Австралиец Мэтт Роу отправился на Украину, несмотря на риски и возможность судебного преследования в его родной стране, пишет The Guardian. В свое время он сильно переживал, когда выяснилось, что состояние здоровья не позволяет ему служить в австралийских вооруженных силах.
Теперь, рассказывает The Guardian, 36-летний ландшафтный дизайнер Роу нашел другой — хотя и потенциально незаконный — способ принять участие в военных действиях кампании, покинув Австралию, чтобы вступить в Грузинский национальный легион, сформированный для поддержки противоборства Украины с российскими войсками.
Роу признается, что он «любит рисковать и не боится рисковать”. По его словам, в свое время он хотел присоединиться на Ближнем Востоке к отрядам Пешмерга (курдские вооруженные формирования, сражающиеся с запрещенной в России террористической группировкой ИГИЛ). Но в конце концов он уехал на Украину.
Сара Перси, адъюнкт-профессор факультета политических наук и международных отношений Университета Квинсленда, исследует феномен наемников и “нетрадиционных” комбатантов. Она говорит, что мужчины, которые едут воевать за границу, часто обнаруживают, что реальность сильно отличается от того, что они себе представляли.
В марте президент Украины Владимир Зеленский объявил о создании Интернационального легиона, и на это откликнулись десятки тысяч человек со всего мира, в том числе около 200 австралийцев. Как и у Роу, у некоторых не было военного опыта или он был небольшим, а некоторые столкнулись с юридическими проблемами.
Один британский рекрут рассказал, что его остановили в аэропорту, когда он улетал, и сказал, что его могут арестовать за терроризм, когда он вернется с Украины, хотя сигналы от правительства Великобритании по этой проблеме были неоднозначными. В феврале министр иностранных дел Лиз Трасс заявила, что «абсолютно» поддержит любого, кто добровольно пойдет воевать, но ее коллега по кабинету министров Грант Шаппс позже подчеркнул, что это незаконно, и предупредил потенциальных британских добровольцев, что они рискуют ухудшить ситуацию на Украине.
Мэтт Роу отправился на Украину с 23-летним жителем Мельбурна, с которым познакомился через Интернет. Перед отъездом он продал свой ландшафтный бизнес «примерно за 20% его стоимости».
Несмотря на согласованные попытки двух австралийцев покинуть страну незамеченными, о них стало известно австралийскому правительству. В австралийском законодательстве говорится, что «въезд в иностранное государство с намерением заниматься враждебной деятельностью является правонарушением, если только он не служит в вооруженных силах правительства иностранного государства». За нарушение грозит суровое наказание – вплоть до пожизненного заключения, отмечает The Guardian. Между тем министерство иностранных дел Австралии отказалось комментировать дело Роу или применение закона к любому, кто отправился воевать на Украину.
Доктор Кэрри МакДугалл, ученый из Мельбурнского университета и бывший заместитель директора отдела международного права в министерстве иностранных дел, говорит, что определение вооруженных сил страны не проверено и, возможно, может распространяться на Грузинский национальный легион. Любое решение о судебном преследовании также потребует согласия генерального прокурора, а это означает, что может быть принято во внимание влияние любого судебного преследования на отношения Австралии с Украиной.
Роу знает, что ему придется подумать о том, что может случиться, если он захочет вернуться в Австралию, но говорит, что вопросы о законности его действий «не самое главное для меня в данный момент». Впрочем, подчеркивает The Guardian, последствия любого судебного иска в Австралии меркнут по сравнению с повседневными рисками на Украине. По меньшей мере один австралиец, присоединившийся к “международному легиону”, погиб в бою. По словам Роу, выходец с Тасмании Мик О’Нил, который также не имел предыдущего боевого опыта, погиб 24 мая, когда его подразделение попало под минометный обстрел под Харьковом.
Перспектива попасть в плен не менее пугающая. Сам Роу признает, что русские отнесутся к нему как к наемнику. Сообщается, что как минимум двум британцам грозит смертная казнь в ДНР после того, как они попали в плен.
Роу прибыл в Украину в неподходящее для потенциальных иностранных боевиков время, пишет The Guardian. Многие наемники дезертировали в спешке после ракетного удара по базе только что созданного Интернационального легиона всего в 10 км от польской границы. «Во время той бомбардировки в Интернациональном легионе было много людей, которые складывали оружие и просто бежали к польской границе, — говорит Роу. – Некоторые из них забыли распаковать сумки и пытались пересечь границу с пятью, шестью сотнями патронов».
После этого политика украинского правительства резко изменилась: добровольцев приветствовали, но им нужно было доказать свою стойкость, прежде чем им доверили воевать. «Мы все были очень взбешены, — рассказывает Роу, – Несколько человек… просто ушли». Но сам Роу остался и поступил на службу в Грузинский национальный легион, пройдя обучение на военного инструктора, несмотря на отсутствие у него опыта. С тех пор Роу ездил по центральным областям Украины, обучая новобранцев.