На обширной пресс-конференции после победы его консервативного альянса ХДС/ХСС на федеральных выборах в воскресенье Фридрих Мерц дал понять, что его внимание сосредоточено на неспокойном геополитическом ландшафте, заявив, что, хотя он будет стремиться к налаживанию хороших отношений с США, он также готов к “наихудшему сценарию”.
Отвечая на вопрос об удвоении поддержки ультраправой “Альтернативы для Германии”, занявшей второе место с 20% голосов, он призвал политический мейнстрим ФРГ признать это "последним предупреждением".
По его словам, для противодействия дальнейшему укреплению АдГ и решения проблем, которые способствовали росту ее популярности, срочно требуется эффективное руководство: “Это действительно последнее предупреждение политическим партиям демократического центра в Германии, чтобы они пришли к общим решениям”.
Но когда 69-летний бывший банкир готовился приступить к выполнению сложной задачи по формированию правительства совместно с левоцентристской социал-демократической партией Олафа Шольца (СДПГ), его первые комментарии в понедельник – в третью годовщину украинского конфликта – были направлены в адрес Киева.
Он написал на сайте X: “Европа непоколебимо стоит на стороне Украины. Сейчас как никогда это справедливо: мы должны поставить Украину на позицию силы”.
Явно критикуя администрацию Дональда Трампа после того, как она на прошлой неделе начала переговоры с Россией о прекращении конфликта, которые исключили Украину и Европу, он добавил, что Киев «для достижения справедливого мира» должен участвовать в мирных переговорах.
Мерц, известный трансатлантист, сторонник тесных отношений между США и Европой, позже заявил, что “все сигналы, которые мы получаем из Соединенных Штатов, указывают на то, что интерес к Европе снижается”.
“Если победят те, кто действительно считает своим девизом не просто ”Америка прежде всего", но почти "только Америка", тогда это будет сложно, – сказал он журналистам. – Но я по-прежнему надеюсь, что нам удастся сохранить трансатлантические отношения”.
В течение многих лет Берлин сопротивлялся призывам Парижа наращивать обороноспособность Европы, чувствуя себя в безопасности под защитой обладающих ядерным оружием США, напоминает The Guardian.
Однако Мерц ясно дал понять, что, по его мнению, крупнейшая экономика Европы вступила в новую эру. “В частности, после заявлений Вашингтона за последние несколько недель стало ясно, что нам, европейцам, сейчас нужно очень быстро обрести способность действовать”, – сказал немецкий политик.
Мерц также упомянул о вмешательстве администрации Трампа в избирательную кампанию в Германии, назвав это неприемлемым. Илон Маск, близкий союзник американского президента, поздравил кандидата от АдГ на пост канцлера после того, как ультраправая партия продемонстрировала высокие результаты на выборах. В понедельник Маск написал на X: “Победа AfD – это только вопрос времени”.
АдГ набрала примерно вдвое больше голосов, чем на последних выборах три года назад. Но эта партия не будет частью переговоров о формировании коалиционного правительства из-за “барьеров”, которые исторически существовали между основными партиями и ультраправыми.
Ликующая Алис Вайдель, сопредседатель АДГ и кандидат на пост канцлера, назвала результаты своей партии “историческими” и осудила отказ Мерц вступить в коалицию с АДГ как “блокаду демократии”, заявив, что миллионы избирателей фактически оказались лишены избирательных прав из-за этого решения.
"Альтернатива для Германии" особенно преуспела в бывшей ГДР, где она получила 43 из 48 доступных мест после активной кампании на антииммиграционной платформе и поддержки “реэмиграции” иммигрантов и тех граждан Германии, которые, как считается, плохо интегрировались.
В понедельник Мерц, чей альянс ХДС/ХСС набрал 28,5% голосов, заявил: “Нам нужно убедиться, что мы решаем проблемы в Германии сообща, чтобы шаг за шагом лишить эту партию ее питательной среды”. Если это не удастся, сказал он, имея в виду следующие выборы, “у нас будут совсем другие проблемы”.
Мерц сказал, что его коллеги по ХДС предупреждали его, что бывший восток “всего на несколько лет опережает вас на западе” и что “если вы не решите проблемы, то у вас будет такая же проблема”.
Уделяя особое внимание миграции, которая была главной темой предвыборной кампании, Мерц удвоил свое мнение о том, что “нам необходимо вновь восстановить контроль над теми, кто въезжает в нашу страну”. Лидер ХДС спровоцировал споры в январе, когда, опираясь на поддержку АДГ, провел через парламент необязательную миграционную политику.
Его жесткая миграционная политика диаметрально противоположна политике социал-демократов, и партии, которые вместе имели бы небольшое большинство в Бундестаге, вероятно, вступят в бурные переговоры, пытаясь создать большую коалицию.
Многие немцы опасаются повторного запуска последней «большой коалиции» (GroKo, как ее называют) под руководством Ангелы Меркель в период с 2018 по 2021 год, которую критики обвиняли в отсутствии амбиций и неспособности решить насущные проблемы, такие как экономические и бюрократические реформы, увеличение расходов на оборону и модернизация инфраструктуры.
Воскресные выборы были тяжелыми для всех партий, входящих в состав действующего правительства. СДПГ, старейшая политическая партия Германии, получила худший результат за всю свою историю, набрав всего 16% голосов. Шольц, который останется на посту канцлера до тех пор, пока Мерц не сформирует правительство, назвал результат “горьким”.
"Зеленые" набрали 11,6% голосов, что на три пункта меньше, чем в 2021 году. Рыночно-либеральная СВДП не смогла преодолеть 5-процентный барьер, необходимый для прохождения в парламент, как и левоконсервативный альянс Сары Вагенкнехт (BSW). Левая партия "Линке" набрала 8,8%.
Мерц надеется сформировать коалицию к Пасхе в конце апреля, подчеркнув срочность переговоров и заявив: “Мир нас не ждет”.
На своей пресс-конференции Мерц также заявил, что позаботится о том, чтобы премьер-министр Израиля смог посетить Германию, не подвергаясь задержанию, после того, как Международный уголовный суд выдаст ордер на его арест по обвинению в военных преступлениях, совершенных в Газе.
Мерц назвал “абсурдной идеей”, что Биньямину Нетаньяху не следует посещать Германию, и сказал, что он сказал об этом Нетаньяху по телефону.