Хатылев рассказал, помогут ли «Панцири» прикрыть НПЗ

«Нужна система разведки, оповещения, связи»

После серии атак украинских беспилотников на российские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) заговорили о необходимости их прикрытия. В качестве панацеи называют, в частности, зенитные ракетно-пушечные комплексы «Панцирь-С1», которые прикроют НПЗ. Насколько эффективной будет эта мера, «МК» рассказал бывший начальник зенитных ракетных войск командования специального назначения (Московский округ ПВО) Сергей Хатылев.

«Нужна система разведки, оповещения, связи»

тестовый баннер под заглавное изображение

- Я заметил, - говорит Хатылев, - что всегда, когда говорят про ПВО, о многом забывают. Вот сейчас говорят о зенитном ракетно-пушечном комплексе «Панцирь-С1». Это машина, на которой восьмитонная платформа с локатором, автоматическими пушками и пусковой установкой зенитных ракет. Есть инфракрасный локатор, обнаружитель, работающий в оптическом диапазоне, РЛС миллиметрового диапазона и разведывательная РЛС сантиметрового диапазона.

Сегодня «Панцири» есть только в составе ВКС. Главное их назначение — прикрытие больших зенитных комплексов — С-300, С-400. Если, к примеру, С-400 перезаряжается, то «Панцири» прикрытия могут вести вместо него воздушный бой на малых высотах и малой дальности. «Панцири» прикрывают колонны техники, потому что это практически единственный ЗРК, способный вести огонь на ходу. Доработанный «Панцирь» с увеличенным боезапасом уже переходит в разряд комплексов средней дальности.

То есть это, безусловно, мощное средство ПВО. Но есть один момент. Те, кто призывает ставить «Панцири» на защиту НПЗ (как правило, это не специалисты ПВО), почему-то не могут понять, что нужны не просто ЗРК, а система разведки, управления, связи... Сам по себе «Панцирь» может только стрелять.

Но ему-то нужно дать целеуказание, чтобы он включился в нужный момент, обнаружил цель на максимально для него возможной дальности, не «светил» без лишней надобности в эфир. То есть выполнил стрельбу строго за так называемое работное время. Это время от момента включения передатчика на антенну и до момента захвата цели на автоматическое сопровождение. На разных комплексах эта характеристика разная. Не буду ее раскрывать. Скажу только, что счет идет на секунды!

Если зенитный комплекс превысил это время — все, он засекается разведывательной станцией противника, и по нему готовится мгновенный удар. Либо постановка помех, либо полетит противорадиолокационная ракета. И тогда все, этот «Панцирь» закончился. Это не панацея.

- Какой выход?

- Повторяю: нужна система разведки, которая ведет круговой обзор воздушной обстановки. Второе, нужно оповещение о дальних воздушных целях, которые летят за 300-500 километров. Чтобы можно было подготовиться расчету, чтобы он знал: с такого-то направления, на такой-то высоте, с такой-то скоростью летит воздушная цель, которая может прилететь к прикрываемому объекту.

Дальше. Все это должно быть обеспечено закрытой связью: или это засекреченные каналы телеграфно-телефонной связи, или тропосферная связь, или широкополосные станции, космическая связь и т.д.

Следующий момент — непосредственно боевая работа. Во-первых, выстрелил, сделал залп — и сразу же переместился. И надо понимать — куда, то есть заранее должны быть готовы запасные позиции. Это делается не с кондачка, должны быть замысел, постановка задачи.

И вот это все входит в систему ПВО — управление, обнаружение, связь... Один «Панцирь» без такой системы мало что даст. Выстрелил — и все, на этом его жизнь закончилась. Это одиночное средство, которое может выполнить задачу, а может и не выполнить — ему либо помеху поставят, либо ракету запустят, либо диверсантов направят.

Сюжет:

Новости СВО

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29240 от 21 марта 2024

Заголовок в газете: Одноразовая «Панацея»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру