Новый-старый президент США – это хам и задира. Учитывая феноменально быстрое «потепление» между Москвой и Вашингтоном перед, в ходе и особенно после встречи в Эр-Рияде, спешу уточнить: мое оценочное суждение в предыдущем предложении- это ни в коем случае не оскорбление, а констатация факта. Трамп «ловит кайф» от словесной перебранки, от конфликта, от ситуации, когда он в грубой форме может кого-то заклеймить. Но это, так сказать, кайф второго порядка. Кайф первого порядка для Трампа – это когда ему хамят, а он берет и переламывает обидчика через колено. И вот уже на месте персонажа, который считал, что «он право имеет», униженно ползает «тварь дрожащая».
Новый курс администрации Трампа по отношению к России и Украине – а также много чего еще вроде,например, Мюнхенской речи вице-президента Вэнса – вызвали в политических кругах Европы шок, гнев и раздражение. Уверен, что про себя и в кругу лиц, с которыми можно разговаривать «не под запись», лидеры стран Старого света чихвостят Трампа, не выбирая выражений. Но это про себя, а в своих публичных заявлениях эти выражения как раз выбираются и тщательно подбираются. Типичный пример – генеральный секретарь НАТО Марк Рютте, который из кожи вон лезет, пытаясь выглядеть «конструктивно», не нанести личную обиду Трампу и сохранить таким образом возможность влиять на него в будущем.
Рютте на пресловутой Мюнхенской конференции: «И моим европейским друзьям я бы сказал, вступайте в дискуссии, не жалуйтесь на то, что вы будете или не будете за столом переговоров, предлагайте конкретные идеи. Увеличьте расходы, обеспечьте, что военная подготовка и поставки оружия Украине продолжаются, но также предлагайте конкретные идеи. Как, например, могут выглядеть гарантии безопасности». Очень коварный совет на самом деле (с российской точки зрения, разумеется). Но Зеленский – «он же памятник». Ему советы не нужны. Он сам лучше всех знает, как ему – а также другим – надо себя вести.
Зеленский привык играть роль политического «золотого мальчика», подростка, который играет во «взрослые игры», сохраняя при этом все «безупречные манеры» личности, которая в ежедневном режиме сталкивается с гормональными штормами. Зеленский считает нормой ситуацию, когда он защищен от критики потому, что является «жертвой российской агрессии». Поэтому киевский начальник не стал следовать примеру более опытных «старших товарищей» типа Рютте и умерять свой риторический запал. Зеленский истерит, мечется, демонстрирует обиду – чего стоит один только перенос визита в Саудовскую Аравию – и довольно бессвязно, но громко жалуется: «У меня такое впечатление, что сейчас происходят какие-то переговоры и они с таким же настроением происходят, но они происходят между представителями России и США. Об Украине, снова об Украине и без Украины. Интересно, если мы в самый сложный момент не пошли на все эти ультиматумы, откуда такое ощущение, что сейчас Украина на это пойдет?»
По меркам Зеленского это почти вежливость. Но эта «вежливость» в одном пакете с полной политической дезориентацией и недвусмысленным обвинением Трампа в предательстве, в том, что он нанес Киеву удар ножом в спину. И американский лидер этот намек прекрасно считал. Со строго формальной точки зрения, уверенность первого лица киевского режима в том, что он по-прежнему защищен от по-настоящему жесткой критики со стороны Запада, оправдала себя. Обычно Трамп отвечает тем, кто ему дерзит, не заботясь о подборе вежливых эквивалентов ругательств. В данном случае он такую заботу проявил. Внешне все тоже довольно вежливо: «Сегодня я услышал: «О, нас не пригласили». Но вы были там три года. Вы должны были закончить это три года тому назад. Вы могли бы заключить сделку. Я мог бы заключить сделку для Украины, которая оставила бы им почти всю землю и ни один человек не был бы убит и не один город не был бы разрушен».
А вот намек Трампа на то, что он, как и Путин, испытывает серьезные сомнения по поводу легитимности Зеленского: «Когда они хотят занять место за столом переговоров, то разве народ Украины не должен сказать, что, знаете, прошло много времени с тех пор, как у нас были выборы? На Украине давно не было выборов. Как бы мне ни было грустно говорить, но у Зеленского сейчас 4% рейтинг. Это не требование России. Это то, что исходит от меня, а также от многих других стран». Пересказываю этот же самый тезис Трампа другими словами: «Мальчик, ты кто такой, чтобы здесь возникать?» И то, что сам «мальчик» убежден в том, что «народ Украины не хочет выборов», а те из этого народа, кто их все-таки хотят, «должны сменить гражданство», на мнение американского президента вряд ли повлияет.
Своей хамской манерой поведения Зеленский загоняет себя в ловушку, приближает момент, когда его припрут к стенке и заставят принять неизбежное. Конечно, возможен и альтернативный взгляд на ситуацию: даже если бы киевский начальник пытался бы вести себя сейчас «конструктивно», это бы не сильно продлило его карьеру во власти. Но это уже не столько политический, сколько философский или исторический диспут.