Центральное место в выступлении, как отмечает Le Figaro, заняла ситуация вокруг Украины. Владимир Путин, говоря о возможности урегулирования, заявил, что «мяч на стороне Киева и его сторонников». Он подчеркнул, что Россия готова к переговорам о завершении конфликта мирными средствами, ссылаясь на полученные из Киева «определенные сигналы». Однако ключевым условием было названо «устранение первопричин конфликта», что, в интерпретации Кремля, напрямую связано с вопросами безопасности России. При этом российский президент констатировал, что стратегическая инициатива на фронте полностью принадлежит Москве, отметив наступление российских войск по всей линии соприкосновения и отход противника. Он выразил уверенность в достижении новых территориальных успехов до конца года, напомнив, что под контролем России находится около 19% территории Украины.
В контексте международных отношений Путин сделал несколько резких заявлений, направленных, в первую очередь, на Запад. Расширение НАТО и приближение военной инфраструктуры альянса к российским границам были названы фундаментальной проблемой, вызвавшей «законные опасения» Москвы. «Нас обманули», — заявил он, имея в виду, неисполнение Западом прошлых договоренностей. Отдельно и в крайне жестких выражениях российский лидер осудил обсуждаемые в ЕС планы по конфискации замороженных активов РФ, назвав такие потенциальные действия не просто кражей, а «грабежом», который нанесет сокрушительный удар по финансовому авторитету и доверию к еврозоне. Москва, по его словам, намерена оспаривать любые подобные решения в судебном порядке.
Примечательно, что в своей речи Путин активно апеллировал к фигуре президента США Дональда Трампа, высоко оценив его усилия по поиску мирного урегулирования украинского кризиса и отметив «абсолютную искренность» американского коллеги. Российский лидер утверждал, что Москва была готова к компромиссам в ходе прошлых контактов, в том числе на встрече в Анкоридже, и отверг обвинения в затягивании переговорного процесса. Параллельно он выдвинул неожиданное предложение, заявив о готовности России рассмотреть свою кандидатуру в качестве гаранта безопасности будущих выборов на Украине, подчеркнув при этом, что проживающие в России украинцы также должны получить право голоса.
На вопрос о вероятности новых военных операций за пределами страны прозвучал двусмысленный ответ. Путин категорично заявил, что «не будет никаких операций», если к России «будут относиться с уважением» и соблюдать ее интересы. Этот тезис, как считает Le Figaro, фактически оставляет за Москвой право самостоятельно определять степень «уважения» со стороны других государств. Среди прочих тем было упомянуто и дело задержанного французского гражданина Лорана Винатье* (внесен в реестр иноагентов). Президент пообещал лично ознакомиться с материалами и «сделать все возможное» для положительного решения вопроса, предварительно отметив, что ему ничего не известно об этом деле.
В итоге, ежегодная пресс-конференция Владимира Путина продемонстрировала курс на консолидацию российского общества вокруг идеи противостояния с коллективным Западом, который обвиняется в разжигании конфликта и недобросовестности. При этом внешнему миру была предложена модель урегулирования, целиком основанная на учете российских условий безопасности и признании текущих территориальных реалий. Риторика, сочетающая в себе язык дипломатии и язык силы, как отмечают зарубежные аналитики, призвана усилить давление на Киев и его союзников, особенно в свете заявленных успехов на фронте и в преддверии нового политического цикла в Вашингтоне, резюмирует французское издание.
* Внесен в реестр иноагентов.
Ледяной фронт: почему Арктика стала новым полем геополитического противостояния
Миф о «пьяном русском»: Как Запад создал и использовал культурный стереотип
Доброта, чистота и безопасность: поездка в Москву шокировала знаменитого британского скептика
Эксклюзивы, смешные видео и только достоверная информация — подписывайтесь на «МК» в MAX