После того, как боевики палестинского движения ХАМАС из сектора Газа устроили шокирующее вторжение в Израиль 7 октября, в Тегеране поспешили заявить, что не имеют к этому рейду отношения.
Более того, как сообщает Reuters со ссылкой на трех высокопоставленных чиновников, верховный лидер Ирана направил главе ХАМАС, когда они встретились в Тегеране в начале ноября, четкое послание. Смысле его сводится к следующему: вы не предупредили нас о своем нападении на Израиль 7 октября, и мы не вступим в войну от вашего имени.
Если верить источникам, аятолла Али Хаменеи заявил Исмаилу Хании, что Иран — который пользуется репутацией давнего сторонника ХАМАС - продолжит оказывать группировке свою политическую и моральную поддержку, но не будет вмешиваться напрямую. Как отмечает Reuters, об этом сообщили осведомленные иранские официальные лица и представители ХАМАС, которые пожелали остаться анонимными.
Так вот, эти источники утверждают, что верховный лидер Исламской Республики оказал давление на Ханию, чтобы заставить замолчать те голоса в палестинской группировке, которые публично призывают Иран и его могущественного ливанского союзника – шиитское движение «Хезболла» присоединиться к битве против Израиля в полную силу.
После того, как агентство Reuters опубликовало эту информацию, ХАМАС опубликовал в Telegram заявление, в котором – не вдаваясь в подробности – говорилось, что группировка отрицает достоверность «безосновательных» утверждений.
Министерство иностранных дел Ирана не ответило на просьбу прокомментировать встречу аятоллы Али Хаменеи и Имаила Хании, о которой публично объявили и Тегеран, и ХАМАС, а также реакцию страны на кризис.
Иранские официальные лица, включая министра иностранных дел Хоссейна Амирабдоллахиана, несколько раз публично заявляли, что они не хотят, чтобы война между Израилем и ХАМАС распространилась по всему региону.
Между тем, по словам главы иранского МИДа, расширение масштабов войны в Газе “неизбежно” из-за усиления агрессии Израиля. Хоссейн Амирабдоллахиан сделал это заявление в телефонном разговоре с катарским коллегой шейхом Мухаммедом бен Абдулрахманом бен Джассимом Аль Тани.
Неясно, что он имел в виду под “неизбежным расширением” конфликта, отмечает «Аль-Джазира», однако отдельно министр провозглавиол в четверг в своем аккаунте в соцсети X: «Время для продолжения преступлений Тель-Авива быстро истекает».
Как бы то ни было, подчеркивает Reuters, разворачивающийся кризис знаменует собой первый случай, когда так называемая «Ось сопротивления» - военный альянс, созданный Ираном за четыре десятилетия для противостояния израильской и американской мощи на Ближнем Востоке, - мобилизовалась одновременно на нескольких фронтах.
Ливанская «Хезболла» принимает участие в самых ожесточенных за последние годы столкновениях с Израилем. Проиранские ополченцы атаковали американских военных в Ираке и Сирии. А йеменские хуситы устраивают пуски ракет и беспилотников по Израилю (на днях американский эсминец сбил один такой БПЛА).
Конфликт также проверяет на прочность региональную коалицию, члены которой, включая сирийское правительство, "Хезболлу", ХАМАС и другие группировки боевиков от Ирака до Йемена, имеют разные приоритеты и внутренние проблемы, отмечает в своем аналитическом материале Reuters.
Три источника, близкие к "Хезболле", сообщили, что ливанская группировка также была застигнута врасплох внезапным нападением ХАМАС на Израиль в прошлом месяце. По их данным, бойцы ливанской шиитской военизированной группировки даже не были приведены в боевую готовность в деревнях вблизи границы, которые были линией фронта в войне с Израилем в 2006 году, и их пришлось срочно мобилизовать.
«Мы проснулись и увидели войну», - признал один из командиров «Хезболлы».
Эксперт по «Хезболле» Моханад Хаге Али считает, что нападение ХАМАС на Израиль 7 октября поставило его партнеров по «оси сопротивления» перед трудным выбором в противостоянии противнику, обладающему намного превосходящей огневой мощью: «Когда вы будите медведя такой атакой, вашим союзникам довольно трудно стоять в том же положении, что и вы».
***
Напомним, что 7 октября военный командир ХАМАС Мохаммед Дейф призвал в аудиообращении своих союзников по «оси» присоединиться к борьбе. «Наши братья по исламскому сопротивлению в Ливане, Иране, Йемене, Ираке и Сирии, это день, когда ваше сопротивление объединяется с вашим народом в Палестине», - сказал он.
Но отклик в регионе оказался гораздо слабее, чем того хотели бы хамасовцы.
Намеки на разочарование появились в последующих публичных заявлениях лидеров ХАМАС, включая Халеда Машаля, который в телеинтервью от 16 октября поблагодарил начавшую беспокоить Израиль на северных рубежах ливанскую «Хезболлу» за ее действия, но сказал, что «битва требует большего».
Тем не менее, осведомленные источники, считают, что лидер «оси сопротивления» Иран не будет напрямую вмешиваться в конфликт, если только он сам не подвергнется нападению со стороны Израиля или Соединенных Штатов.
Вместо этого иранские власти планируют продолжать использовать свою сеть вооруженных союзников по «оси», включая "Хезболлу", для нанесения ракетных ударов и ударов беспилотников по израильским и американским объектам по всему Ближнему Востоку.
Стратегия представляет собой выверенную попытку продемонстрировать солидарность с ХАМАС в Газе и отвлекать израильские силы, не вступая в прямую конфронтацию с Израилем, которая могла бы привлечь Соединенные Штаты.
«Это их способ попытаться создать сдерживание, - утверждает бывший высокопоставленный американский дипломат, специализирующийся на Ближнем Востоке Деннис Росс. – Это способ сказать: "Послушайте, до тех пор, пока вы не нападете на нас, так оно и останется. Но если вы нападете на нас, все изменится".
Иран неоднократно заявлял, что все члены альянса сопротивления принимают свои решения самостоятельно.
"Хезболла", самая могущественная группировка в странах оси, насчитывающая 100 000 бойцов, почти ежедневно ведет перестрелку с израильскими войсками по ту сторону ливано-израильской границы с тех пор, как ХАМАС начал войну с Израилем, и более 70 ее бойцов были убиты в нынешнем противостоянии.
Тем не менее, как и ее покровитель Иран, "Хезболла" избежала тотальной конфронтации, отмечает Reuters. Шиитская группировка спланировала свои нападения таким образом, чтобы насилие в основном ограничивалось узкой полосой территории на границе с Израилем, даже несмотря на то, что в последние дни боевики усилили эти удары.
Один из источников сообщил, что ХАМАС хотел, чтобы "Хезболла" нанесла более глубокий удар по Израилю своим огромным ракетным арсеналом, но «Хезболла» опасается, что это приведет к тому, что Израиль опустошит Ливан, не прекращая своего нападения на Газу.
"Хезболла", которая также является политическим движением, глубоко вовлеченным в дела ливанского правительства, осознает, что Ливан вряд ли может позволить себе еще одну войну с Израилем, учитывая более чем четырехлетний финансовый кризис, который привел к росту бедности и опустошил институты управления в этой стране.
Ливану потребовались годы, чтобы восстановиться после войны 2006 года, во время которой израильские бомбардировки нанесли удар по югу страны, контролируемому "Хезболлой", и разрушили участки ее цитадели в южных пригородах столицы Бейрута, напоминает Reuters.
Лидер "Хезболлы" Сайед Хасан Насрулла заявил в своей речи 3 ноября, что ХАМАС держал свое нападение на Израиль в секрете от своих союзников, и это обеспечило ему успех и "никого не расстроило" в странах «оси сопротивления». Атаки "Хезболлы" на израильской границе были беспрецедентными и представляли собой "настоящую битву", сказал он.
***
Соединенные Штаты также стремятся избежать распространения войны за пределы Газы, указывает Reuters. Проведя за последние два десятилетия две дорогостоящие и злополучные войны в Ираке и Афганистане, она теперь финансирует Украину в ее конфликте с Россией.
Президент Джо Байден до сих пор стремился ограничить роль США в кризисе в Газе главным образом обеспечением военной помощи Израилю. Пентагон также перебросил два авианосца и истребители в Восточное Средиземноморье, отчасти в качестве предупреждения Тегерану.
В качестве шага, рассматриваемого как демонстрация силы региональным соперникам, и особенно Ирану, США объявили недавно, что они разместили на Ближнем Востоке подводную лодку, способную нести ядерный заряд, сообщает «Аль-Джазира».
По данным американского военного ведомства, с начала войны в Газе ополченцы «оси сопротивления» нанесли по силам США по меньшей мере 40 ударов беспилотниками и ракетами в ответ на американскую поддержку Израиля. В Вашингтоне заявляют, что Америка нанесла три серии ответных ударов по объектам в Сирии, используемым проиранскими ополчениями в Ираке и Сирии.
На днях министр обороны США Ллойд Остин подчеркнул риск открытия еще одного крупного фронта в конфликте.
«То, что мы видели на протяжении всего этого конфликта, на протяжении всего этого кризиса, - это обмен ударами "око за око" между ливанской "Хезболлой" и израильскими силами, - сказал шеф Пентагона. – Никто не хочет, чтобы на севере вспыхнул еще один конфликт».
Ллойд Остин подчеркнул необходимость избегать любой региональной эскалации, и в разговаре со своим израильским коллегой Йоавом Галлантом.
Два израильских источника в службе безопасности, которые отказались назвать свои имена, заявили, что Израиль не стремится к какому-либо распространению военных действий, но добавили, что страна готова сражаться на новых фронтах, если потребуется, чтобы защитить себя. Как сообщает Reuters, они сказали, что сотрудники службы безопасности считают, что самая мощная непосредственная угроза Израилю исходит от «Хезболлы».
Вражда между Израилем и Ираном глубока. Иран не признает существование Израиля, в то время как Израиль уже давно угрожает военными действиями против Ирана, если дипломатия не сможет обуздать его ядерную деятельность.
Однако, по мнению Карима Саджадпура, специалиста по Ирану, в нынешнем кризисе в Тегеране может возобладать реальная политика: «Иран на протяжении четырех десятилетий демонстрировал приверженность борьбе с Америкой и Израилем, не вступая в прямой конфликт. Революционная идеология режима основана на противостоянии Америке и Израилю, но его лидеры не склонны к самоубийству, они хотят остаться у власти».
В этой связи показательно выглядят слова экс-министра иностранных дел Ирана Мохаммада Джавада Зарифа, который призывает свою страну не ввязываться в прямую войну с Израилем или США. Лучший способ защитить палестинский народ - это не давать Западу повода утверждать, что они действуют как доверенное лицо Ирана, сказал Зариф, добавив, что Израиль пытался втянуть Иран в такую битву.
Бывший глава МИД заявил, что госсекретарь США Энтони Блинкен “стремится втянуть Иран на поле боя в Газе», в то время как у американцев нет доказательств причастности Ирана к нападениям ХАМАС 7 октября: «Если такое событие происходит, то обычные люди становятся первыми жертвами в любой войне. Я лично думаю, что люди устали платить за это. Нам также нет необходимости нести расходы».
Помимо экономических издержек, по его словам, вступление Ирана и "Хезболлы" в войну было бы именно тем, чего хочет Израиль, потому что Израиль также хочет втянуть США в конфликт на израильской стороне.
Мохаммад Джавад Зариф обвинил Биньямина Нетаньяху в “попытке каким-то образом затянуть войну и втянуть в нее Америку”. Он сказал, что это понимание намерений Израиля стало причиной относительно сдержанной риторика лидера "Хезболлы" Хасана Насраллы с момента начала конфликта.