Официальным началом переговоров о членстве Украины ЕС отсрочил себе развал

На весь процесс уйдут годы

Лидеры Евросоюза 14 декабря согласились начать переговоры о членстве с Украиной. Однако не все так просто. Быстрый залет Незалежной в блок – практически нереален в рамках существующих правил союза. А само объявление начала переговоров – формальный щит от надоедливости украинского истеблишмента. В истории ЕС есть примеры, когда потенциальный участник «евросемьи» ждет интеграции годами. Киев, похоже, ждет та же участь.

На весь процесс уйдут годы

тестовый баннер под заглавное изображение

Президент Украины Владимир Зеленский приветствовал «победу» своей страны и Европы после решения лидеров Евросоюза начать с Киевом переговоры о членстве. Но в традициях Незалежной праздновать «пэрэмогу» раньше времени, когда ее не предвидится.

Для многих заявление главы Евросовета Шарля Мишеля оказалось неожиданностью. Некоторые задались вопросом: как это могло получиться, если согласие на такой шаг должны дать все члены союза? Где же был главный «хулиган» блока – премьер Венгрии Виктор Орбан?

Издание Politico приоткрыло завесу тайны. Орбана просто попросили выпить кофе за пределами переговорного зала, это сделал канцлер ФРГ Олаф Шольц. За это время и было принято столь спорное решение. Поведение Шольца удивило Брюссель, а отсутствие важного члена в момент судьбоносного голосования вообще назвали необычной практикой.

Премьер-министр Венгрии чуть позже заявил, что у его страны «будет возможность воспрепятствовать вступлению Украины в ЕС еще 75 раз». Да и вообще, Орбан – отличник Евросоюза, хорошо знающий, где еще можно сказать свое веское слово.

Так, политик заблокировал помощь Евросоюза Украине в размере 50 миллиардов евро. По его словам, «выделение денег Киеву из бюджета Евросоюза вредило бы венгерским интересам больше, чем начало переговоров о вступлении».

И в чем он неправ? Если даже бегло просмотреть заголовки материалов в западной прессе, заметна такая тенденция: все начали объяснять, почему Украина не влетит на всех парах в ЕС. И их писал не Орбан, а рядовые журналисты, разбирающиеся в правилах блока.

Например, британская Times пишет, что Украина может не вступить в ЕС до 2030 года, если не дольше. Авторы задаются вопросом, стоит ли позволять Киеву «перепрыгивать через очередь». В ней, к слову, стоят страны Западных Балкан (Сербия, Албания, а также Босния и Герцеговина).

Эта группа ожидающих уже высказывала свое недовольство тем, что Украине вдруг стало позволено то, что не было позволено остальным. Для понимания: официальное начало переговоров о членстве с Сербией стартовало в 2014 году, с Албанией – в 2020 году. Как говорится, а воз и ныне там.

Куда интереснее то, сколько времени проходит с момента предоставления стране статуса члена на вступление в блок. Турция находится в этом статусе с 1999 года (сейчас аналитики называют вступление Анкары в ЕС «политически нереальным»), Северная Македония – с 2005 года, Черногория – с 2010-го, Сербия – с 2012-го, Албания – с 2014 года. Все они значительно больше соответствуют требованиям Еврокомиссии для вступления в блок, чем Украина. Однако до сих пор ожидают своего часа по разным причинам.

Что касается лично Украины – с ней ЕС хлебнет проблем полной ложкой. Reuters тоже уверено, что переговоры займут годы. Украина, пишет агентство, больше, чем любой другой член ЕС, представляет собой ряд уникальных проблем при вступлении в блок.

ВВП Украины на душу населения составляет менее трети среднего показателя по ЕС с точки зрения покупательной способности. Это означает, что она немедленно станет чистым получателем средств для выравнивания уровня жизни и поддержки своего огромного сельскохозяйственного сектора.

Уточняется, что Украина является сельскохозяйственной державой с площадью пахотных земель в 41 миллион гектаров по сравнению с 30 миллионами гектаров во Франции. Она уже продает большую часть своей сельхозпродукции в ЕС. Но как член блока она станет частью единого рынка ЕС без тарифов и квот, где товары смогут свободно перемещаться через границы.

Чиновники ожидают, что Украина, вероятно, увеличит сельскохозяйственное производство и экспорт в ЕС, возможно, «затопив» целые отрасли и рынки. Это вызовет негативную реакцию со стороны фермеров по всему ЕС, создав большое давление на правительства.

Членство в ЕС сделает весь рынок труда Евросоюза открытым для миллионов украинских рабочих. Массовый приток польских рабочих в Великобританию после вступления Польши в ЕС в 2004 году стал одним из факторов, приведших к Брекситу. Другие страны ЕС ввели длительные переходные периоды, прежде чем открыть свои рынки труда для новых членов ЕС с востока. Что уж говорить, даже в мирное время, проходя по улицам чешской столицы, отовсюду только и доносилась до боли знакомая украинская речь. Она была всюду: на стройках, в магазинах, кафе… Можно представить, что может произойти с момента вступления Украины в блок.

Договоры ЕС обязывают членов помогать «всеми доступными им средствами» своим союзникам. Не нужно, наверное, говорить о том, что Европа не заинтересована иметь в своих рядах государство в состоянии конфликта, да еще и с неопределенными границами. По этой причине уже не раз упоминавшаяся здесь Сербия все так и стоит в очереди. Брюссель откровенно принуждает Белград признать независимость Косово.

Учитывая, что и внутри блока все чаще высвечиваются разногласия, прием целой пачки новых членов только усугубит обстановку. Как отмечает Reuters, после многолетней борьбы с Польшей и Венгрией из-за их недостатков в сфере верховенства закона, ЕС хочет убедиться, что, прежде чем принимать новых членов, у него есть эффективные способы обеспечить соблюдение ценностей и законов ЕС.

Если блоку удается доказать, что какая-либо страна нарушает верховенство закона и ставит под угрозу правильное расходование средств ЕС, то финансовый поток из еврокошелька в эту страну может быть приостановлен. Так и случилось с Варшавой и Будапештом. У Украины с ее врожденным желанием захапать побольше с этим явно могут быть проблемы.

Кстати, перспектива расширения блока до более чем 30 стран поставило перед Брюсселем вопрос, как бы уменьшить болезненность этого процесса. Одним из предполагаемых решений является возвращение к давно обсуждаемой концепции «многоскоростной Европы» и создания четырех кругов интеграции:

– Внутренний круг с глубокой интеграцией в таких регионах, как еврозона и открытая Шенгенская зона.

– Сам ЕС в целом.

– Более широкий круг ассоциированных членов, предполагающий участие в едином рынке ЕС и таможенном союзе, а также соблюдение общих принципов ЕС.

– Европейское политическое сообщество (EPC) как внешний уровень политического сотрудничества. Этот пункт исключает необходимость быть связанным законодательством ЕС.

Politico делает важный вывод, который актуален и здесь: хотя лидеры ЕС преодолели первоначальное препятствие на пути Украины к членству в Евросоюзе (в лице Орбана), это не гарантирует, что Киев будет допущен в клуб. Та же Венгрия вполне может отказаться голосовать там, где требуется единогласие. Второй раз трюк с кофе вряд ли удастся провернуть.

Сюжет:

Новости СВО

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру