Оценена вероятность применения Европой «карательных» мер в отношении Белоруссии

Стоит ли ждать полного разрыва дипотношений Минска с ЕС

Вечером в понедельник, 24 мая, состоялся саммит Евросоюза, главной темой которого должна была стать дискуссия об отношениях с Россией. Но в повестку дня неожиданно вклинился вопрос о принудительной посадке самолета Ryanair в Минске. По итогам встречи европейские лидеры выступили с призывом к принятию новых санкций в отношении Белоруссии. Эксперт оценил, стоит ли ждать еще более жестких карательных мер со стороны ЕС, и до каких пределов они могут дойти.

Стоит ли ждать полного разрыва дипотношений Минска с ЕС

В конце прошлого месяца глава Европейского совета Шарль Мишель решил созвать 25 мая внеочередной саммит ЕС. Ключевыми темами встречи были названы изменение климата и «стратегическая дискуссия» о России. Позже в список обсуждаемых вопросов попали коронавирус и отношения с Лондоном, из-за чего даже пришлось растянуть саммит на два дня.

Однако неожиданно для всех дискуссия приняла совершенно иное направление. Все изменил инцидент с экстренной посадкой самолета компании Ryanair в Минске, выполнявший рейс Афины-Вильнюс, из-за сообщения о минировании. Спустя время стало известно, что этим рейсом летел основатель признанного в Белоруссии экстремистским Telegram-канала Nexta Роман Протасевич. Его задержали в минском аэропорту при проверке документов.

Против журналиста возбуждено уголовное дело по нескольким статьям, включая статью «организация массовых беспорядков». Ему может грозить вплоть до 15 лет лишения свободы. Вместе с Протасевичем в Минске была задержана россиянка Софья Сапега. Посольство РФ запросило к ней консульский доступ.

Посадка авиалайнера и задержание Протасевича вызвали острую реакцию на Западе. В ходе саммита лидеры стран Европейского союза на протяжении двух часов пытались договориться о совместном ответе на инцидент.

По прибытии на саммит глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен объявила, что ЕС намерен принять новые карательные меры против физических лиц, ответственных за «угон» самолета, а также против госкомпаний и бизнеса, «финансирующих режим» Лукашенко. Страны блока также намерены запретить белорусским авиакомпаниям использовать воздушное пространство европейских стран.

По словам Урсулы фон дер Ляйен, белорусских авиадиспетчеров использовали, чтобы «помочь государству захватить контроль над самолетом из ЕС».

«Поэтому доверять Беларуси, что полеты через ее воздушное пространство будут безопасными, нельзя», - считает она. Согласно существующей процедуре, окончательное решение о санкциях будет принимать Совет ЕС.

Брюссель также объявил о заморозке инвестиционной помощи Белоруссии на сумму 3 млрд евро. Глава Еврокомиссии подчеркнула, что он будет оставаться замороженным, пока Белоруссия не станет демократической.

«Еще до принятия решений саммит ЕС по Минску, было совершенно ясно, какие первые меры будут приняты, - комментирует «МК» заведующая отделом европейских политических исследований ИМЭМО РАН Надежда Арбатова. – Это, разумеется, запрет на полеты Belavia в Европу. Более того, отдельные страны ограничили полеты своих авиакомпаний в Белоруссию и через ее территорию.

Стоит отметить, что инцидент с самолетом удивителен тем, что он контрпродуктивен для самого Александра Лукашенко. Президент, который, если верить цифрам, имеет 80% поддержки населения, вряд ли будет посылать в небо военный истребитель с тем, чтобы поймать мальчишку, пусть даже причастного к каким-то вещам. Ну что, белорусский лидер не уверен в себе, в своих силах и в том, как к нему относится народ? Поэтому мне кажется, что прежде всего экстренная посадка самолета нанесла удар по имиджу самого Лукашенко.

Что касается дальнейших решений, то отдельные государства-члены Евросоюза, могут в индивидуальном порядке принимать какие-то более жесткие меры. Дальнейшая судьба взаимоотношений Минска с Брюсселем опять же зависит исключительно от того, как Лукашенко будет разрешать этот кризис, как далеко он пойдет, и ужесточиться ли его реакция. Мы также не знаем, что будет с судьбой Романа Протасевича. Однако смертная казнь, которую допускают некоторые политологи, будет еще одним серьезным ударом по отношениям между Белоруссией и ЕС».

Инцидент с посадкой в Минске борта Ryanair и последующее задержание Протасевича привели и к эскалации дипломатических отношений Латвии и Белоруссии. Страны объявили о взаимной высылке почти полных составов дипмиссий. В обоих представительствах останется только по одному административному сотруднику. Основанием для подобных шагов стал скандал с установкой в центре Риги, где проходит чемпионат мира по хоккею, вместо официального белорусского флага бело-красно-белого стяга оппозиционного движения.

По словам эксперта, отдельные государства-члены Европейского союза могут последовать примеру Риги, однако ждать солидарного ответа и полного разрыва дипотношений с Брюсселем все-таки не стоит.

«Я думаю, что какого-то солидарного ответа в этом смысле не будет, - продолжает Надежда Арбатова. – Решение о санкциях со стороны ЕС принимается консенсусом. И в случае, если оно будет поддержано, странам в любом случае придется подчиниться этой общей дисциплине. Однако мне не верится, что Евросоюз решит отозвать дипломатов из всех 27 стран. Это крайний шаг.

Отзыв дипломатов и послов – это, строго говоря, не разрыв дипотношений, а, скорее, сигнал о том, что взаимоотношения между странами находятся в глубоком кризисе. Поэтому я думаю, что до их полного разрыва дело не дойдет. Хотя все будет зависеть от того, как поведет себя Лукашенко дальше. Если дело будет набирать обороты, то возможны и более жесткие меры».

Отвечая на вопрос о том, что для Белоруссии является более болезненным – экономические и персональные санкции или политическая изоляция, эксперт заявила: «Разного рода карательные меры и политическая изоляция - взаимно связанные вещи. Они одинаково болезненны для Белоруссии».

Подобные случаи посадки самолета по принуждению случались не раз. Наиболее известным из них стала посадка в Вене самолета президента Боливии Эво Моралеса в июле 2013 года. Несмотря на президентский иммунитет, австрийские власти досмотрели самолет боливийского лидера, возвращавшегося из Москвы на родину. Поводом для обыска стали подозрения, что на этом борту мог находиться экс-сотрудник ЦРУ Эдвард Сноуден, который передал в СМИ информацию о слежке американских спецслужб по всему миру. В итоге Сноудена на борту не обнаружили, а лайнеру разрешили продолжить полет.

Тем не менее, по словам Надежды Арбатовой, принудительная посадка самолета Моралеса несколько отличается от инцидента в Минске.

«Дело в том, что австрийские власти не скрывали причину экстренной посадки, - отмечает политолог. – Они искали Сноудена, а не говорили, о том, что это угроза террористического акта. И, разумеется, эти действия можно не одобрять. В Минске же получилось совершенно иначе. Искали бомбу, а внезапно нашли Протасевича. Вроде бы и прецедент, но он все-таки несколько отличается». 

Тем временем меры против 99 физических и юридических лиц из Белоруссии уже ввела Великобритания. Генсекретарь ООН Антониу Гутерриш также выразил обеспокоенность ситуацией и призвал к прозрачному расследованию. В свою очередь администрация президента США Джо Байдена потребовала расследования. В Белом доме произошедшее назвали «наглым вызовом международному миру и безопасности».

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру