Одним из значимых событий начала внешнеполитического года стало подписание Договора о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве между Россией и Исламской Республикой Иран во время визита иранского президента Масуда Пезешкиана в Москву. Соглашение установило правовую рамку сотрудничества двух стран по самому широкому кругу политических, экономических и гуманитарных вопросов и в перспективе может стать одним из элементов новой архитектуры евразийской безопасности. В четверг 27 марта президент РФ Владимир Путин внес в Государственную думу на ратификацию договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Россией и Ираном. А Дума, в лице ее спикера Вячеслава Володина, обещала рассмотреть этот вопрос в приоритетном порядке.
Между тем обстановка на Ближнем и Среднем Востоке остаётся напряжённой, а администрация США выступает с угрозами в адрес Тегерана. Хватает противоречий и в регионе Каспия и Южного Кавказа.
«Договор между Россией и Ираном показывает, что дипломатия двух стран видит мир одинаково. Россия совершает поворот на Восток. Президент Раиси также указывал на «взгляд на Восток». Это очень важно, так как мы смотрим в одну сторону», - считает Ранджбар Мешкин Даниал, ассистент кафедры теории и истории международных отношений РУДН им. Патриса Лумумбы.
«Договор о стратегическом партнёрстве предлагает России и Ирану интересное совместное будущее, - уверен Сейед Мохаммед Маранди, профессор Тегеранского университета. - У стран не очень продолжительная история торговых отношений (если иметь в виду современную историю). Обе страны сталкиваются с максимальным количеством санкций. Президентство Трампа непредсказуемо, и ситуация может даже стать хуже, чем была».
Юрий Лямин, старший научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий рассказал, что Договор между Ираном и Россией от 2001 года касался военно-технических вопросов опосредованно. Эта тема была в нём слабо оговорена. При этом за последние годы уровень военно-технического сотрудничества между Россией и Ираном вырос, что отразилось в договоре о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве 2025 года.
Важными составляющими Договора стали обязательства в области безопасности, противодействие односторонним ограничительным мерам (санкциям) третьих стран и создание независимых механизмов взаимных расчётов. По словам российского президента Владимира Путина, соглашение способствует развитию таких проектов, как АЭС «Бушер» и коридор «Север – Юг», который включает железнодорожную ветку Решт – Астара из России и Белоруссии до иранских портов в Персидском заливе.
«Подписание договора — это проявление политической воли между Россией и Ираном с целью укрепления двусторонних отношений. Добавит ли он что-то новое в отношения России и Ирана или это бюрократический документ для институционализации отношений? – задает риторический вопрос Сейед Эмамиан, доцент Тегеранского политехнического университета, сооснователь Governance and Policy Think Tank (Иран). - Договор стал политическим шагом вперёд, но мы должны помнить о вызовах, которые стоят перед нашими странами, и подумать о практической реализации соглашений».
«Заключение договора о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве стало результатом резкого усиления военно-политического и экономического давления со стороны стран Запада на Россию и Иран, и осознания руководством наших стран необходимости координировать усилия по преодолению санкционных проблем, - считает Александр Марьясов, чрезвычайный и полномочный посол России в Иране (2001–2005). - Договор не является военным союзом, но он фиксирует комплекс мер на случай нападения на одну из сторон или посягательства на суверенитет одной из стран. В рамках договора предусмотрены мероприятия между военными, политическими ведомствами и ведомствами по национальной безопасности для уточнения действий по противодействию внешним угрозам наших стран. Такая же работа по защите наших интересов ведётся и на международных площадках, в том числе в ООН».
Посол отметил, что важным направлением стратегического партнёрства является обеспечение безопасности в Прикаспийском регионе, в Закавказье, в Средней Азии и на Ближнем Востоке. «Нашим странам нужно придать новый импульс для сотрудничества в торгово-экономической области и в инвестициях, потому что взаимодействие здесь уступает взаимодействию в военно-политической сфере, - убежден Александр Марьясов. - Договор выводит наше сотрудничество на качественно новый уровень и фактически является дорожной картой развития связей во всех областях».
При этом он заявил, что «динамика российско-американских отношений никак не влияет на стратегическое сотрудничество России и Ирана».
Сейед Мохаммед Маранди сказал: «Отношения России и Ирана с Западом никогда не нормализуются. По крайней мере, в ближайшем будущем. При Трампе между США и Россией возможно только незначительное потепление». Он посоветовал нашей стране не держать все яйца только в корзине США – нужны корзины Ирана, Китая и других стран, потому что США могут менять свою политику в мгновение ока.
«У Ирана большой опыт отношений с Западом, который сначала подписал “ядерную сделку”, а позже вышел из неё, - подчеркивает Ранджбар Мешкин Даниал. - Ценность Ирана в том, что это не Восток, не Запад, но исламское общество. И у России, и у Ирана есть собственный потенциал. Они могут дополнять друг друга».
«Мы видим много общего между иранской ситуацией и ситуацией, которая сложилась в России. Это заложило фундамент сотрудничества и фундамент для договора, - констатирует Сейед Эмамиан. - Существует ряд уроков, которые мы можем извлечь из предыдущего опыта. В отношениях России и Ирана были взлёты и падения, периоды доверия и периоды недоверия. В любом случае – отношения России и Ирана оказывались под воздействием третьих сторон. Мы извлекли урок из последних событий в Сирии. Это был провал и России, и Ирана. Мы должны принять этот провал и отложить его в сторону как неудачный опыт».
Юрий Лямин наоборот считает, что «то, что произошло в Сирии, не надо забывать. Это стало крайне негативным опытом для наших стран. Из этого опыта нужно извлечь уроки».
Сейд Эмамиан рассказал, что на пути практической реализации договора между Москвой и Тегераном стоит несколько вызовов. Первый, отношения между нашими обществами. Нужны инициативы публичной дипломатии, которые задали бы нужный политический контекст. Второй вызов, нам нужно задуматься о геополитических факторах, которые представляют собой и возможности, и угрозы. Например, переговоры России и США и эскалация в регионе. Третий вызов, отношения со странами Персидского залива. Нам нужно выработать общий дискурс в отношении России, Ирана и арабских стран. Иран налаживает отношения с Саудовской Аравией и другими арабскими соседями, Россия должна учитывать чувствительность этого вопроса для Ирана.
«Должна быть создана платформа для взаимовыгодного перемещения товаров, - подхватывает тему Сейед Мохаммед Маранди. - Россия и Иран должны заняться мягкой силой — этот вопрос стоит ребром. Российские и иранские студенты мало знают друг о друге. Нужен диалог и совместные программы».
Ранджбар Мешкин Даниал уверен, что одна из причин подписания договора — это санкции, они стали катализатором. Иван Тимофеев, программный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай» называет заключение договора о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве между Россией и Ираном одним из ключевых событий во внешней политике. «У России и Ирана много общих интересов, особенно на фоне давления со стороны стран Запада», - отмечает Иван Тимофеев.
«Ситуация вокруг иранской ядерной программы ухудшается. Угрозы со стороны Израиля, давление со стороны США могут привести к эскалации в регионе, - убежден Юрий Лямин. - Россия может выступить каналом связи между Тегераном и Вашингтоном. Манера Трампа отличается от того, как ведёт себя руководство Ирана. Россия могла бы быть посредником между ними».
Сейед Эмамиан убежден: «Нам нужно серьёзно задуматься и о наших обществах. Западноориентированная часть общества пессимистично относится к сближению России и Ирана. Но, с другой стороны, мы стали свидетелями демонстрации политической воли на улучшение отношений между нашими странами. Нам нужно убедить наше население, что наше сотрудничество не мешает отношениям с третьими странами и идёт на пользу нашим государствам».