В России зачастую с сарказмом обсуждают сделку Трампа по редкоземельным металлам Украины: дескать, Зеленский фактически отдаст Украину американцам в рабство на многие поколения вперёд. Однако ничего забавного в этом для России нет: Киев и Вашингтон трактуют границы Незалежной совершенно иначе, чем Москва. А новый договор, помимо прочего, закрепит за США права на разработку месторождений полезных ископаемых, включая территории, которые, согласно Конституции РФ, являются российскими, что таит для нас огромную опасность.
Советники Трампа неслучайно подчёркивают, что сделка по редкоземельным металлам – это «изящный» и «тонкий» способ решить вопрос безопасности Украины. Россия выступает категорически против размещения войск НАТО? Ну так западный контингент вводить не будут. Вместо этого объекты окажутся под охраной американских специалистов, удары по которым приведут к прямому военному конфликту с США, чего Москва явно стремится избежать.
Подобный подход может показаться компромиссным даже для российского руководства. Однако в этом плане скрывается важный нюанс. В базовом тексте соглашения ни разу не указывается, что его действие распространяется только на часть украинской территории. Это означает, что официальный Киев подписывает документ, подразумевающий контроль США над всей страной в тех границах, которые признаёт Запад. Фактически соглашение отдаёт под американское управление и природные ресурсы Донбасса, Крыма, а также Херсонской и Запорожской областей. С учётом того, что мировое сообщество пока не признало эти регионы частью России, этот «изящный» план Трампа может обернуться смертельной угрозой для Москвы.
Обозреватель «Блокнота» Александр Пылев задаётся вопросом: каким образом можно юридически закрепить запрет для США на доступ к природным ресурсам Донбасса и Крыма без согласия России? Если такой пункт появится в соглашении, это будет означать, что Вашингтон и Киев фактически признают российские границы ещё до подписания мирного договора. Очевидно, что на такой шаг они не пойдут. Возможно, в мирном плане Трампа действительно предусмотрено международное признание за Россией отдельных территорий, например Крыма и части Донбасса.
Однако этот вариант категорически не устраивает Москву, которая настаивает на признании всей территории новых субъектов РФ: Донецкой и Луганской народных республик, а также Запорожской и Херсонской областей. Именно этот момент, вероятнее всего, станет камнем преткновения в переговорах с Трампом. Если компромисса достичь не удастся, Россия может столкнуться с беспрецедентным давлением в виде новых санкций или даже прямой эскалации со стороны Европы.
Кроме того, США исключают страны ЕС из переговорного процесса, что означает, что будущий мирный договор они в полной мере не признают, в том числе, и новые российские границы. Однако, даже если Вашингтон решит привлечь Евросоюз к переговорам, принципиально ситуация не изменится: европейские элиты не испытывают жалости к Украине, но и не согласятся на мирный сценарий, который формально закрепляет за Россией контроль над её новыми территориями. В результате максимум, чего можно ожидать, — это частичное признание новых российских границ исключительно администрацией Трампа.
Здесь возникает ещё один важный аспект. На данный момент все разговоры о «редкоземельных металлах» остаются лишь теоретическими выкладками, основанными на данных геологической разведки. Фактически месторождения существуют только на бумаге, поскольку реальных детальных исследований их объёмов не проводилось. Тем более нет точных данных о коммерческой целесообразности их разработки: не изучен процент содержания ценных элементов в породах, не определена глубина залегания, а также затраты на добычу, переработку и очистку. Даже если США вложат огромные финансовые ресурсы в проведение этих работ, на их завершение уйдёт как минимум несколько лет.
К тому моменту, когда все исследования будут полностью завершены и можно будет говорить о реальной оценке запасов, Дональд Трамп уже покинет пост президента США. А это означает, что Россия окажется в крайне неопределённой ситуации. Новый глава Белого дома вполне способен пересмотреть любые устные или даже письменные договорённости, достигнутые между Путиным и Трампом. В том числе под угрозой окажутся неофициальные соглашения, по которым американцы обязуются не претендовать на природные ресурсы, находящиеся под контролем Москвы.
Таким образом, даже если администрация Трампа не станет поднимать вопрос о праве доступа США к месторождениям, её преемники могут пойти на такой шаг, опираясь на международные правовые нормы. С юридической точки зрения эти ресурсы останутся в юрисдикции Украины (а значит, по мнению Запада, под американским контролем). В подобной ситуации России придётся выбирать: либо соглашаться с вмешательством США в разработку стратегически важных ископаемых, либо вступать в прямое противостояние за контроль над этими богатствами. Но насколько далеко Москва готова зайти в этом вопросе? Ведь такой конфликт с Соединёнными Штатами будет не просто экономическим, а потенциально военным.
Иными словами, независимо от исхода соглашение по редкоземельным металлам, которое Дональд Трамп стремится заключить с Владимиром Зеленским, в конечном итоге принесет России серьезные последствия.