"Бойфрендов женихами называли": Матвиенко поручила готовить закон про запрет англицизмов

Язык чужой - враг мой

Мировоззренческий конфликт с Западом ускорил проведение языковой реформы, к которой давно подбираются российские власти. Совет Федерации вслед за Госдумой высказался за законодательное урегулирование использования англицизмов в русском языке. «Наша ответственность — сохранять язык Пушкина, язык, которым мы гордимся, и прекратить эти все новые веяния, которые абсолютно неуместны», — заявила на заседании палаты Валентина Матвиенко. Раньше попытки ввести подобные ограничения считались неэффективными (об этом, в частности, публично заявлял Дмитрий Медведев), но сейчас все (включая Медведева) изменилось.

Язык чужой - враг мой

Разговор об англицизмах на очередном заседании Совфеда зашел с подачи сенатора от Крыма Сергея Цекова. Он рассказал, что в начале июня в республике проходил международный фестиваль «Великое русское слово», одной из тем которого стало засилье иностранных слов. «Их вольное или невольное использование унижает русский язык», — заявил Цеков. Он предложил сенаторам разработать меры по устранению «этого позорного явления в нашей жизни». Еще до заседания Цеков раздал коллегам сборник с теми вариантами, на которые следует заменить заимствованные слова. Например, вместо «гаджета» россиянам предлагается говорить «цифровое приспособление», вместо «лоукостер» — «перевозчик с более дешевыми билетами», вместо «вау» — «ура» или «ах».

Фото: council.gov.ru

Стихотворная часть брошюры привлекла внимание Валентины Матвиенко, и она с чувством прочла: «В ностальгической печали вспоминаем, как бойфрендов женихами называли, вместо кастинга смотрины наши мамы проводили, и не мены, а мужчины девушкам цветы дарили. Вечеринкой были пати, улучшением — апгрейд. Может, все-таки нам хватит русских обижать людей?» По словам главы Совфеда, в брошюре «все правильно написано»: говорить надо по-русски, а сейчас англицизмами злоупотребляют даже во властных структурах. «Вот «кешбэк» как было, так и есть, это все произносится на правительственном уровне, — посетовала она. — Есть же аналоги в русском языке, для чего мы хватаемся за эти заимствования?»

Следует отметить, что Матвиенко не первый раз возмущается «кешбэками». Зимой прошлого года она отчитала за использование этого и других англицизмов главу Минпромторга Дениса Мантурова. Однако тогда дальше критики дело не пошло. Но сейчас ситуация кардинальным образом изменилась. Матвиенко заявила, что на проблему «надо посмотреть на законодательном уровне». Соответствующее поручение, по ее словам, будет дано комитету Совфеда по науке, образованию и культуре. «Надо прекратить эти новые веяния, которые абсолютно неуместны в отношении русского языка», — подчеркнула спикер, отметив, что аналогичные ограничения есть, в частности во Франции, где власти не позволяют засорять язык какими-то иностранными нововведениями.

За языковую реформу ратуют не только в Совфеде, но и в Госдуме, где уже разработан законопроект о запрете рекламных (и других) вывесок на иностранных языках. «В России все вывески должны быть написаны по-русски, а для туристов (и тех, кто себя в России ощущает туристом) можно разместить перевод мелкими буквами», — считает вице-спикер Петр Толстой. По его словам, предпринимателям дадут время на замену, а тех, кто не хочет заниматься русификацией брендов, заставят. «Свобода бизнеса сегодня не должна идти вразрез национальным интересам», — подчеркивает депутат. В 2013 году наказывать за использование англицизмов штрафами предлагала ЛДПР во главе с ныне покойным Владимиром Жириновским. Сейчас эти предложения вполне могут использоваться как базисные при подготовке поправок в ФЗ «О государственном языке РФ».

Стоит отметить, что 10 лет назад ситуация была прямо противоположная. Дмитрий Медведев, будучи президентом, говорил, что «попытки заменить англицизмы какими-то русскими словами не возымеют эффекта». «Нас просто запишут в известную категорию интернет-жителей — не буду ее называть, и мы там и останемся. Поэтому нужно быть в этом смысле современными, но не глупыми», — объяснял Медведев членам Общественной палаты в 2011 году. У многих чиновников привычка использовать англицизмы сохранилась до сих пор, этим грешит не только Денис Мантуров, но и почти все министры экономического блока. И это с точки зрения лингвистов вполне объяснимо: финансовый сектор, основы функционирования которого придумали за границей, является одним из основных источников английских заимствований. А вот глава кабмина Михаил Мишустин однажды раскритиковал собеседника, употребившего в его присутствии слово «воркшоп». «Российское название воркшопа — семинар. Мне кажется, оно более звучное и более настраивает на фундаментальные исследования», — заявил премьер, отметив, что выступает за то, чтобы «английские термины не закрывали русские». 

Что касается Владимира Путина, то он в своих выступлениях иностранные слова практически не использует, но до последнего времени относился к этому явлению довольно терпимо. «Владимир Вольфович, обращаю ваше внимание на то, что вы сами употребили словечко «локдаун». Так вот жизнь заставляет», — так в прошлом году президент отреагировал на требование Жириновского запретить англицизмы. Ранее Путин говорил, что злоупотребление иностранными терминами — это попытка поднять свою значимость в глазах собеседников. Впрочем, сейчас его мнение относительно англицизмов, возможно, изменилось.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28809 от 23 июня 2022

Заголовок в газете: Язык чужой — враг мой

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру