальную экономию средств, которые обычно тратятся на пребывание в Нью-Йорке огромного количества делегаций с многочисленными сопровождающими лицами, на обеспечение безопасности и т. д.

«МК» попросил эксперта оценить как «дистанционный» способ проведения саммитов под эгидой ООН, так и будущее самой этой организации, которую кое-кто считает находящейся в глубоком кризисе.

Весь мир сейчас живет «по удаленке», и было бы странно, если бы Генассамблея собралась «вживую», считает дипломат, бывший заместитель Генерального секретаря ООН Сергей Орджоникидзе:

– Будущее у Организации безусловно есть. Другой вопрос — в каком формате. То, что ООН нуждается в реформировании — совершенно ясно. Мир изменился, и сильно изменился, какие-то реформы уже были. Вообще о реформах ООН первый раз заговорили уже на второй Генассамблее в 1946 году. Так что ничего удивительного в реформировании ООН нет, но сейчас нужно проводить более серьезную реформу, посмотреть, насколько государства готовы поддерживать эту структуру.

ООН — очень важная организация, как минимум касательно помощи людям. Будь то операция по поддержанию мира или какая-нибудь экономическая, социальная помощь.

Она помогает и государственным деятелям, ведь это уникальное место, где вы можете встретиться с кем угодно. В формате зарубежного визита можно посетить одно государство, в лучшем случае — два, а здесь вы можете встретиться с представителями десятков государств, причем с высшими государственными деятелями, будь то президенты или премьеры. Это уникальная возможность переговорного механизма, который совершенно необходим.

Кроме того, где еще вы узнаете отношение к миру разных стран? Мы хорошо знаем, как смотрят на мир Соединенные Штаты Америки и какие-то европейские страны, а как реагирует на происходящие события весь остальной мир?

Другое дело, я считаю, что реформа нужна для того, чтобы сократить излишне раздутые расходы. Но не за счет деятельности в области поддержания мира и безопасности, а за счет других расходов.

Мало кто знает, но бюджеты спецучреждений ООН, которые расположены в Женеве — несравненно выше, чем бюджет Организации Объединенных Наций самой по себе. Спецучреждения бывают разные: некоторые выполняют очень важную роль, без них мы не можем обойтись: это касается авиасообщения, морских перевозок, это телефонная и телеграфная связь, патентные проблемы. А некоторые другие не совсем понятно, чем заняты и насколько необходимо им такое большое финансирование.

– Как вы считаете, чего больше в удаленном формате Генассамблеи: плюсов или минусов?

– Конечно же, минусов! Я участвовал во многих встречах высокого уровня Генассамблеи ООН, и могу сказать, что двусторонние и многосторонние встречи «на полях» - совершенно незаменимый формат общения с лидерами других государств. Где еще вы можете встретиться с лидерами 40-50 государств? А мы такие встречи проводили! В этом плане личное присутствие очень важно.

И не менее важно донести до мирового сообщества через Всемирную организацию нашу точку зрения на те или иные мировые проблемы и послушать, что об этом думают другие.

Одно дело — смотреть новости, и другое слышать, что произносится из уст первого лица государства. Это уже политика, и это важно.

– После завершения пандемии таких «съездов по удаленке» уже не будет?

– Я надеюсь, пандемия закончится и все снова будет по-человечески. Понимаете, в дипломатии очень важны человеческие контакты. Да и вообще в работе и в жизни более эффективны человеческие контакты, чем искусственные встречи через экран. В таком формате все получается более продуктивно.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28371 от 23 сентября 2020

Заголовок в газете: ООН на удаленке

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру